marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

советские фильмы про гражданскую войну как жанр "кино про доброе старое время"

Советский кинематограф ежегодно производил десятки картин про гражданскую войну и революцию.
Эта была одна из самых многочисленных и востребованных государством да, пожалуй, и зрителем категорий фильмов.
С одной стороны, кино героизировало момент зарождения советского государства, с другой – выдавало на-гора приключенческие сюжеты («Неуловимые мстители», «Свой среди чужих…» и прочие «красные вестерны»), показывало через слом эпох судьбы людей, инсценируя мелодраму в экстремальных декорациях («Бег», «Хождение по мукам», «Дни Турбиных» и др.).
***
Он вполне вписывается в утвердившийся советский киномейнстрим 1970-1980-х гг., который можно назвать «мягким историзмом».
***
У таких фильмов были и свои аналоги в западном кинематографе,
в частности, британские heritage-films – так называемые «фильмы наследия», которые, как правило, рассказывали о «старой доброй Англии» и в большинстве являлись экранизациями (в том числе Диккенса, Теккерея и Бронте).
Парадоксальная аналогия?
Но если внимательней присмотреться к этим двум категориям фильмов, можно обнаружить, что в том и другом случае национальный кинематограф с особым рвением романтизировал конкретный исторический период в жизни своей страны,  поэтизируя бытовые детали.
***
Если закрыть глаза на чисто идеологические и рыночные особенности,
можно заметить, что обе категории фильмов в двух национальных кинематографиях рассказывают о периоде бурной модернизации,
приведшей в конце концов общество к современному состоянию.
***
В ретроспективном понимании – эти фильмы рассказывали о периоде взросления общества.
В случае российского – это революционная модернизация.
В случае британского – эволюционная.
Там, где советское кино касалось темы революционного насилия, британское ставило в центр внимания насилие криминальное, поданное в жанре детектива (Шерлок Холмс, Джек-Потрошитель).
Обе кинематографии задавали своим «мэйн-стримовским» фильмам позитивный горизонт.
Ведь с исторической точки зрения казалось очевидным, что невзгоды, обрушившиеся на героев, носили исторически обусловленный характер: классово-сословные предрассудки, низкий уровень жизни и тому подобное, и что «сегодня» эти проблемы должны казаться анахронизмом, так как в значительной степени решены.
Той фабрично-заводской эксплуатации и нищеты о чём, например, писал в своих романах Чарльз Диккенс (или Максим Горький) «у нас» уже давно нет, и, следовательно, описанные ужасы хотя и пугают нас и заставляют сопереживать героям, но уже излечены обществом.
Чем дальше от этих «ужасов» исторически – тем больше такие фильмы должны уходить в сторону историзма, подёрнутого патиной времени.

****
Но это – в теории.
Жизнь, как водится, преподносит сюрпризы и развивается зигзагами,
а в России часто и революционными переворотами.
Прежде глубоко архаичные вещи вдруг становятся актуальными, а то, что вчера казалось достижением, утрачивает привлекательность.
 С точки зрения сюжета такой фильм, как «Чёрный треугольник» возможен и сегодня,
а с позиции «позитивного горизонта» советской модернизации – нет.
(Если только обществу не будет обрисован новый горизонт.)
Современные продюсеры вполне могут увлечься детективной историей про поиск похищенных сокровищ из Патриаршей ризницы в 1918 году,
но смысл истории застрянет на перепутье.

https://zen.yandex.ru/media/id/5b96d7dabec38800abc559bd/delikatnyi-detektiv-na-fone-revoliucii-5dadf493aad43600b241968f
Tags: История в кино, Кино, СССР кино, историческая политика
Subscribe
Buy for 20 tokens
1) Внешняя военная угроза, сговор государства с оккультистом, позволивший внедрить новые разведывательные технологии, иностранный агент, вызвавший братоубийственную войну, роковая женщина с Востока, соблазнившая представителей высшей элиты, убийство главы государства при помощи дрона - не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments