Помимо инструментов стимулирования в отношении определённых желательных процессов и отношений, органы государственного управления могут быть поставлены перед необходимостью замедлить и затруднить какие-то неприемлемые (с точки зрения государства) процессы, феномены, события или отношения, редуцировать возможности их развития в нежелательном направлении или с нежелательными параметрами.
На это направлен своим действием такой инструмент государственного управления, как замедлитель (ингибитор).
Замедлитель — искусственная помеха или комплекс помех.
И, как ни странно, это — один из инструментов государственного управления.
Этот инструмент используется при следующих условиях:
1) когда государство не в состоянии по тем или иным причинам запретить, пресечь или существенно напрямую ограничить определённые отношения, феномены, события или процессы (в силу ли обоснованного опасения острого резонансного негативного социального реагирования со стороны общества на такие действия государства, в силу ли существенной ригидности и резистентности предметно-объектной области государственного управления к государственному управленческому воздействию и влиянию),
но при этом всё же
2) стремится максимально редуцировать (свести к самому минимуму) такие отношения или процессы, а в силу вышесказанного вынуждено действовать средствами непрямого и неявного действия.
Чисто инструментально могут применяться следующие способы:
1) «прошивка» («пробивка») среды деятельности «замедлителями»:
— создание высокоинертной, замедляющей среды (призванной через создание и провоцирование многочисленных помех, проблем и/или затруднений (судебные тяжбы, бесконечные проверки и проч.) «задёргать», «замотать» объект-жертву, чью деятельность решено затруднить, а жизнь — осложнить);
— дополнительное введение обязательных к исполнению (объектом-жертвой, на которого рассчитан своим действием данный подход) процедурных этапов и действий, что замедляет его деятельность до такого состояния, что она становится невыгодной и/или слишком сложной и затратной (по финансовым, временным или людским затратам) и постепенно вынужденно снижается или затухает (вплоть до полного сведения на нет);
— создание условий, при которых работа основных ресурсов объекта-жертвы (или ключевых ресурсов, которыми объект-жертва постоянно активно пользуется и которые для него существенно важны) замедляется и затрудняется до такой степени, что ими становится практически невозможно пользоваться;
— «прошивка» системы коммуникаций (интерреляций) объекта-жертвы (внутри него или с внешними субъектами и объектами) замедлителями и избыточными искусственными помехами (барьерами);
2) создание условий, в которых априорная принципиальная невосприимчивость государственных органов к обращениям объекта-жертвы лишает смысла такие обращения;
3) «прошивка» автономного порядка замедпителями, снижающими его жизнеспособность, что вызывает необходимость возвращения к государственному нормативному правовому регулированию и повышению меры участия государства.
В.М. Баранов, А.Г. Чернявский, И.В. Девяшин и Д.Л. Пешехонов выделяют несколько схожий по своей природе инструмент, называемый ими как «депоощрение» (в ряде его значений).
Ссылка: Понкин И.В. Теория публичного управления: Учебник для магистратуры и программ Master of Public Administration / Предисловие д.ю.н., проф. А.Б. Зеленцова / Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ. – М.: Буки Веди, 2017. – С. 289-291.
https://www.facebook.com/anton.m.gavrilov/posts/2134471819999165
Journal information