marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

Одна из проблем, подточивших и в результате уничтоживших СССР,

я так понимаю  тут речь о следующем
вот сейчас есть психотерапевты ,например ,семейные
и они  используют западные  психологические  методики безопасного поведения
ну например
как мужу и жене правильно поссориться чтобы не передраться к чертям
как вооспитывать непослослушного ребенка чтобы его не бить смертным боем
что делать если ребенок не вписался в коллектив класса  и его обижают
ну и так далее
ну то есть западная психология уделяет очень большое внимание разработке способов ( более -менее) безопасного  решения проблем в  контактах между людьми
вот такой практики  в СССР не было
***
Советский образ жизни призывал  в общих словах "за все хорошее и против всего плохого",
но вот практических пошаговых психологических технологий (над чем работали западные психотерапевты) -
как вести себя в  семейной ссоре,
что делать жене .если муж изменил,
как  без мата поставить на место  грубого продавца
что сделать родителям если ребенка не приняли одноклассники и тд
- в СССР не было
***
На практике советские люди использовали традиционные деревенские  или приблатненные или  аристократические техники  выстраивания отношений с окружающими
 что совершенно не стыковалось с советским образом жизни
***

Надеюсь, многие помнят этот рассказ Шекли? Но я сейчас хочу поговорить не о кормлении, а о воспитании, и тут, по-моему, крайне важна не столько регулярность, сколько актуальность.
Одна из проблем, подточивших и в результате уничтоживших СССР, состоит в том, что он так и не выработал стройной системы светской, нерелигиозной общественной и личной этики.
Мы знаем кодекс строителя коммунизма, педагогические проекты Макаренко и Сухомлинского, идеи Стругацких о том, что "знание и труд должны стать смыслом жизни".
В жизни же было совсем другое.
****
Ефремов писал о крахе трудовой этики.
Очень многие писатели и публицисты поднимали вопросы личных качеств и межличностных взаимоотношений,
а в реальности все уходило в вакуум,
и этот вакуум затягивал образованных, вроде бы, людей, в совершенно архаичные деревенские, "блатные" или псевдоаристократические модели отношений между людьми и полами, в моральный релятивизм, религиозные и эзотерические искания, буржуазные личные и производственные паттерны.
***

Общепринятая практика школьного воспитания совершенно провалилась.
Практика эта была основана, во многом, на уроках Великой Русской Литературы, которая должна была оздоровить и возвысить 12-17 летних подростков до уровня Андрея нашего Болконского и Наташи Ростовой.
Не говоря уже о том, что сам Андрей Болконский - порядочная дрянь (мне всегда казалось, что дожив до старости, он стал бы точной копией своего самодура-папаши),
непонятно: кому пришла в голову дикая идея, что школьники 20-го века должны брать пример с героев из малопонятных им социальных кругов высшего сословного общества Российской империи?
Да, эти герои решают свои нравственные и жизненные проблемы,
многие из них весьма специфические для тех времен и ситуаций
. Соображения о том, что не нужно жениться из-за приданого (хотя Николай Ростов женился-таки),
нехорошо жульничать в карты
и драться на дуэли, а родину лучше любить пассивно,
- явно не самые животрепещущие для семиклассника 80-х.
Все серьезные и больные вопросы замалчивались и оставались тайной, покрытой мраком.
Я даже не имею в виду политику или секс.
Какими должны быть отношения в семье?
А между одноклассниками?
Младшими и старшими?
Что позволительно, что - нет?
На чем основаны запреты?
Каковы последствия нарушений?
У прекрасного писателя Тендрякова есть сборник "Расплата", и там можно найти целую энциклопедию проблем позднего социализма. Руководство и плановое хозяйство, координация отраслей промышленности, строительства и науки, мировззренческие и межличностные столкновения, и воспитание, конечно же.
В одной повести ("60 свечей") заслуженный учитель получает на день рождения конверт с угрозой его убить - от неназвавшегося бывшего ученика.
Герой всю жизнь преподает историю в местной школе, фактически - один из отцов-основателей небольшого городка, всеми уважаемый и любимый.
А у самого в семье, как выясняется, полная фигня - две дочери сбежали из дома, теряя тапочки, третья забеременела в 16 со скандалом, подалась в баптисты и живет с алкашом.
Дома с женой нет не только образцовых, но даже просто теплых личных отношений, каждый сам по себе.
В прошлом - единственная несбывшаяся любовь, предательство и куча нерешенных вопросов.
В двух повестях главгер и жена главгера уходят в богоискательство, бросают семьи.
Еще в одной сын убивает папу-алкоголика из охотничьего ружья последнего.
Опять же классный руководитель сына, порядочный мужик и бывший фронтовик, увлеченный своим делом,
не в состоянии понять, как это вышло, что он всю жизнь учил детишек возвышенному на примерах из Пушкина и Лермонтова,
а в соседнем доме мужик регулярно избивает жену и сына,
все знают, и всем по фиг.

****==================================

Как думаете, почему тимуровское движение в СССР так и не развилось в полноценное волонтерство, высшую ступень пролетарского гуманизма, гражданское общество, гуманитарную революцию, вот это всё?
Ведь предпосылки были.
Может быть, связности общества не хватало, интернета, или наоборот помешал рост индивидуализма (чтобы помочь соседям, надо немало знать об их обстоятельствах - или создать клубы\площадки для обмена информацией и услугами)?
Почему уже в 70-х Тендряков как о несбыточной мечте грезит о ситуации, в которой мальчишка из рабочей семьи не должен убивать из охотничьего ружья папашу-алкоголика, чтобы прекратить избиения матери?
" — А вы попробуйте представить Колю, — начал он. — Да, Колю Корякина, который делится всем, что происходит в семье, с товарищами, не стыдится, а рассчитывает на отзывчивость, не боится, что вызовет злорадный смех за спиной.
— Трудно представить.
— Трудно. В том-то и дело — герой уголовного романа, всех чуждающийся одиночка. Как вы считаете — он от природы такой нелюдим?
— Н-не думаю.
— Обстоятельства сделали?
— Скорей всего.
— Ну а если б в иные обстоятельства он попал, в нашей школе хотя бы, — каждый день сталкивался бы с сочувствием к себе, твердо знал, что может рассчитывать на отзывчивость...

"11:45 15.12.2019

==========================================
Перед Новым годом мы начали разговор об упадке советского общества. Как зачатки новых общественных отношений (тимуровское движение, новая педагогика Макаренко, работы Выготского и Ильенкова, свободное творчество и новаторские инициативы) - угасли и выродились в забюрократизированную показуху.
Наметились две точки зрения: одни согласны с тем, что здоровая забота друг о друге и психологическом климате общества в целом должна быть одним из приоритетов строителя коммунизма. Другие обосновывают, что забота о слабых, психологическая помощь и прочий уход - это дело социального государства и профессионалов, а волонтерство и прочая благотворительность вредны и безнравственны.
Я, как и многие, наверное, долго считала "Лезвие бритвы" проходным у Ефремова. Ну, решил писатель как-нибудь соединить времена Македонского и покорения галактик. Про своих современников надо бы тоже написать. Получилось не очень: какие-то доктора, изучающие йогу на досуге, спортсменки-комсомолки-красавицы, зарубежные авантюристы с яхтами и брульянтами, шпионы-гипнотизеры. В общем, Джеймс Бонд на фоне питерской коммуналки.
По книге очень заметно, как отдельный подвижник Гирин активно берет на себя функции не справляющегося государства. Самостоятельно проводит научные исследования в направлении, которое считает нужным, диагностирует и лечит, просвещает и развивает уже не индивидов, а целые группы (чтение лекций о красоте как целесообразности), оказывает психологическую помощь и корректирует отклонения (садизм у докторши в поликлинике), воспитывает молодежь и даже борется со шпионажем.
В общем, один неравнодушный герой успешно заменяет штат целого института, социальных служб и КГБ.
- ,,. Эх, родители! То слишком вмешиваются, портят
жизнь и психику детей, то предоставляют им свободу, когда этого делать
нельзя.  Скоро ли мы  сумеем  давать  обществу  правильно  воспитанных
детей?  Когда  поймем,  наконец,  что воспитание - самое важное дело и
здесь нельзя пренебрегать никакими возможностями?
- Какой вы странный человек,  - сказала заведующая. - Огорчились,
будто вам самому нанесли большой ущерб.
- А кому же?  Я частица нашего общества и страдаю, если в нем еще
не все идет как надо. Это касается меня непосредственно: ведь я живу в
этом обществе,  и ни в каком другом жить мне не придется.
Как же и почему получилось так, что при деградации системы интернатов, детдомов, пандусов и прочих лифтов - общественность отстранилась тоже под предлогом (правильным), что всё это забота государства, но не начала дергать это самое государство в лице его и партии представителей, что вполне было возможно, и даже не очень обременительно?
Отчего вместо повышения уровня солидарности, заботы друг о друге и состоянии общества в целом - получилось на выходе это самое закрывание глаз на "отдельные недостатки" и целые области деятельности, например, уход за стариками и инвалидами?
Почему люди, подобные Гирину, оказались в исчезающем меньшинстве?
Каким образом диссидентское движение
вместо борьбы за повышение расценок и снижение нормативов, сокращения рабочего дня и улучшения психологического климата в коллективах, программы оптимизации условий труда и повышения стандартов жилищного строительства, армейской и тюремной реформы,
- ударилось в интрижки и свары с органами по поводу печатания себя, любимых, на Западе, и вывоза туда же больных тещ, желательно с собачками?
Тендряков и другие честные советские писатели прекрасно описали назревающий кризис: уход научных сотрудников в мелкие радости частной жизни и давно, казалось бы, отвергнутую большинством религию, чиновников и начальников - в карьеризм и невротическое потребительство, рабочих - в алкоголизм и домостроевщину.
Перечитывая сейчас, удивляешься тому, как правильно поставлены вопросы. И тому, что ничего не сделано в поисках ответов.
В результате реализовался третий вариант. Государство, увы, не отмерло, - но функции всестороннего просвещения народа, обеспечения безопасности, физического и морального комфорта граждан - успешно с себя сбросило.

https://aerys.livejournal.com/225811.html

https://aerys.livejournal.com/228058.html

https://aerys.livejournal.com/297541.html
Tags: СССР, СССР идеология
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments