marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Шукшин

Шукшинского культа я не поддерживаю.
Понимаю, откуда он взялся, но не вижу в нем смысла.

Впервые прочел рассказы Шукшина лет в тринадцать - макулатурный, кажется, белый томик с зелеными надписями.
Показалось скучным.
Ну, 13 лет, понятно, хотелось фантастики, ярких героев, или чтоб хотя бы смешно.
У Шукшина же в рассказах занимались своими мелкими делами простые и совершенно неинтересные люди, типа тех, что ежедневно окружали меня повсюду. Ограниченные, прокуренные, довольно злобные и даже местами страшноватые.
В общем, я тогда счел, что не дорос и перешел к Библиотеке Современной Фантастики.

Перечитывал пару раз спустя годы.
Фильмы, конечно, смотрел.
Беседы и дискуссии вел, но никто так и не смог мне ничего втолковать, пока, как обычно, я сам не понял.

Феномен Шукшина - и, как его ни поддерживают усиленно, феномен уходящий, как и феномен Высоцкого - это скорее не феномен таланта, хотя талант безусловен.
Но это скорее феномен "ложки к обеду", плюс - необходимая толика своевременного пиара.

В Шукшине сошлось все, что так требовалось советской интеллигенции раннего послесталинья.
И происхождение - село Сростки, надо же! - и расстрелянный отец, и трудовой путь - все к одному: и шофер, и матрос, и потом внезапно учитель литературы и директор сельской школы, и вообще, как Ломоносов, в лаптях - во ВГИК.
И имя его отчество удачное - Василий Макарыч же!
Да будь он какой-нибудь Владимир Сергеевич, оно не так бы работало.
И внешность - крепкая, мужицкая, и сибирская легенда, (на самом деле, алтайская, да кто там из Москвы различит), и успешный старт как режиссера и быстрое врастание в творческую тусовку - в том числе благодаря именно категорической непохожести на местных тусовщиков, ну а там и вхождение в моду.

Но и этого было бы мало, конечно, если бы Шукшин, и интуитивно, и благодаря своей смекалке, не нащупал общественный (а скорее, интеллигентский) запрос на "мужицкость", на "народность", на "простого человека".
Конец пятидесятых - это было тяжелое послевоенное время, мужчин выбило изрядно, бабий запрос на крепкого мужика витал в воздухе.


Плюс, после смерти Сталина и начала "оттепели" стало возможным изображать этого самого крепкого мужика откровеннее, не только пламенным коммунистом, борцом за перевыполнение норм по углю и зерну, справным колхозником и несгибаемым революционером.
Война - а затем смерть Сталина - вообще многое поменяла в народном и общественном сознании, так что почва ждала нового семени.

Довоенному поколению, видевшему и вынесшему всю народную хтонь на себе - да и самому бывшему той само хтонью, Шукшин ничего нового бы не рассказал, и на фоне какого-нибудь Шишкова, как мне кажется, проигрывает, (кстати, уверен, что Шукшин находился под мощнейшим влиянием Шишкова и даже взялся писать про Разина - идя по стопам Шишковской трилогии о Пугачеве).

Военному поколению, видевшему хтонь войны и участвовавшего в ней народа - тоже.

А вот послевоенному поколению, оттепельщикам и затем семидесятникам, находившимся в поиске новых идей, тем и смыслов, Шукшин очень даже пригодился. Забавно, что эта схема - неотесанный самородок из глубинки, приносящий свежее дыхание в застоявшуюся духоту столичных салонов, - практически неизменна во все времена.
Точно так же, например, прогремел в холодном Питербурхе своими жовиальными малороссийскими рассказами Гоголь, ставший прямым полпредом Малороссии на Севере. Он так же подгадал по времени: за десять лет до "Вечеров" они никому не были бы нужны, а спустя десять лет - интерес к Малороссии уже подутих и такого шума бы не случилось.

В принципе, Шукшин сделал то, что ровно за сто лет до него сделали т.н. писатели-"семидесятники" 19 века, вовремя повернувшись лицом к т.н. "народу".
И точно как и тогда, столичная интеллигенция тому восхитилась.
Это оказалось - на тот момент - свежо, мощно, и, хотя и конечно, подцензурно, но все-таки прямо вот на грани фола, прямо вот с фигою в кармане потертого пиджака, накинутого поверх кирзовых сапог, в общем, все, как интеллигенция любит.
А Шукшин не отказывал себе в удовольствии подыграть... и, в общем, все остались довольны: сам Василий Макарыч, ставший олицетворением "простого русского мужика" для городской интеллигенции, и городская интеллигенция, от народа далекая, но никогда не упускающая момента подчеркнуть свою к нему близость и любовь.
Которая только потому и жива, что платонична и не вступает в прямое соприкосновение с объектом.
А не дай бог, вступит...
Рекомендую в этом разрезе почитать дневники писателей или воспоминания их жен, эвакуированных во время войны в Елабугу и прочее Поволжье, там очень много интересного ).

Спустя пять - десять лет в моду войдут деревенщики, а потом и т.н. "городская повесть", которая станет разрабатывать те же темы, и оригинальность Шукшина быстро растворится в потоке последователей, но Шукшин стал первопроходцем.
И в этом его удача, его феномен и его миф.

Но спустя годы, мне кажется, нам, пережившим девяностые и все, что за ними последовало, уже странно поддерживать этот миф.
Мы получили много, скажем так, дополнительной информации. У нас теперь на глазах нет - надеюсь, - ни шор ни розовых очков.
Мы - полагаю, - знаем, что из себя представляет так называемый "простой народ".
Да, это глубинная вещь в себе, хребет нации и основной производитель желудочного сока.
Его президент Путин, его хата с краю, он ненавидит хачей и пидорасов, он смотрит исподлобья, курит в кулак, отсидел хз за что и при случае легко ткнет ножом в печень.
Нет в нем ни загадки ни романтичности,
он прост, устойчив, себе на уме,
и хотя любить его особо не за что,
ладить с ним можно.
А писать о нем скучно

https://www.facebook.com/vis.vitalis.75/posts/2364629503651725

Tags: Литература
Subscribe

  • три мушкетера и политический идеализм

    Хорошее наблюдение Дюма. Его герои, даже к примкнув к той или иной партии из принципа: 1. хорошо понимают цену своим предводителям - их личности и…

  • про наемников

    В процессе дискусcии выяснилось, что у многих наших современников имеются очень наивные представления о мироустройстве и психологии человека. Что,…

  • про разный исторический контекст

    Зощенко говорил, что так называемые «хорошие люди» — хороши только в хорошие времена. В плохие времена они — плохи, а в…

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • три мушкетера и политический идеализм

    Хорошее наблюдение Дюма. Его герои, даже к примкнув к той или иной партии из принципа: 1. хорошо понимают цену своим предводителям - их личности и…

  • про наемников

    В процессе дискусcии выяснилось, что у многих наших современников имеются очень наивные представления о мироустройстве и психологии человека. Что,…

  • про разный исторический контекст

    Зощенко говорил, что так называемые «хорошие люди» — хороши только в хорошие времена. В плохие времена они — плохи, а в…