marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Современное кино об СССР 1970-80 гг

В последние годы стала заметна тенденция снимать и выпускать в прокат отечественные фильмы той категории, которые в советское время именовали зрительским кино (в пику авторскому) и которые ещё называют коммерческим кинематографом.
Нередко это фильмы, которые соединяют острый сюжет и драму.
Среди лидеров данного направления можно назвать: «Экипаж», «Ледокол», «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх». Ещё раньше были «Метро» и «Легенда номер 17».
***
Легко заметить, что ещё помимо крупных бюджетов объединяет перечисленные картины
– все они укладываются в представление о советском «киномейнстриме» 1970-1980-х годов.

Все они посвящены экстремальным ситуациям, в которые попадает герой и в которых этот герой, а, вернее, группа героев, а ещё точнее коллектив (экипаж или спортивная команда) подвергаются нешуточным испытаниям.
Бывает, что на грани жизни и смерти.
Чаще всего это аварии и крушения, иногда – международные соревнования (спортивные, как в «Легенде номер 17» и в «Движении вверх»).
Но и аварии нередко несут элемент международного соперничества, как, например, в фильмах на тему космической гонки – «Время первых» и «Салют-7». Иногда международное соперничество накладывается на ситуацию совершенно неспортивную и не соревновательную – как в «Ледоколе», разве что участником своеобразного состязания можно назвать огромный айсберг, перегородивший путь кораблю и уважительно прозванный членами ледокольного экипажа Семён Семёнычем.
****
Некоторые из фильмов недвусмысленно апеллируют к советским картинам-прототипам, а «Экипаж» прямо заимствует название прославленного кинохита 1979 года.
Зрители и критики нередко говорили о новом «Экипаже» как о римейке старого, настолько оказались похожи их сюжетные лекала.
Понятно, что так получилось не случайно, что на это у продюсеров был твёрдый расчёт – попасть в яблочко зрительских ожиданий. О
жиданий, проверенных временем и закреплённых культурной памятью.
Думается, массовый зритель не в обиде за столь откровенный реверанс в сторону кино эпохи «застоя», времени «золотого века» нашего кинематографа – судя по устоявшимся вкусам аудитории.
А ряд фильмов так просто оказались посвящены тем временам – «длинным семидесятым», границу которых принято отодвигать до 1985 года: «Легенда номер 17», «Ледокол», «Салют-7», «Движение вверх».
****
Разумеется, нет смысла видеть в этих фильмах клоны старых картин, даже если некоторые из них приходятся советским фильмам тёзками и играют с суммой представлений о «старом добром СССР».
Их постановщики принадлежат сегодняшнему дню и не просто смотрят на прошедшую эпоху через современную линзу,
но и ясно дают понять: «мы занимаемся переоценкой советского опыта».
В чём же состоит эта переоценка?

***
В фильмах с сюжетами из 1970-х и 1980-х, с одной стороны, достаточно явно присутствует налёт ретро, элемент стилизации
– не только причёски и платья по моде того времени,
но и попытка войти в контакт с киноязыком, на котором говорило советское кино.
В частности это проявлено в выборе жанров и поджанров, в выборе темы и главных героев, которые непременно положительные люди труда: космонавты, спортсмены, моряки.
Однако в новом прочтении у них обнаружились и новые антагонисты,
не обычные хапуги, рядовые бюрократы и типичные разгильдяи, из-за которых случались обрывы, провалы, аварии и катастрофы – согласно советскому кино.
Эти социальные типажи сдвинуты на периферию драматургии и выступают фоном времени.
Они по-прежнему могут являться причиной технических сбоев и карьерных неприятностей главных героев, но акцент на них сделан другой.
Прежде в них видели симптомы некорректно работающей системы, через них авторы советских фильмов осуществляли критику общества.
Считалось, что основная проблема страны – не модель, не социальное устройство, а человеческий фактор, иными словами психология, отстающая от запроса общества, не соответствующая высоким идеалам.
В новой интерпретации социальным злом старых времён выступает зловещая тень КГБ – штатные сотрудники или внедрённые в рабочий коллектив доносчики.
В фильме «Движение вверх» (реж. Антон Мегердичев, 2017) подлым стукачом оказывается один из спортивных функционеров средней руки, прикомандированный к свободолюбивым баскетболистам.
Его «подвиги» проходят красной нитью через весь сюжет.
В «Ледоколе» офицер госбезопасности направлен на затёртый в антарктических льдах корабль, чтобы выяснить, не было ли в действиях команды измены.
Образ словно привитый из голливудского кино про советскую жизнь – в чёрном кожаном плаще, резко антипатичный, имеющий какую-то свою, не очень красивую историю отношений с женой одного из капитанов.
***
Создатели картины «Салют-7» (Клим Шипенко, 2017) нарисовали коллективный портрет «силовиков», готовых, не моргнув глазом, сбить собственную космическую станцию с живыми советскими космонавтами.
Высокие чины министерства обороны и госбезопасности выступают здесь спаянным тандемом.
И хотя прототипы героев фильма, реальные космонавты и инженеры, ещё на этапе сценария возражали против подобной сюжетной коллизии, видя в ней очернение истории, авторы блокбастера посчитали нужным сполна отыграться на угрозе ликвидации корабля «своими».
Если в «Салюте-7» коллизия с бессердечными силовиками выведена на авансцену, работает одной из главных пружин сюжета, демонстрируя лёгкость, с какой взвинчивается истерия «холодной войны»,
то в «Ледоколе» сюжетная линия с офицером КГБ выглядит драматургически неоправданной, вставным номером, своеобразной данью моде.
****
Ориентируясь, с одной стороны, на широкий прокат, на зрительский интерес к ностальгической нотке, с другой, на устоявшиеся идеологические клише по отношению к советскому времени, режиссёры этих фильмов, вынуждены действовать в противоречивой системе координат «любви и отрицания».
Заметно, как авторам нравится играть в ретроманию, реконструировать мир вещей ушедшей эпохи.
Тем более что на «затонувшую Атлантиду» они смотрят с позиции развитого мира потребления.
Не случайно авторы современных российских фильмов про 1970-е годы легко оборачивают «критику вещизма», бытовавшую тогда на официальном уровне, в любование вещами.
Едва ли не в каждом таком ретро-фильме находится место персонажам, которые в социалистической картине мира числились маргиналами – спекулянты, фарцовщики, барыги, цеховики и т.п.
И таким же непременным персонажем – зловещим или, по меньшей мере, вредным – оказывается «чёрный плащ» госбезопасности.
***
В фильме «Частное пионерское-3» (Александр Карпиловский, 2017), действие в котором происходит в 1981 году, подростки оказываются вовлечены в нелегальную продажу импортных грампластинок и в другие махинации мошенников, не всегда по собственной воле.
Обстоятельства складываются так, что они помогают доблестной милиции разоблачить шайку, а в награду добрый милиционер отводит от подростков справедливое возмездие КГБ – вполне жизненная ситуация, несмотря на некоторые фантастические допущения в сюжете, впрочем, оправданные приключенческим жанром.
*Примечательно, что образ офицера спецслужбы (в исполнении Андрея Мерзликина) даётся в полном соответствии с установкой на «чёрный плащ»: двери милицейского кабинета вдруг распахиваются и откуда-то из темноты к оробевшим подросткам шагает грозный командор.
Стоит оговориться, что эпизод сделан не без иронического прищура, а сам сотрудник госбезопасности показан без рогов и копыт, никого не мучает и не допрашивает, а только грозно вопрошает.
Учитывая, что фильм сделан о детях (подростках) и для детей взрослыми, опирающимися на свои воспоминания о советском детстве,
можно говорить об очевидном послании одного поколения другому.

https://zen.yandex.ru/media/id/5b96d7dabec38800abc559bd/segodniashnee-kino-o-197080h-5c5e3f3a64276e00ae3dfbc5
Tags: Кино
Subscribe
Buy for 20 tokens
1) Внешняя военная угроза, сговор государства с оккультистом, позволивший внедрить новые разведывательные технологии, иностранный агент, вызвавший братоубийственную войну, роковая женщина с Востока, соблазнившая представителей высшей элиты, убийство главы государства при помощи дрона - не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments