26 июня родился Яак Йоала (1950-2014), певец, сделавший правильный выбор отказа от карьеры.
Надо понимать, что для Йоалы все сразу пошло примерно так же, как для Жени Белоусова, но этот профессионал с прибалтийской внутренней дисциплиной, выдержал роль «солнечного» парня до логического финала.
Йоала, подобно Белоусову, склонялся к року, причем настолько, что за исполнение чуждых ритмов его выгнали из Таллинского музыкального училища и забрили в армейский ансамбль.
Придя из армии Йоала начал солировать в различных рок-группах, одновременно экспериментируя в играх с официальным музоном. И вот эти игры завели его от роковой дорожки куда как далеко. В 1970 Йоала взял да выиграл республиканский конкурс комсомольской песни, в 1971 конкурс молодых эстрадных певцов. В 1975 удостоился спецприза жюри на международном фестивале в Сопоте.
Победа в Сопоте вывела Йоалу на всесоюзный уровень. В очередь к нему выстроились Тухманов, Зацепин, Паулс. Сам Яак признался: «Да ничто мной не двигало. Скорее, меня двигали, тянули».
Еще бы не тянули. Йоала ложился в концепцию председателя Гостелерадио Сергея Лапина о том, каким должен быть эфирный певец.
Лапин (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/17926.html) был славен тем, что произвел на телевидении ротацию, убрав из эфира прозападных звезд 1960-ых: Мондрус, Ведищеву, Миансарову (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/182501.html), Мулермана (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/143052.html), Ободзинского (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/194206.html)... Их заменили Лев Лещенко, Геннадий Белов (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/120904.html), Валентина Толкунова, Евгений Мартынов (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/80207.html), Людмила Зыкина.
С точки зрения развития советской эстрады это был, увы, шаг назад. Лапин парадоксально сделал главным направлением музыку для поколения 35+, которое застало великолепный вокал Сергея Лемешева, Владимира Бунчикова, Георга Отса. Для этих людей сценический образ певца был не так уж важен, их эстетическая база закладывалась во времена господства радио. Делался упор на традиционный лирический репертуар. Эксперименты с джазом, рок-н-роллом или сценическим движением не приветствовались. Певцу надлежало петь в пинджаке, стоя перед микрофоном.
Для этих шаг влево – шаг вправо революционным показался даже типичный исполнитель классики Сергей Захаров (слишком молод и нравится девушкам), его убрали. Место возмутителя спокойствия, которое, это Лапин чувствовал, было необходимо заполнить, отвели Алле Пугачевой.
Так вот, Йоала вполне устраивал всех. Представительный, с чуть иностранным акцентом, но это даже хорошо. По поводу быстрой столичной карьеры Яак говорил:
«…наверное, были какие-то интриги, но я не знал об этом ничего, так как был человеком со стороны. В то время я был «национальным кадром» из Эстонии. Из каждой республики должен был быть свой представитель, свой болван. Ну, помните, из Казахстана была Роза Рымбаева, из Украины София Ротару. Все вместе мы должны были показывать людям, как хорошо мы живем.
В Москве были, конечно, свои игры, но мне не нужно было воевать за место в концерте или в «Голубом огоньке». Меня никто не мог заставить петь то, чего я не хотел. Везде я сам предлагал свои песни – нравится, берите, не нравится – не надо».
Но и песни Йоалы могли пройти самый строгий худсовет. Высокопрофессиональная лирика: «Фотографии любимых», «Подберу музыку», «Солнечные часы», «Я рисую».
Слушая нарезки «С добрым утром» можно убедиться, что Йоала звучал в передачах начала 1980-ых чаще некуда.
Высший пик его популярности случился в 1985 году, когда Яак исполнил в дуэте с Софией Ротару «Лаванду». Об этой песне он бросил:
«А «Лаванду», кстати, я спел в первый и последний раз в жизни, когда мы ее записывали с Софией Ротару для «Голубого огонька». Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность».
Когда Йоала в 1988 ушел с эстрады, ему еще не было и сорока. Сразу обозначились слухи, что у певца рак горла. Позже, когда Йоала умер, в загадках его ухода ковырялись профессионалы скандальных ток-шоу. Между тем, все закономерно.
Во-первых, «просел» сам тип артиста лапинского эфира. Проталкивая «свою» эстраду Лапин совершенно не учитывал молодежный сегмент, а это основной потребитель. Магнитофонная культура телевидение теснило, пока не состоялась полная победа. Даже телевизионные суперхиты типа «Травы у дома» и «Комарово» нравились малышам и их родителям, оставляя любителей рока русского и попсы западной ироничными. Неофициальное подполье стало задавать моду и выиграло, советскую эстраду угробив.
С перестройкой сцена начала стремительно молодеть, вчерашние кумиры выглядели анахронизмом.
Правильно поступил Йоала, что ушел? Посмотрим на оставшихся. Быстро именно что надорвались Белов и Мартынов. А много ли спел нового самый удачливый представитель поколения Лещенко?
Во-вторых, прозападный рокерщик Йоала не заходился в самомнении от востребованности в качестве попсовика, аттестуя российскую эстраду словами: «Как был плохой вкус, так и остался».
«Я ушел вовремя. Мне надоела вся эта работа и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек».
В-третьих, Эстония уже в 1988 взяла курс на жесткое отделение от Союза и задержись Йоала в Москве еще чуть, его бы вообще могли вынудить распрощаться с Родиной. Успех Йоалы в Эстонии встречали раздраженно, кличкой «кремлевский соловей».
Певец признавался:
«Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии и вдруг стал петь по-русски, считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось».
С сорока и до самой смерти жил Йоала не на виду, занимаясь воспитанием музыкальной молодежи.
Умер в 2014, перечувствовав массу сердечных болячек.
Песни его остались.
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/204671.html
Journal information