========================================
Дело в том, что люди, отвечающие за идеологию в нашем государстве, удивительно далеки от реальности (отчасти благодаря высокому социальному статусу, а «сытый голодного не разумеет», отчасти – из-за возраста, отчасти – из-за общей оторванности чиновников и обслуживающей их пропагандистской братии от народа).
Аксиоматически предполагается, что «людишки» просто глупы и ленивы,
вот надо зарядить в каждый телевизор и на каждый столб рекламу того, что многодетные семьи – это здорово и модно,
направить в каждую школу и женскую консультацию по проповеднику в рясе или чалме,
немного поощрить-заманить материнским капиталом,
и будут рожать и рожать!
А как они потом будут жить – ну это ж их сложности, да и вообще, какие проблемы-то?
Второй момент – это особенность консервативной идеологии, за которую решили держаться как за спасательный круг в последние годы наши власть предержащие (простите за каламбур).
Не то чтобы она совсем неверна.
Просто она актуальна для условного крестьянского общества.
Все живут в избах, нужно жилье для новой семьи – пошли срубили в лесу бревен, построили.
Все живут за счет пашни, нужно больше еды – пошли всей семьей распахали побольше земли, засеяли, сжали.
Это очень условно, потому что в реальной истории и лес принадлежал барину или государству, и земля, и работать приходилось на них, а не на себя.
Но позднесоветский горожанин в России, являвшийся чаще всего потомком во втором-третьем поколении выходцев из деревни, деревенскую жизнь представлял себе очень плохо,
но при этом был склонен крайне романтизировать ее («вот так сядешь себе на лавочку и глядишь на солнце над лесочком»,
тогда как в реальности там люди вкалывают с первых петухов и до поздней ночи,
в деревенском хозяйстве нельзя лениться или пропускать сроки: задержал дойку – у коровы перегорело молоко, не убрал сено до дождя – все промокнет, сгниет и будет нечем зимой кормить скотину, не посеял в нужные сроки – остался без урожая, и т.д.).
Откуда в крестьянских семьях многодетность?
Во-первых, потому что дети там очень рано вовлекались в производство, реально в достаточно тяжелый труд – в уход за скотиной и птицей, в прополку и уборку полей, в помощь по дому и т.д.
Во-вторых, высокая рождаемость объяснялась сверхвысокой смертностью от болезней, еще во второй половине XIX века в России половина рожденных крестьянских детей умирала в возрасте до одного года – из-за отсутствия разветвленной системы бесплатной медицины, обязательных прививок (которые вызывают такое негодование многих борцов за традиционную семью), антибиотиков и т.д.
«Зато тогда выживали сильнейшие, а сейчас из-за медицины и удобств люди вырождаются!» – приходится слышать порой такие заявления.
Такое говорят только не очень образованные люди, не знающие ни про упомянутую сверхсмертность, ни про прочие невзгоды и недоедание, из-за которых средний рост мужчин в России (да и в Европе в целом) в XVI – XVIII веках составлял около 160 – 165 см,
наши современники в ту эпоху казались бы сплошь великанами. Гниение и выпадение зубов, рахит, цинга – все это было побеждено лишь с развитием прогресса.
В общем, реальная жизнь крестьянской России еще совсем недавних веков – это не романтические картинки про гиперборейскую Русь из пабликов в ВКонтакте.
Между тем, насаждение этого ведет в верхах к развитию мышления, что люди-то живут примерно так же, как в виртуальном красивом средневековье. «А что это вы не можете себе заработать на жизнь?» – искренне удивляется типичный чиновник. Но горожанин – не крестьянин, он может занять некую вакансию либо открыть свое дело, но в рамках существующей экономики.
Если в российской глубинке сплошь крохотные зарплаты, где он будет зарабатывать на достойное содержание большой семьи? Это ж не условная задача – роди семь сыновей, с ними сруби для них новые избы, запаши новое поле, разведи путем спаривания стадо побольше и паси его на бесконечных заливных лугах…
Это вот пока был полным бюджет – можно было и «лишние деньги» потратить на выплаты, а сейчас зачем? У вас же есть традиционные ценности, телевизор, родили – живите. «Государство вам ничего не должно!» – опять-таки заявляет типичный чиновник.
Современная городская модель семьи – это в том числе огромные расходы на то, чтобы родить и вырастить ребенка.
Это давно отмечают социологи и на благополучном Западе (например, в той же Германии, локомотиве экономики Европы), называя многодетность едва ли основным фактором, способствующим переходу семьи из благополучных в неблагополучные.
А в России чиновники и идеологи это пропустили, запропагандировав сами себя тем, что на «загнивающем Западе» все беды от геев и либерализма.
Без экономического роста, причем сопровождаемого социальной политикой
(так как сам по себе экономический рост отнюдь не всегда дает рост благосостояние рядовых граждан
– наоборот, он часто происходит как раз за счет низких зарплат и экономии на социалке,
так как тут прибыли выше и сюда переносят производство из более богатых стран)
невозможна никакая последовательная политика на укрепление семьи и увеличение рождаемости в России.
Одним материнским капиталом дело не решишь – вот он есть с 2007 года, при этом в 2018 году впервые за 10 лет зафиксировали падение численности населения страны.
==================================
Вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова заявила, что Россия катастрофически теряет население. Собственно поздний капитализм, особенно в такой пролетаризированной стране как Россия, самый неподходящий вариант для воспроизводства населения. Госпожа Голикова посетовала, что не удается понизить смертность.
Понятно, что в этом нет ничего удивительного.
И тут дело не только в «медицинской реформе», которая ожидаема свелась к «оптимизации» в интересах крупного капитала.
Просто в России торжествует настоящий капитализм.
Работающие дохнут от чрезмерной работы, а неработающие от водки, наркотиков и депрессии.
Что до рождаемости, то, вообще, удивляюсь, как кто-то ещё рожает, за исключением отсталых сельских регионов Северного Кавказа.
Впрочем, новая реальность добирается и туда.
Вы сколько угодно можете призывать к отказу от абортов, проповедовать религию, домострой и традиционные ценности,
но ничто из перечисленного уже не поможет, потому что всё это держалось на мелкотоварное аграрной экономике, которой давно нет.
Сейчас все эти традиционные «радости» просто невозможны, сколько не агитируй.
https://sevastopol.su/point-of-view/pustye-tarelki-protiv-tradiciy-kak-mnogodetnost-stala-v-rossii-faktorom-bednosti?fbclid=IwAR2ajgjpmwHoeDW3RiZgjkueBr64bppL9LtZjIAWLPfaeWcdJWC_UM9i5V8
Journal information