marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про логичность и разумность политики государства

рассуждая о политике крупных организаций (государств, например) мы почему-то принимаем за аксиому, что она разумна, логична и последовательна,
в то время как в реальности она нередко бывает совершенно шизофренична.
Этот пример показывает, что в самой природе государства есть нечто кафкианское.

       


Китайская компартия и национальный вопрос.
Когда китайские коммунисты рвались к власти, они смело раздавали обещания.
Коммунисты клялись, что дадут меньшинствам право на полное самоопределение - вплоть до выхода из состава Китая.
Например, резолюция Всекитайского съезда Советов в 1931 провозглашала "категорическое и безусловное признание права нацменьшинствв на самоопределение... В Монголии, Тибете, Синьцзяне, Юньнани, Гуйчжоу и т.д. ... трудящиеся массы имеют право определить, хотят ли они покинуть Китайскую Советскую Республику". Эта же позиция выражалась в резолюциях партийных съездов, письмах Мао Цзедуна, начиная с 1920 г. и т.д.
Но после разгрома Гоминьдана и прихода коммунистов к власти в 1949, их риторика немедленно меняется. В октябре 1949 агенство Синьхуа телеграфирует своему региональному подразделению: "В период гражданской войны мы подчеркивали право меньшинств на самоопределение, с тем чтобы поднять их на борьбу с реакционным режимом Гоминьдана. Это было правильно на тот момент. Но сегодня ситуация изменилась коренным образом... Ради объединения нашего государства, ради противостояния заговору империалистов и их гончих собак.. мы не должны больше использовать этот слоган и не позволять использовать его империалистам и реакционным элементам среди национальных меньшинств".
Удивительное по прямоте признание. По сути, государственное информационное агенство признает, что право на самоопредление с самого начала было обманкой, направленной на мобилизацию меньшинств на борьбу с Гоминьданом. На самом же деле его никто не собирался принимать всерьез и после победы КПК этот лозунг был немедленно отброшен.


Уже через год после прихода к власти коммунисты начали массовую кампанию этнической идентификации (minzu shibie). До Мао Цзэдуна гоминьдановский режим признавал наличие в стране Пяти Рас: ханьцев, маньчжуров, мусульман, монголов и тибетцев. Как видите, режим Чан Кайши признавал только северные и северо-западные меньшинства, народностям же китайского Юго-Запада было отказано в субьектности. КПК решила это исправить.

Уже к 1953 году было признано 39 этнических групп. К 1964 году добавились еще пятнадцать, в 1982 - еще две. В итоге количество этнических групп в Китае выросло до 56 (вместо 5 как при Гоминьдане).
Этот результат был достигнут частично путем разбиения существующих этнических меньшинств на более мелкие - например, мусульман разбили на целых десять групп. Частично - путем выделения меньшинств из ханьского массива.

Так, Джордж Мосли обнаружил, что многие из официально признанных меньшинств Южного Китая понятия не имели, что принадлежат к меньшинству, пока им не сообщили об этом работники китайской Академии наук в 1950-е.
Кэтрин Палмер Кауп писала, что крупшейшее этническое меньшинство в стране, Чжуан, было выдумано коммунистами практически с нуля.
В общем, ранний коммунистический режим целенаправленно занимался нациестроительством и развитием этнической самоидентификации у меньшинств.

Что последовало за этим? Вы будете смеяться, но кровавые репрессии.
Если в 1949-1960 гг. к меньшинствам старались подходить с пряником, то с началом Культурной революции в 1966 на них обрушили кнут.
Красная Гвардия отправилась в населяемые меньшинствами районы с целью уничтожить "четыре старины": старую культуру, старые привычки, старые обычаи и старые идеи.

В Тибете большинство монастырей было закрыто, а реликвии уничтожены.
Мусульман заставляли выращивать свиней, а в деревенские колодцы бросали свиные кости.
Юго-западные меньшинства объявили пособниками врага и иностранными агентами.
В годы Культурной революции по всему китайскому Юго-Западу творилось примерно то же, что сейчас происходит в Синьцзяне.
В некоторых районах провинции Юньнань число "иностранных агентов" доходило до 20-30% взрослого населения.
Во Внутренней Монголии 16 тыс. "сепаратистов" были расстреляны в ходе наверное самой кровавой чистки эпохи Культурной революции.

Само собой разумеется, что саму систему национальных автономий бичевали за создание "искуственно созданных независимых царств". В Юньнани упразднили четыре национальные автономные префектуры, а от Внутренней Монголии отрезали еще две. В большинстве автономий "этнические" кадры подверглись чистке и были заменены китайцами. Все это подавалось под соусом классовой борьбы - утверждалось, что "национальная проблема - это в сущности классовая проблема".

После смерти Мао Цзэдуна наступила передышка. Пришедший к власти Дэн Сяопин объявил, что кровавые репрессии - это преступление Банды Четырех, к которому новые власти никакого отношения не имеют.
И это при том, что некоторые из этих репрессалий организовывал еще сам Дэн - при жизни Мао.
Тут мне видится некоторая параллель с Хрущевым.

При Дэне Партия принесла извинения перед меньшинствами за Культурную революцию.
Было заявлено, что КПК "переоценила роль классовой борьбы" и тем самым нанесла ущерб национальным кадрам.
Была принята обширная программа позитивной дискриминации: налоговое бремя на национальные районы было урезано, субсидии увеличены.
На нацменьшинства не распространялась политика ограничения рождаемости, им разрешалось иметь двух детей, в то время как китайцам - только одного.
Кроме того абитуриенты из меньшинств автоматически получали +10 баллов (из 100) на гаокао - киатйском ЕГЭ.

Какой вывод можно сделать из вышеозначенного?
Ну, например, такой - рассуждая о политике крупных организаций (государств, например) мы почему-то принимаем за аксиому, что она разумна, логична и последовательна,
в то время как в реальности она нередко бывает совершенно шизофренична.
Вот как в Китае - сначала сами развиваем у юго-западных меньшинств этническую самоидентификацию,
а через десять лет обвиняем их в выдуманных, фантастических преступлениях и массово заключаем в концлагеря.

Этот пример показывает, что в самой природе государства есть нечто кафкианское.
Просто в Китае это намного очевиднее, чем в Европе.

https://www.facebook.com/kamil.galeev/posts/2128079777261388

https://www.facebook.com/kamil.galeev/posts/2127883770614322


Tags: История, Китай, политика искусство возможного
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Сегодня День космонавтики – ровно 60 лет назад Юрий Гагарин впервые облетел Землю... Специально для вас я собрал все важные даты и события, которые знаменуют этапы покорения космоса человеком. Итак, поехали! 1957 – первый искусственный спутник земли (…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments