marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

ресентимент постсоветской интеллигенции

Вот эта вера в то, что "кругом мордор с орками" и что политических акторов легко поделить на плохих и хороших парней -

Это, собственно, банальный ресентимент, связанный с переживанием утраты статуса властителей дум и единоличного авторитета.



Три опорных текста, которые, так сказать, преображают ресентимент постсоветской интеллигенции в пафос:
повесть Стругацких "Трудно быть богом",
фильм Бортко "Собачье сердце"
и эпопея Толкиена "Властелин колец".

Третий текст тут выглядит курьёзно, но, в сущности, его присутствие в этом списке закономерно.
Толкиеновская метафорика прижилась оттого, что хорошо легла на самоощущение бывшей интеллектуальной элиты, травмированной утратой той роли, которую она играла в позднесоветский период, оказалась очень удобной для расчёсывания этой травмы.
Тут и страна как обитель зла, и чёрный властелин, и бездуховное быдло, которое эту страну населяет, но среди которого приходится жить светлым эльфам ("внутренний мордор").
Для себя давно уже взял за правило: если человек всерьёз использует эту сказочную лексику применительно к своей стране, то он вполне может быть прекрасным человеком, или даже прекрасным специалистом в своей области, но всерьёз обсуждать с ним внутреннюю или внешнюю политику (или, скажем, мнимое или действительное вырождение русского языка в условиях путинского режима) - это всё равно, что пытаться обсуждать взрослые проблемы с трёхлетним ребёнком.
Не оттого, что в стране нет проблем,
а оттого, что это сказочно-нарциссичное пространство находится в параллельном измерении по отношению к миру,
в котором существуют решения каких бы то ни было проблем (то есть, в той мере, в которой человек одержим этим состоянием, он не способен производить мысль, сцепляющуюся с реальностью).

Характерно, что, например, эпопея о Гарри Потере такой роли не сыграла.
У Роулинг всё сложнее: там группы персонажей не отделены друг от друга непересекаемой границей (как отделены друг от друга мир людей и мир орков), между ними возможен диалог.
Суть "внутреннего мордора" - именно оправдание неспособности к диалогу.
Не нужно ни в чём разбираться, не нужно вникать в мотивации оппонентов.
Не нужно разбираться с чем-то в себе (по контрасту у Роулинг - крестранж Волан де Морта, живущий в душе Гари Потера и в каком-то смысле являющийся её тёмной частью).
Нужно окопаться в своём мирке и мечтать о светлом будущем, в котором не будет взрослых.
Внутренний Мордор - это прежде всего принципиальный отказ взрослеть.
В то время как история Гарри Поттера - это именно история взросления.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2491054717617113&id=100001378272712

Tags: Интеллегенция
Subscribe
Buy for 20 tokens
Во время русских революций 1905-1917 гг монархию особенно яростно защищали не только аристократы, но и «черносотенцы». Если с дворянством всё понятно (они имели преимущество перед всеми остальными по праву рождения и потому буквально «кровно» были заинтересованы в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments