marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

советский фильм 1982 г. "Транзит"

Речь о времени возникновения образа "непоправимого совка". как царства скуки и унылости.
Это время примерно с окончаниЯ Московской Олиммпиады и до 1984 включительно.
Собственно сам   "застой" - брежневские 1970ые годы - это было достаточно веселое и бодрое время: чистые улицы,  уютные дворы, интересные журналы, достаточно бодрое кино, заводная эстрадная музыка,   поп-звезды такие как Высоцкий, Крамаров, Райкин, молодая Алла Пугачева и еще можно с десяток назвать.
Где то с 1981 - как будто батарейки сели, все разом угасло



посмотрел советский фильм 1982 г. "Транзит" (реж. Валерий Фокин).

Ощущение - и смотреть тяжело, и выключить невозможно.
И впечатление от него потом не отпускает.
Фильм - не шедевр, по нынешним понятиям, он безбожно растянут, но, действительно, заслуживает внимания как минимум по двум причинам.

***
Первая - это совершенно потрясающая игра исполнителя главной роли Михаила Ульянова.
Он в своём классическом амплуа сильного мужчины / большого начальника, но на сей раз его его герой пребывает в состоянии экзистенциального кризиса (как и в гораздо более известной и значительной его работе того же года в "Частной жизни" Райзмана).
Ульянов просто творит чудеса и мощно вытягивает довольно средний, на мой взгляд, сценарий по пьесе Л. Зорина.
Его партнёрша Марина Неёлова - в непривычной для неё роли простой женщины из сибирского городка, работающей мастером на заводе, весьма неплоха, хотя до Ульянова всё же не дотягивает.
В ярких эпизодах блистают Людмила Зайцева, Евгения Симонова, Михаил Глузский и - особенно хорош - Альберт Филозов (судя по этой работе, явно недооценённый и недораскрытый актёр).

***
Вторая причина - атмосфера, которая пронизывает картину. "
Ощущение тупика и безнадёжности проходит через весь фильм, открытый финал даёт робкую надежду на лучшее, но не более.
Герой Ульянова внутренне одинок и на грани срыва.
Городок Унгур, в который он случайно попадает, с его мрачно дымящими заводскими трубами, депрессивен и неуютен.
Личная жизнь жителей, которые появляются на экране, не устроена, сплошные драмы, которые они пытаются вытеснить из сознания, но не получается.
Героиня Неёловой страдает из-за смерти младшего брата, служившего в погранвойсках (82 год - советский зритель, конечно, понимал о чём намёк!).
В общем: счастья нет!
Правда, играется свадьба, но на фоне показанных жертв семейных крушений - где уверенность, что этот брак будет счастливым?
Между персонажами Ульянова и Неёловой вспыхивает мимолётный роман и обнаруживается даже некое родство душ, но ему надо уезжать в Москву, а оттуда в Африку, он обещает обязательно "черкнуть", но что будет через день?

Поразительно, что такая депрессуха была снята для советского ТВ и, кажется, не положена на полку.

Кстати, напомню, что именно в 82-м были сняты:
"Остановился поезд" Абдрашитова,
"Полёты во сне и наяву" Балаяна, "Слёзы капали" Данелия ,
"Дом, который построил Свифт" Захарова , та же "Частная жизнь".
Все эти очень разные фильмы по-разному транслировали схожее ощущение тупика.
***
"Транзит", как и все эти картины - очевидный симптом кризиса советского общества, кризиса достигшего в начала 80-х своего пика, и в этом смысле, весьма интересный исторический источник.


https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2770774229633914&id=100001040921427
Tags: СССР, СССР кино, СССР кино предчуствие
Subscribe
Buy for 20 tokens
1) Внешняя военная угроза, сговор государства с оккультистом, позволивший внедрить новые разведывательные технологии, иностранный агент, вызвавший братоубийственную войну, роковая женщина с Востока, соблазнившая представителей высшей элиты, убийство главы государства при помощи дрона - не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments