товарищ Горбачев и перестройка в Прибалтике часть 3
1989 год
27 августа опубликовано Заявление ЦК КПСС "О положении в республиках Советской Прибалтики".
___________________________________
Из дневника Медведева: "Отклики на Заявление ЦК по Прибалтике. Сдержанное отношение со стороны ЦК Компартии Литвы, но в самой республике резкая поляризация мнений. Неожиданно остро отреагировали в Латвии. Секретарь ЦК по идеологии Кесберс выступил с критикой Заявления на бюро ЦК, а потом по телевидению. Направлено письмо на имя Горбачёва, в котором содержится категорический протест против давления, оказываемого на республики. Муссируется тезис о том, что Заявление создано аппаратом без участия Горбачёва, опять в его отсутствие".
("Как "делалась" политика...")
___________________________________
30 августа принято Постановление ЦК КПСС "О кризисных явлениях в общественно-политической жизни Литовской ССР", предусматривающее мероприятия политического, пропагандистского и кадрового характера.
____________________________________
30 августа. Из телефонного разговора М.С. Горбачёва с В.А. Медведевым. Запись Медведева: "Из разговора с Горбачёвым по Прибалтике узнал, что Заявлению предшествовал неофициальный разговор Раисы Максимовны с Казимирой Прунскене /Одна из основателей "Саюдиса", Народный депутат СССР, Зам. Предсовмина Литовской ССР (1989-1990) -- Ю.Ч./, которая прямо заявила, что конечная цель движения в Прибалтике -- отделение от СССР. В Прибалтике муссируется версия, что Заявление -- поспешный плод деятельности консервативной части руководства, в то время, как Горбачёв не в Москве, а в Крыму. В России, среди некоренного населения Прибалтики и других республик -- одобрение Заявления и даже с оговоркой, что слишком поздно появилось. Неформалы и радикалы в России и национальная общественность Прибалтики, напротив, настроены резко против".
("Как "делалась" политика...")
____________________________________
/Интересно, что именно после этого разговора с Раисой Максимовной, Казимира Прунскене, состоявшая к тому же в близких дружеских отношениях с Г.Х. Поповым, А.А. Собчаком (однажды он сказал о ней: «У нас в стране наступит порядок, если Казимира Прунскене станет премьером»), А.Д. Сахаровым, Г.В. Старовойтовой и др., один из самых резких критиков Н.И. Рыжкова, и получила пост заместителя председателя Совета Министров Литовской ССР. Попытка подкупа или далеко идущие планы? -- Ю.Ч./
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Специальная вставка: "Информация к размышлению".
В интервью газете "Невское время" 17 февраля 2019 года Казимира Пунскене рассказала:
-- ...Еще задолго до того, как ушла в политику, я, преподавая в Вильнюсском университете макроэкономику, критически оценивала реальность принятого в Советском Союзе способа хозяйствования и периодически писала статьи, в которых рассказывала о сбалансированной, социально ориентированной рыночной экономике.
-- Неужели их печатали в советских газетах?
-- Нет, конечно! Мне даже свою докторскую диссертацию, где давались стратегические – экономические оценки хозяйственного механизма Западной Германии, пришлось сокращать. Сидела в Москве, в гостинице, плакала и вычеркивала половину рукописи. В общем, тогда от моей работы остались рожки да ножки. Но, разговаривая на эти темы с коллегами, я находила все больше единомышленников, причем происходило это на удивление быстро, особенно когда началась перестройка. И, конечно же, когда представилась возможность, я не могла не использовать потенциал горбачевской перестройки и гласности. Мы встречались с Анатолием Собчаком, Гавриилом Поповым, вместе развивали свои идеи, которые были в доперестроечные времена нелегальными, и даже в 1989 году на Конгрессе и Верховном Совете они были для многих новыми, а для центральной власти СССР – неприемлемыми.
...Кстати, я была первой, кто открыто заявил о необходимости реформы нашей экономической и политической системы. Я тогда сказала: «Лучше жить хорошо врозь, чем плохо вместе».
...Я не акцентировала того, что Литва стремится выйти из оккупационного режима, это был не мой жанр. Я предлагала трансформировать сами принципы рынка и дать каждой республике – на примере трех балтийских – возможность реализовать свой потенциал, двигаясь вперед с той скоростью, на которую она способна. А эта мысль воспринималась очень хорошо. Ее поддержали Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Собчак, Святослав Федоров и, кстати, Назарбаев – он, судя по всему, тогда, как и мы, балтийцы, уже планировал путь отсоединения от Советского Союза...
Я помню, как однажды на эту тему выступал академик Cтанислав Шаталин, и потом, несколько лет спустя, он не раз говорил, что, если бы в 1989 году Верховный Совет принял идею Прунскене о переходе от централизованного управления на модель общего рынка, все имели бы куда меньше экономических потерь. Это действительно было так, но, увы, кое-кто воспринимал мои выступления в штыки. Я вам больше скажу: о таких вещах мы могли говорить только в те дни, когда заседания вел Горбачев, потому что Анатолий Лукьянов, Николай Рыжков и другие – вы же знаете их имена – пытались отстоять централизацию. Но, так или иначе, 27 ноября 1989 года, после шестимесячного обсуждения, мы получили больше двух третей голосов, я вышла после заседания в коридор, меня окружила толпа журналистов, и мне стало окончательно ясно: нашей независимости – быть.
...Промышленность Литвы в то время была довольно развита: энергетика, машиностроение, приборостроение, деревообрабатывающая, легкая, пищевая.
Литва же имеет очень выгодное географическое и геополитическое положение, позволяющее развивать торговлю продовольствием и туризм. Это был наш шанс, и мы пошли этим путем.
Кстати, в мае 1990 года я почти два часа беседовала о том же самом с Маргарет Тэтчер, и она точно так же, как вы сейчас, спросила: «Насколько, госпожа Прунскене, по вашему мнению, будет жизнеспособна Литва и сколько именно для вашей страны будет нужно финансовых вливаний?» Я тогда ей объяснила свою позицию.
-- Если я правильно понимаю, точно такие же беседы вам пришлось вести и с Джорджем Бушем, и с Франсуа Миттераном, и с Гельмутом Колем...
-- Тем бесед было много: политических, экономических, и меня везде понимали правильно. Понимали и, конечно, содействовали.
(https://nvspb.ru/…/kazimira-prunskene-luchshe-jit-horosho-v…)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
____________________________________
8 сентября. Заседание Политбюро ЦК КПСС (Обсуждение вопросов очередного пленума ЦК и политической обстановки в ряде регионов страны).
Горбачёв:
...Здесь один из крупнейших вопросов -- о языке. В своих решениях на этот счёт мы что-то недодумали. Будем самокритичны -- прозевали. Получилось так, что вся эта идея государственных языков пока приносит вред. Вон в Финляндии -- два языка государственных, хотя шведов там всего 3 процента. Почему в Латвии не может быть два государственных языка при 50 процентах нелатышей? Или -- посмотрите на Швейцарию. Надо додумать эту проблему. Может быть, русский обозначить как общегосударственный, а в республиках ещё и государственный. А то -- в Молдавии ввели государственный, а ни учебников, ни программы, ни пособий, ни знания языка учителями. Да, Ленин не навязывал русский язык. Но теперь-то получилось так, как получилось. И что -- будем кромсать? Словом, вопрос о языке очень важный.
Яковлев:
Ленин выступал за свободу выбора языка. Вопрос о языке очень важен.
Горбачёв:
...Прибалтам по телефону сказал: реальная федерация и единая КПСС, об остальном договоримся. Если вы не согласны, вы уже не партнёры, а оппозиция, и мы с вами так и будем вести дела.
("В Политбюро ЦК КПСС...", с. 504-507)
____________________________________
____________________________________
13 сентября. Встреча М.С. Горбачёва с руководителями прибалтийских республик.
Горбачёв:
У нас есть полная возможность обсуждать и решать любые вопросы, касающиеся республик, -- при условии сохранения, но реформирования Федерации, единства КПСС и обеспечения равенства всех людей, независимо от национальности.
Вяляс (ЦК КП Эстонии):
Заявление ЦК надо было сделать на год раньше и, конечно же, не такое, каким оно получилось. Оно вызвало шок в республике своим языком и не только. Неожиданностью. Мы ничего не знали о подготовке такого шага. Отсутствует в нём осуждение шовинистических настроений. Сейчас самое главное -- борьба против крайностей радикализации общественных движений, как с одной, так и с другой стороны.
Вагрис (ЦК КП Латвии):
Реакция на Заявление негативная. Её можно назвать сопротивлением. Подготовку и публикацию таких заявлений следовало бы упреждать, готовить и не передавать в субботу. Мы три месяца готовили программу действий. Народный фронт Латвии опубликовал свой проект новой программы: "Латвия -- вне Союза". Безусловно, нужен новый, обновлённый Союзный договор.
Бразаускас (ЦК КП Литвы):
Экономическая жизнь в республике протекает нормально. Но налицо обострение общественно-политической ситуации. Многие в республике трактуют суверенитет как независимость. Нужно учитывать мононациональность населения республики. Это её особенность. "Саюдис" тоже неоднороден, в нём чётко различаются три крыла. Этим определяются наше отношение к нему и работа с "Саюдисом".
Бресис (Совмин Латвии):
Нежелание союзных органов учитывать национальные интересы республик, необходимость расширения их экономической самостоятельности сочетаются с неготовностью на местах.
Сакалаускас (Совмин Литвы):
Необходимо обратить самое серьёзное внимание на проблему взаимоотношения армии с населением республики. Полнее учитывать экономические, экологические и чисто человеческие проблемы отношений военных с местным населением. С другой стороны, улучшать условия для военнослужащих, решать их жилищные проблемы.
Горбунов (Президиум ВС Латвии):
По существу действительно много неясностей в правовом статусе, суверенитете республик.
Горбачёв:
Сегодняшняя встреча подтверждает необходимость таких контактов, отражает взаимное стремление найти решение возникших проблем. ...Радикализация и активизация сепаратистских настроений в республиках отражают боязнь этих сил потерять инициативу. Но это аргумент в пользу того, что надо нам активнее идти вперёд и в проблемах экономической самостоятельности республик, и в решении других вопросов, которые найдут практическое воплощение в платформе КПСС по национальному вопросу, в том числе и в вопросе об определении статуса суверенитета республик. Здесь говорили, что Заявление по Прибалтике вызвало шок в республиках. Но хочу сказать, что оно было вынуждено насущной необходимостью.
Нужна ясность позиций в вопросах самоопределения в рамках сохранения Союза. Главное, держаться ближе к народу, не поступаясь принципами.
("В Политбюро ЦК КПСС...", с. 508-509)
_____________________________________
15 сентября в "Правде" опубликовано интервью Б.Н. Ельцина телекомпании Ти-би-эс. О прибалтийских республиках Ельцин сказал: "Надо дать им независимость, дать им экономический суверенитет и экономическую независимость, права, хозрасчёт. А дальше они пусть решают сами, выходить из состава СССР или не выходить".
("Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991". М., 1991. с. 444)
25 сентября Верховный Совет Литвы объявил присоединение республики к СССР в 1940 году незаконным.
25 сентября -- 28 ноября на состоявшейся 2-й сессии Верховного Совета СССР предоставлены широкие права в экономике республикам Прибалтики, Белоруссии и Свердловской области.
_____________________________________
9 ноября. Заседание Политбюро ЦК КПСС (Вопросы перевода на хозяйственный расчёт Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии).
Горбачёв:
Я встречался до праздников с представителями Эстонии и Латвии. У них ощущение, что деваться некуда, надо выходить из СССР. Никакие попытки с республиканским хозрасчётом не дадут им самостоятельности. Так они считают. Потому что Центр не готов дать настоящую самостоятельность, а следовательно, и настоящий хозрасчёт.
С одной стороны, это шантаж. Но мы должны держать инициативу в своих руках. И опят показывает, что самые отпетые националисты далеко пойдут. Однако надо иметь в виду, что наряду с сепаратистскими происками есть и реальные вещи, по которым надо принимать решения. И наполнять реальным содержанием республиканский хозрасчёт. Чтоб нам не пришлось потом соглашаться на очередной "похабный брестский мир". Деваться действительно некуда, но исходить надо из своей концепции. И проводить её в жизнь, а не топтаться на месте и упускать время.
Ситарян /Один из авторов и идеологов закона 1988 года "О кооперации", Первый заместитель председателя Госплана СССР (1986-1989), Заместитель Предсовмина СССР (1989-1990) -- Ю.Ч./:
Компромисса с Прибалтикой нет и не будет.
В.С. Павлов. Также считает, что компромисса не добиться.
Горбачёв:
А вы что, хотите удержать их ценами на топливо, через энергетику?
Воротников:
Если мы им поставим неприемлемые экономические условия, то это будет сигналом для них -- уходить из СССР.
Горбачёв:
Но мы им должны показать: кто станет на путь разрыва, тот обрекает свой народ на прозябание. И это они должны почувствовать. Нам надо занять прогрессивную позицию в целом, а не по частям торговаться.
Воротников:
Если сказать всё, как мы ведём разговоры с прибалтами, то в России будет взрыв.
Абалкин:
Должен быть закон о порядке выхода из СССР.
Горбачёв:
В связи с ухудшением экономической ситуации в стране у прибалтов появился новый мотив: "Мы не хотим погибнуть в этом общем хаосе".
Рыжков:
Всё у них нацелено на подготовку выхода из СССР. Все эти дискуссии с нами -- это только предлоги, оттяжка времени. Как только победят на выборах -- вынесут решение об уходе. Что делать? Ввести общий свободный рынок между изолированными республиками? Но это -- хаос. Надо бояться не Прибалтики, а России и Украины. Пахнет общим развалом. И тогда нужно другое правительство, другое руководство страны, уже иной страны. В русских коллективах Прибалтики начинается эволюция -- от конфронтаций к единству с местным населением.
Медведев:
Единственный путь -- действовать через экономику. Не думаю, что однозначно и обязательно все проголосуют за выход.
Горбачёв:
Первая задача, также и для средств массовой информации, -- пропагандировать нашу платформу. Всё, что там заложено, мы будем отстаивать. Тут есть отставание. Даже рубрика "Наш общий дом" исчезла с экранов телевидения. Надо иметь программу действий для средств массовой информации. Наши решения потихоньку растаскивают. Уже привыкли, что решение приняли, а на другой день эти решения уже забыты.
...Телевидение должно ежедневно отстаивать и пропагандировать нашу платформу. Убеждать, что мы готовы сделать шаг и что этот шаг будет существенным навстречу к решению национальных вопросов.
Медведев прав, что продвижение достижимо через экономику. Но и тут нужно основательно и конкретно показывать конструктивность нашего подхода. Может быть, выработать какой-то проект республиканского хозрасчёта? Типовой. И с комментариями его выпустить. Обсудить на Верховном Совете СССР. Мы должны действовать на опережение.
Тут много сказано тревожных слов. Не впадаем ли мы в преувеличение? И такая ли уж действительно ситуация, что караул кричать? Нет? -- Нет. Ну тогда надо действовать. Обобщить всё сказанное на этом политбюро и выработать линию. Пока прибалты нам навязывают логику, а не мы им. А проблема отделения -- это не проблема одной республики, эту проблему будет решать вся страна.
(Создаётся Комиссия: Слюньков, Воротников, Лукьянов, Усманходжаев, Гиренко, Ситарян, Павлов, Нишанов.)
("Как "делалась" политика...")
_______________________________
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2346273655655133&id=100008175637333