условно говоря, "птенцы гнезда Петрова", конструирующие сюжет по заданному шаблону, когда автор - верховный правитель и, фактически, диктатор в своём мире,
и "потомки Пушкина", главный принцип работы которых - "даль свободного романа через магический кристалл ещё неясно различал".
Смотрите.
Есть басня "Ворона и Лисица", которую мы все знаем наизусть, скучно, надоело.
Меж тем, это ПЕРВЫЙ в русской литературе пример, когда появляется _внутренняя логика сюжета _, в противовес воле автора, как это было все предыдущие века.
С чего бы Вороне сидеть и слушать Лисицу, если у неё во рту прекрасный, пахучий, только что из-под санкций кусок сыра? Как мне недавно напомнила коллега Ольга Грузберг, "если хочешь быть здоров, ешь один и в темноте" 😁 Во всех предыдущих версиях этой басни Ворона тупо сидела и ждала, пока Лиса произнесет свои льстивые и коварные речи, чтобы послужить благому делу воспитания юношества.
А Крылов вводит (впервые!) психологическое обоснование, мотивацию поступка героя: "на ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж собралась, да ПОЗАДУМАЛАСЬ" (!!).
Вот это единственное слово запустило второй поток. Герои начали вести себя так, как им подсказывает внутренняя мотивация и характер личности.
Например, Татьяна Ларина "взяла, да отмочила шутку: выскочила замуж", совершенно неожиданно для самого автора.
К чему сей спич?
К тому, что современные авторы, скорее всего, неосознанно, тоже делятся на эти два потока: есть те, кто строит весь сюжет из готовых элементов (в таком случае вы можете быть совершенно уверены: если в начале романа одноклассница дарит герою какую -нибудь безделушку, в развязке это ружье обязательно выстрелит. Даже если герой остался без обеих рук, и нажимать курок нечем. Еще там будет весь набор штампов: чудаковатый недотепа -друг, очень злой антагонист, препятствия для большой любви... ) ; и есть истиные творцы миров, которые затевают историю, не зная, куда она их приведёт и чем закончится.
Читать последних неизмеримо интересней.
https://www.facebook.com/katerina.demina/posts/2240920352626118
Journal information