marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Свой среди чужих, чужой среди своих

Свой среди чужих, чужой среди своих
Год выпуска: 1974
Страна выпуска: СССР
Жанр: вестерн
Режиссер: Никита Михалков
В главных ролях: Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Константин Райкин и другие
Вердикт: классический советский вестерн ("истерн"). Классика, must-see и все такое... но у меня впечатление скорее плохое.

О чем это?
Год примерно 1922. Неопределенная местность на юге России (снимался фильм в Чечне).
Местному отделу ЧК поручено транспортировать в Москву, на помощь голодающему Поволжью, золото, реквизированное у буржуазии - всего 500 тысяч рублей.
В саквояжике.
Но за богатой добычей охотится и подпольная белогвардейская организация, и местные бандиты.
Кто-то слил информацию, золото похищено, под подозрением оказывается чекист Егор Шилов - и теперь он должен сам найти и золото, и предателя, чтобы обелить свое имя...

Как это?
Это, безусловно, не халтура: это фильм крупный и неординарный.
И режиссер с оператором очень хороши, и актерские работы.
Оба главных героя, Шилов и Лемке, именно со стороны актерской игры просто монументальные.
Но... но. :((
****
Честно говоря, меня не оставляло ощущение, что это предок нынешнего томительного артхауса.
По форме - полтора часа беспрерывного режиссерского самолюбования, то, что называется "слова в простоте не скажет".
По содержанию - почти все время ощущение натянутости и фальши.


Лучшее, что здесь есть - детали и отдельные маленькие сценки.
То, что не имеет прямого отношения к сюжету, лучше всего и удалось.
Свадьба.
Трубач, играющий по нотам, которые держит перед ним мальчик.
Другой мальчишка, на которого Кунгуров надевает свои очки.
Вообще дети и животные в кадре - их много, и все очень хороши.
Сцена налета на поезд (и в ней лучше всего - грузин-насильник, "дэвушка, меня зовут Гиви", который появляется случайно и дальше никакой роли играть не будет).
Фоновые звуки: голоса с улицы, обрывки песен, жужжание мух.
Портрет Ленина, глядящий со стены на плачущего Сарычева (у Ленина, кстати, вид демонический. Как минимум, очень недобрый).
Детали потрясающие, каждая - маленький шедевр; но через некоторое время понимаешь, что они никуда не ведут.
Скажем, часы. Фильм начинается с ходиков, бьющих 67 раз.
Потом мы видим часы в поезде, которые бьются о стенку купе, а затем в них попадает пуля.
У Ванюкина, по-моему, тоже были часы.
И каждый раз камера фокусируется на часах, сообщает нам, что они что-то значат - а потом эта линия просто обрывается, и зачем нам показывали часы в разных видах, какой смысл был у этого символа, так и остается непроясненным.
****
Каждая мизансцена очень тщательно и продуманно выстроена.
Каждый кадр - картина.
Свет, звук - выше всяких похвал.
Все очень-очень неторопливо, чтобы мы успели насладиться и осознать, что не с простым режиссеришкой дело имеем.
"Смотрите, - как бы говорит нам Михалков (а это, надо сказать, его дебютная картина), - чему меня научили во ВГИКе!
Смотрите, какие я знаю приемы, какая мне известна киноклассика, как могу так, сяк и еще растак!"
Я и десятой части той классики не знаю, что знает он.
Но, и не зная, в фильме очень чувствуешь вторичность и цитатность; и через некоторое время замечаешь, что единая картина не складывается, и эти блестящие, но никуда не ведущие игры разума утомляют, а потом и начинают раздражать.
****

Сюжет.
По контрасту с переусложненной формой, сюжет довольно простой.
До боевика или триллера в современном понимании, пожалуй, не дотягивает. Михалков и стремится не столько увлечь зрителя остросюжетностью, сколько нагнести и сгустить пафос.
Но, когда действие движется быстро и увлекательно, "дыр" не замечаешь - а вот тут у меня регулярно возникало недоумение и разные вопросы.
[ахтунг, спойлеры!!!]
Дело не в том, что чекисты изображены благородными рыцарями - это по тем временам естественно, да и не особо они благородны на самом деле - а в логике их поведения.
Когда белогвардейцы чекистам подкинули труп со следами пыток, выдав его за труп Шилова - это была интересная ловушка, но непонятно, почему чекисты так легко повелись.
Шилов - их близкий друг, они все одной компанией воевали несколько лет.
Лицо трупу изуродовали - но есть еще волосы, телосложение, особые приметы, у фронтовика наверняка были шрамы... как они все, осмотрев труп, могли ничего не заподозрить? У них даже не возникло вопроса, зачем изуродовали лицо!
Да они профнепригодны, эти чекисты.
Брылов ведет себя, я бы сказала, беспечно - и когда принимает Шилова в банду (зачем ему был Шилов, почему он не попробовал отыскать золото сам?), и когда бежит с золотом, не позаботившись перед этим аккуратно убрать тех, кто о нем знает - Шилова и Лемке.
У себя в штабе, среди преданных ему людей, это точно проще было сделать, чем в одиночку отбиваясь от троих в горах.
Шилов и Лемке тоже творят довольно странные вещи, но об этом чуть позже.

Герои.
Честно говоря, единственный, кто вызвал какое-то теплое чувство - Брылов, атаман разбойничьей шайки, которого играет сам Михалков.
Этакий самовлюбленный мерзавчик, довольно мерзкий тип, но яркий и органичный.
Михалков его показывает с почти доброй иронией, и чувствуется, что, хоть этот Брылов и сукин сын, но ему близок.
Очень неприятным показался татарин Каюм (Райкин) - какая-то грубо карикатурная, полу-обезьянья фигура. 

Главный герой, благородный чекист Шилов (Богатырев) - очень хорош внешне, такой архетипичный русский богатырь; но от его героя для меня разило фальшью.
И в том, как он картинно переживал от того, что товарищи ему не поверили.
Пардон, но он оказался в крайне подозрительной ситуации, они обязаны были ему не поверить!
Он и сам бы себе не поверил на их месте.
(Хотя интересно, а анализа крови на наркотики тогда еще не существовало?
Наверно, нет; но вообще должен был быть какой-то медицинский способ выяснить, действительно ли его три дня держали под наркотой.
От этого не могло не остаться следов в организме! Эксперт-медик у них там был.)
Спасение Каюма, который пытался его убить, было как-то внезапно - но ладно, это хотя бы потом окупилось.
А вот таскание на себе раненого Лемке выглядело совсем плохо.
Вроде бы, на поверхности, это про то, как враги начинают видеть друг в друге людей и сближаются; и вообще я такое очень люблю.
Но стоит вспомнить, КУДА Шилов его тащит и что там с ним будут делать...
Какое там на хрен сближение, какие человеческие чувства.
Шилова Михалков старается сделать очень положительным, но получается фальшиво, возможно, из-за того, что пытается одновременно и задеть острые углы, и их обогнуть.
Мы узнаем, что брат Шилова был белым и был убит в бою красными - но это только повод ему не доверять (хотя странно, что его лучшие друзья этого не знали раньше - и вообще в то время у многих была такая ситуация, по-моему, "родственников врагов народа" принялись выискивать и преследовать гораздо позже), эта тема никак не развивается.
Мы так и не узнаем, что сам Шилов думает о своем брате и какая трагедия за этим стоит.
Бить связанного Лемке, чтобы выпытать имя предателя, он может, это еще не противоречит кодексу героя - а вот продолжить то же самое, когда Лемке ранен и упал духом, уже нет.
Вместо этого благородно тащит раненого на себе в ЧК, чтобы там его начали пытать другие люди и уже по-взрослому.

Лемке (Кайдановский). Сорри, тоже как-то нет. Кайдановский отлично играет, но беда в том, что ему играть почти нечего.
Это не живой герой - это типаж.
Деклассированный и все потерявший белый, как его себе представлял советский человек.
Очень характерная сцена, когда Лемке со связанными руками идет на вооруженного Брылова и командует (примерно): "Эй ты, быдло малограмотное, а ну-ка быстро развязал меня, отдал мне золото и свалил!"
"Он что, идиот?!!" - в шоке думает зритель.
Так-то Лемке вроде не идиот; но ведет себя здесь не в нормальной человеческой логике, а как типаж "бывшего", который должен чувствовать себя хозяином жизни, а всех вокруг быдлом, даже когда он связан и его сейчас пристрелят.
И с Шиловым он такой же.
Как будто у Михалкова перед глазами была какая-то методичка: что и как белый должен говорить, чтобы обнажить свою социальную сущность.
Кайдановский очень старается сделать его живым и интересным, но это лучше получается, когда Лемке молчит.
***
Второстепенные... ну, Ванюкин - откровенная карикатура, хотя забавная.
Забелин, честно говоря, тоже.
Остальные чекисты не особо выразительные.
***

В завершение хочу отметить песню в начале.
Она невероятно пафосная, но какая-то очень несуразная и неподходящая к содержанию фильма.
***
А то, что фильм наполовину цветной, а наполовину черно-белый - неожиданно не очередной режиссерский изыск, а просто посреди съемок у Михалкова кончилась цветная пленка.
https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/2557353681008329

Tags: Кино, Наталья Холмогорова
Subscribe
promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments