marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

"Жестокий романс" - ведь это и есть настоящее продолжение "Иронии судьбы".

"Ирония судьбы" - это сага о представителях "интеллектуального класса", которые смогли найти друг друга несмотря на все пространственные барьеры.
Галя и Ипполит ничем не плохи,
но они не свои,
они не знают стихов Пастернака и живут как принято жить в мире мещан и карьеристов.



Профессиональные занятия тут не играют особой роли - более значимым моментом является знание Пастернака, что поражает героя того же Мягкова в героине Фрейндлих в "Служебном романе". Она, оказывается, своя.
Пастернак стал каким-то паролем этого слоя людей, не уверен, что реальный Пастернак к этому имел отношение.
Интеллигентный герой находит такую женщину, которая непохожа на тех,  которых большинство

Дело ведь не в том, что Надя красивее Гали, а Лукашин сильнее Иполлита.
вот это кланово-интеллигентское обаяние фильма
Узнавание и обмен кодами "свой-чужой" в "Иронии" происходит долго, по существу, в течение всего фильма
они влюбляются друг в друга именно, когда она поет Цветаеву, а он поет про тетю.
До этого она еще поет популярнейшую среди оттепельной интеллигенции песню про Тихорецкую - и он понимает, что всю жизнь искал эту женщину.
А Галя видимо хорошая женщина, но такая... из народа, она явно не реагирует на Пастернака.


Тут есть, на мой взгляд, наезд на "Иронию" за то, что она представляет советское время в человеческом облике (как собственно, все и было).
Еще более сильный наезд за это на "Москву слезам не верит". Со стороны определенным образом ори
ентированной интеллигенции.

тут вся проблема в сложности отношения к этому феномену - любая избранность неприятна,
тем более избранность интеллигенции.

Про Пастернака - у Рязанова была фраза на эту тему в позднем интервью: "Что же, теперь и дворники будут читать нашего Пастернака?".
Но вот уходит это хрупкое сопротивление миру Иполлитов-Кнуровых-Вожеватовых, и мы ужасаемся обществу, оставшемуся без Лукашиных.
Вернее, с Лукашиными в прежнем пришибленно-униженном положении.
И тогда возникает ностальгия по этому миру

Ну ровно тем чем он привлекателен зрителям - добрый, честный человек, не умеющий пробиваться локтями, не ищущий выгодной женитьбы, не понимающий, что такое карьера,
Фильм еще создан в тот период, когда карьеризм в среде интеллигенции был бранным словом,
Отношения  тогда  строились ради отношений, а не ради выживания
в это время у людей было, пожалуй, самое главное для социума чувство: уверенности в завтрашнем дне.
Уверенности и стабильности жизни.
И поэтому люди могли думать не о том, как жить и выживать, а о совсем других материях.
Телкам не нужны были папики, а папикам телки.
Это не значит, что я хочу идеализировать то время и пытаться представить его как сплошную благость и елей,
но тем не менее - то, что люди далеко за тридцать думают не о кредитах, займах, откатах и ипотеке,
а о любви было нормальным, нормальным (!)
хотя были свои недостатки, конечно,
но они были ДРУГИЕ, не в этой плоскости лежащие.

это было поколение, которое не хотело тратить время на толкание локтями по жизни, когда можно полежать на диване и почитать Пастернака.

По ходу возник "новорусский" сюжет - Лукашин как лузер
нынешний мир Иполлитов-Вожеватовых - он весь исходит из ненависти к Лукашину и Деточкину.
Потом почему Лукашин слабый, что в нем слабого,
он хирург и, заметьте, без профдеформации, т.к. достаточно нормально общается и с друзьями и с домашними..
. К слову, встретив подходящую женщину, Лукашин  не "мямля, рохля, инфантил",
он просто не хапуга, не карьерист, не рвач.
и интеллигенцию эту в мещанство бы записала (лучше ее не было, но и она - не лучшая), и Лукашиных бы не хотела возрождать (безвольные, эгоистичные, импульсивные, невзрослые).
Проблема в том, что на их месте повыросли тупые упыри.


Ирония судьбы это прекрасный фильм поо советскую интеллигенцию.
Это - сага о тонкошеей прослойке, уже ощущающей свой неизбежный конец, но не способной его осознать.
она поосто исчезла как социальная группа с присущими ей характеристиками,
во всяком случае в том виде, какой была во времена создания фильма.

Она исчезла, но тут уместно вспомнить БГ "мы чувствуем сквозняк оттого что это место свободно"
Да и целом всё общество и общественные отношения кардинально изменились.
Соответственно персонажи фильма уже не являются референтными группами и типажами, которыми были в своё время.
Диалектика, закон отрицания отрицания )


Ирония судьбы описывает интеллигентский мир как вишневый сад,
который чудесным образом пытается устоять под ипполитовско-лопахинскими топорами.
Отличие от Чехова в том что рубка сада остается за кадром, переносится в Жестокий романс

Об этом Пелевин целую статью написал еще в 1993 - "Джон Фаулз и трагедия русского либерализма". «Выяснилось, что чеховский вишневый сад мутировал, но все-таки выжил за гулаговским забором, а его пересаженные в кухонные горшки ветви каждую весну давали по нескольку бледных цветов.
А сейчас меняется сам климат.
Вишня в России, похоже, больше не будет расти».



Пройдет почти 10 лет и тот же режиссер расправится с Лукашиным, в котором он увидит отдаленного потомка Карандышева.
"Жестокий романс" - ведь это и есть настоящее продолжение "Иронии судьбы".
Мягков и
грает в обоих фильмах, в том и другом он напивается и выглядит смешно и жалко, кстати, не случайно в обоих фильмах появляется Бурков в роли такого профессионального спаивателя.
 При этом, убежден, автор абсолютно не сознавал, что снимает нечто обратное по смыслу своему самому знаменитому фильму.
, Проблема, однако, в том, что от Лукашина отрекается его создатель.
Фактически он его убивает в 1980-е,
они к 1980-м годам сдали с потрохами всех своих Деточкиных и Лукашиных и в точном смысле слова поклонились золотому тельцу.
загадка только одна - насколько параллель Карандышев-Лукашин сознавалась самим Рязановым.
В какой мере он сознательно разделывался с героем Мягкова? Кстати, ведь "Жестокий романс" последний его культовый фильм.


Интересно, что сегодня особое неприятие вызывает именно "Ирония судьбы", а не "Жестокий романс" - то есть идея избранности интеллигенции, а не восторг перед силой и удалью русского купечества.
"Восторг перед силой и удалью русского купечества?" У Островского этого точно нет, .
Разыграть девушку в орлянку, чтобы сделать своей содержанкой (в перспективе ее путь - попользуются, и выброшена на панель).
Причем одному она - подруга
детства, другому годится в дочери (и оба - друзья ее родителей).
Довольно мерзкий поступок,
Попользоваться бедностью и беспомощностью.
 У Островского в этой, как и в большинстве других пьес - не восторг перед силой и удалью, а скорее непризянь.
Восторг перед сидлой и удалью - это, скорее, из позднесоветской, как раз интеллигентской мифологии, из серии "Поручик Голи-и-ицын..."


. У Островского нет и никакого восторга перед "Ласточкой", цыганами, хорошей водкой и красной икрой. Это есть у изголодавшегося по хорошей жизни советского интеллигента, который смотрит на Паратова примерно как Константин Леонтьев на Алкивиада.
Типа безнравственный тип, но какой сочный и яркий образ,
не то что этот Карандышев-Мягков, который хоть и не берет взяток, но при этом исполнен рессентимента к красивой жизни богатого сословия.


Ну да, тянуло на остренькое. Это в природе человека вообще, не только советского интеллигента.
"Добро уныло и занудливо, и постный вид, и ходит боком.
А зло - обильно и причудливо, со вкусом, запахом и соком".
Кстати, цыгане, море водки, "
Ласточка" и красная икра - это не "хорошая жизнь", по которой советский интеллигент изголодался, а именно излишества
(Островский это подчеркивает, и Паратов именно из-за этого и разорился).
"Хорошая жизнь" (по сравнению со всем мыслимым предыдущим) у советского интеллигента уже была, а тянуло именно на излишества.
Каковые в 90-е годы и не замедлили явиться, но для разных людей по-разному



сейчас все резко невзлюбили интеллигенцию. А Женя и Надя - такие типичные ее представители.
Может, потому, что именно интеллигенция призвала к реформам 90-х?
А не они ли, все эти Лукашины, с Огоньком в мозгах и Ельциным в сердцах, радостно слили СССР?
Они, конечно, и слили, разумеется, но самое главное, что еще ранее они были сами слиты Рязановым.
То есть они уничтожали СССР, будучи сами приговорены к смерти после его гибели. Кто-то это поняли очень рано, кто-то не понял до сих пор.

Интеллигенты воспитали хипстеров
сын Лукашина работает на Стрелке - бабушка устроила, по знакомствам диссидентским -
и пилит собянинский бюджет,
ходит на заукраинские митинги и ненавидит режым

эффективный менеджер споет с Лукашиным под гитару Окуджаву, апотом оптимизирует московскую медицину, выпьет с героем Буркова и вспомнит былое, а потом отрейдерит его завод.

Заметно, что среди недостатков Лукашина  его неверность невесте.
проблема - это неверность интеллигенции, готовность променять что-то старое, привычное и надежное на новое, экстравагантное и социально более близкое.
То есть не полагайтесь на этот предательский и ненадежный социальный слой, у которого в культурном коде записано право на предательство.

Слой вечно в искушении и предвкушении
Понимаете, проблема в том, что современный Лукашин, конечно, будет ненавидеть нынешнюю систему
и в общем его будет трудно упрекнуть в этом - сколько зарабатывает честный врач в поликлинике?
Нынешняя система заточена на его социальное уничтожение.
Куда, в какой Питер ему бежать?
Значит, он опять кинется в объятья тем, кто хотя бы временно подыгрывает его рессентименту.

============================================

Разные хорошие люди тут огорчились что я не прусь от "Иронии судьбы" и даже считаю это кино более наигранным чем может себе позволить даже кино.
Но вот в чем штука - этот фильм давно уже не фильм, это культурный феномен и манифест среды и эпохи.
Причем эпохи давно ушедшей и довольно кратковременной, золотого века советской буржуазности.
Такой странной причем буржуазности, обеспеченной непосильным трудом и подвигом предыдущих поколений, патерналистским государством и высокими ценами на советскую нефть.
И довольно ограниченной среды - образованными и благополучными жителями крупных городов, слегка богемными и слегка оппозиционными режиму.

Да, в то же самое время и иногда те же самые люди ездили в экспедиции по горным кишлакам Таджикистана, исследуя генетически обусловленные заболевания - как мой отец, искали полезные ископаемые в Арктике - как моя мама, или строили передовой гидрографический флот - как мой дед.
Но фильмы о подобных вещах в то время если и снимали, они не становились манифестом и событием.
Это очень досадно.
Потому что в итоге лейтмотивом эпохи стали свежевыданные государством одинаковые квартирки,
гарнитуры, сапоги и дубленки из стран соцлагеря,
милое пьянство как у Христа за пазухой
и стихи будто из уездной барышни альбома.
А не упоительная работа, не приключения и победы.
Не-действие.

Все эти фильмы сняты Рязановым и его поколением -послевоенной безотцовщины. Это - слепок времени: самостоятельные женщины и инфантильные мужчины. Фильм давал надежду и тем и другим. К тому же фильм очень атмосферный, он передает эпоху, когда не надо было никуда нестись, работать на трех работах, рассчитываться по кредитам.
Отношения строились ради отношений, а не ради выживания.

: самостоятельная женщина, не озабоченные выживанием: кого хочу - того люблю.
Современные женщины сильно ограничены в выборе, 90% предпочтет Ипполита, сегодня чувства - не главное.
Только это не квазибуржуазия,
это квазидворянство, подобное тому, которое дало Пушкина, Достоевского и прочих.

Буржуазия подразумевает предпринимательство, экономическую активность. Здесь этого нет. Именно дворянство, когда каждая первая девочка непонятно зачем заканчивала музыкальную школу.
По сравнению с сегодняшним днем, это было время расцвета культуры.
Один Таривердиев - чего стоит, а помимо него целый пантеон поэтов и композиторов.

Я вообще не понимаю почему все говорят "дворянство" будто это что-то хорошее. На мой взгляд складывание советского нобилитета - моя мама из таких, повредило всем больше чем поправило

Продолжением этого прелестного инфантильно-потребительского сознания стали события восьмидесятых, когда огромную страну с головокружительными возможностями для человеческой реализации променяли на джинсы и жевачку - более лучшую, чем из ГДР или Польши.
То есть весь этот милый капустник со стихами под гитару в меховых шапках конкретно запудрил людям мозги,
и если мой отец имел рабочую возможность пойти в кругосветку и совершить научное открытие,
то я и мои ровесники в массе имеют рабочую возможность купить гору жевачки себе и детям, а также взять ипотеку и машину в кредит, который будут



Ты вот только представь сколько пассионариев погибли на Донбассе, с обеих причем сторон. В ситуации гармонично развивавшегося Союза все эти люди занимались бы делами куда более осмысленными, нежели стрелять друг другу в башку.

Меня давно занимает вопрос: когда камень за пазухой (или в ширинке) стал доминирующей составляющей в "культовых" советских фильмах?
это феномен 70-х, конечно. до этого, кстати, были фильмы довольно сурово показывающие советскую уже действительность, но там была другая система ценностей - как "Жестокость" с Юматовым, один из моих любимых фильмов вообще, психологический истерн против разных тихо-кровожадных бюрократов и за отдельного человека

Залипла тут на "Место встречи", в отличие от многих советских фильмов той поры очень мне нравится, даже странно что они с "Иронией" из одной эпохи, ведь полная противоположность экзистенциального послания - "Ирония" тетешкает человеческие слабости и обещает благополучный исход всем севшим по пьяни не в свой самолет, а "Место встречи" не то чтобы бичует, но просто и честно говорит что за это бывает, как оно на самом деле в жизни устроено.
Но дело не в этом. В первый раз обратила внимание на разницу социальную между Шараповым и Жегловым; первый - москвич, горожанин из интеллигентов первого максимум второго поколения, то есть не особо рафинированный, но все же, второй - крестьянский сын и в общаге живет. Ну так, на полях заметочка, но любопытная.

https://www.facebook.com/mezuev/posts/10218359281679189


https://www.facebook.com/kurchatova/posts/10156849449492230
Tags: СССР, СССР интелигенция, СССР кино, СССР кино предчуствие
Subscribe

  • про идеализм

    в ЖЖ , а теперь в фб есть такой блогер - Роман Носиков. Он относится к направлению , которое называют "турбо-патриот"... - Раньше он очень…

  • что делать, если на вас свалились большие деньги.

    (судя по всему описанные события происходят в США) * Благодаря реддиту я узнала, что есть книги и целая категория советов, что делать, если на вас…

  • про детскую психологию

    Самый успешный раз моей работы с терапевтом был лет 12 назад. Причем, понадобилась всего одна встреча. Даже одно слово! Это был детский терапевт и я…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • про идеализм

    в ЖЖ , а теперь в фб есть такой блогер - Роман Носиков. Он относится к направлению , которое называют "турбо-патриот"... - Раньше он очень…

  • что делать, если на вас свалились большие деньги.

    (судя по всему описанные события происходят в США) * Благодаря реддиту я узнала, что есть книги и целая категория советов, что делать, если на вас…

  • про детскую психологию

    Самый успешный раз моей работы с терапевтом был лет 12 назад. Причем, понадобилась всего одна встреча. Даже одно слово! Это был детский терапевт и я…