Прочел в общей сложности четыре книги, рассказывающие о царской гимназии второй половины 19 - начала 20 века.
Общие черты: помимо совершенно тюремного режима
(в гимназиях официально существовали надзиратели, следившие за учениками не только в школе, но и вне её),
поражает обилие совершенно садистско-психопатических типов среди преподавательского состава.
***
(в гимназиях официально существовали надзиратели, следившие за учениками не только в школе, но и вне её),
поражает обилие совершенно садистско-психопатических типов среди преподавательского состава.
***
В "Кондуите и Швамбрании" Кассиля (г. Покровск) , по сути, один нормальный учитель - географ.
В "Детстве Тёмы" Гарина-Михайловского (г. Одесса) - естественник. Паустовскому (г. Киев) повезло больше, хотя неадекваты и там имели место.
***
***
Кстати, по наследству от гимназии это добро получила и ранняя советская школа
довольно вспомнить "Республику ШКИД" и абсолютного психопата Викниксора, самого, по сути, уничтожевшего собственную школу.
довольно вспомнить "Республику ШКИД" и абсолютного психопата Викниксора, самого, по сути, уничтожевшего собственную школу.
Читайте "Последняя гимназия"..
Да. Хотя и в "Республике ШКИД" полно таких эпизодов.
Явно указывающих на психопатию. Эпизод с Ленькой Пантелеевым хотя бы.
Эланлюм, судя по второй книге, классическая надзирательница из концлагеря. Любимая фраза "Русский человек любит палку!".
Это в фильме ее играет скромная леди
Да. Хотя и в "Республике ШКИД" полно таких эпизодов.
Явно указывающих на психопатию. Эпизод с Ленькой Пантелеевым хотя бы.
Эланлюм, судя по второй книге, классическая надзирательница из концлагеря. Любимая фраза "Русский человек любит палку!".
Это в фильме ее играет скромная леди
***
тут было полное единогласие вспоминавших ее бывших учеников -гимназия это ужас ужас.. об этом писал даже белоэмигрант Иван Солоневич и белоэмигрантский писатель Михаил Осоргин
****
"У Родзевича была горничная. Очень милая. Он же был жесток (учитель математики).
"У Родзевича была горничная. Очень милая. Он же был жесток (учитель математики).
Тогда я, Стройков, Запольский, Штейн (жили у Василия Максимовича, наверху) решили ему отомстить за вечные двойки.
По длинному нижнему коридору (учительскому) она несла барину суп.
Обе руки заняты.
"Точно нас осенило": мы подскочили с трех сторон и стали… чего-то искать у нее в кофте.
Волнуется, бранится, но ничего не может поделать (руки заняты). И бежать не может (уронит миску).
Бранится. У нас руки как таракашки по ней бегают.
Но ничего особенного, и вообще скромно. IV класс гимназии… "Глупыши и не понимаем".
Нам бы надругаться над Родзевичем.
Обе руки заняты.
"Точно нас осенило": мы подскочили с трех сторон и стали… чего-то искать у нее в кофте.
Волнуется, бранится, но ничего не может поделать (руки заняты). И бежать не может (уронит миску).
Бранится. У нас руки как таракашки по ней бегают.
Но ничего особенного, и вообще скромно. IV класс гимназии… "Глупыши и не понимаем".
Нам бы надругаться над Родзевичем.
Он был поляк, католик, ханжа и сослан в Нижний за "бунт".
Бесцеремонно он всем полякам ставил не менее 3-х (даже Горскому, который ничего не знал и нагло манкировал); нам же, русским, почти сплошь ставил двойки.
Бесцеремонно он всем полякам ставил не менее 3-х (даже Горскому, который ничего не знал и нагло манкировал); нам же, русским, почти сплошь ставил двойки.
Он был маленький, почти крошечного роста, с козлиной бородой, худой, злобный, и почему-то вкруг шеи наматывал длиннейший грязный шарф.
Голос - громовый. Сущий сатир или дьявол.
На другой день, войдя на кафедру, но не садясь, он гробовым глухим голосом, не понятно ни для кого в классе (кроме "нас четырех"):
"- И вы-ы-ы! - Бормотанье… - Испорченные ю-ю-ю-юноши… Некоторые из вас… Осмеливаются… Даже своих наставников не уважать"…
Но он был до того хитер, что в этот урок никого из нас не вызвал к доске (доказывать теорему).
Только потом мучил".
(с) В.В. Розанов
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=344028465662803&id=100001669569005
(с) В.В. Розанов
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=344028465662803&id=100001669569005
Journal information