marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Рейтинг ошибок в восприятии информации

Итак, какие наиболее типичные ошибки восприятия мы видим в массовых обсуждениях новостных и аналитических текстов?
"почему и как люди формируют у себя в голове неправильную картину мира, работая со вполне добросовестным информпотоком".
(Речь о действительно искренних ошибках, а не о намеренном, часто платном, наведении тень на плетень).
Пока первые, важнейшие, на мой взгляд, ТОП-5 косяков:

1. Неумение разграничить Факт и Оценку факта. Вроде ясно, о чем.
2. Путаница со временами: настоящим и будущим (часто некий прогноз, предложение, намерение - начинают ожесточенно обсуждаться как свершившийся факт).
3. Отсутствие чувства юмора. Начиная от того, что всерьез обсуждаются темы с заведомо (и нескрываемо!) юмористических и фейковых ресурсов - и заканчивая тем, что люди не понимают шутливых реплик, гипербол, аллюзиий
4. Отсутствие навыка перепроверять информацию (особенно когда она шокирующе непривычна)
5. Отсутствие навыка ранжировать источники информации по степени доверия, авторитетности.

Глюков массового восприятия, естественно, больше. Навскидку - типология составит порядка 25-30 пунктов. Из наиболее скандальных собственных выводов могу потроллить следующим:

— Наиболее порочны, некачественны - практики восприятия новостного текста людьми старшего поколения, получившими старое доброе советское образование. Что и усугубляет хаос в массовых коммуникациях с основным костяком электората и гражданского общества в России (будь то "зловредно-манипулятивные цели", будь то искренняя проповедь вечных ценностей, не важно: о чем бы вы не вещали, вы должны быть уверены: минимум 50% аудитории поймут вас неправильно, и минимум 25% - с точностью до наоборот)
***
добавила бы пункт: свои субъективные трактовки и перенос их на автора публикации или на публикатора.
Условно говоря текст "про то, что ведомство N возбудило что-то на персонажа NN"
(вполне себе нейтральная информация, фиксация факта, безоценочная)
трактуется потребителем информации как "наезд, травля NN".
https://www.facebook.com/nektobigfish.deepwater/posts/1669288443205707

Tags: Пропаганда, логика
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment