1 ноября 1919 «верховный правитель» Колчак в телеграмме своему министру иностранных дел Сазонову, находившемуся в Париже, заявил о невозможности признания независимости Финляндии «ни при каких обстоятельствах».
Таким образом, его великодержавная позиция осталась неизменной даже при полном отсутствии благоприятствующих обстоятельств — в условиях полного краха белых на Востоке и начавшегося кризиса ВСЮР и СЗА.
***
Тот момент, когда сознание и реальность не имеют общих точек соприкосновения.
Проблема Белого движения была в негибкости, в нежелании учитывать новые реалии.
"Непредрешенчество",
Российская империя образца 1913 г. во что бы то ни стало.
А ведь в 1919 г. уже развалилась Австро-Венгрия, от Германии остались "рожки да ножки", Турция сократилась до половины территории Малой Азии.
***
Вопрос решался с таким итогом на совещании еще ранее, летом - 6 июля 1919 года, как свидетельствовала запись в дневнике Виктора Пепеляева: "...Совещание. Сукин сообщил о проекте соглашения Юденича с Финляндией. Финны за участие во взятии Петрограда требуют признания безусловной независимости, самоопределения населения Карелии и Олонецкой губ. и т. д.
Предложение отклонить и ответить в духе нашей ноты. Предстоит решить вопросы о чехах; воевать они не расположены...".
В четверг, 10 июля 1919 года, Пепеляев написал: "Притязания Финляндии, выставленные ею при переговорах с Юденичем по вопросу о походе на Петроград, признаны явно неприемлемыми. Документ есть".
***
в строгом смысле слова Великое Княжество Финляндское было связано с Российской империей личной унией: российский император=великий князь финляндский.
Ну а после падения монархии, всем было ясно, что Временное Правительство не могло претендовать на роль "коллективного Николая Второго" и рано или поздно надо было признавать право Финляндии самой решать свою судьбу.
https://www.facebook.com/groups/1201666713284150/permalink/2539077592876382/
Journal information