marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

сериал "Место встречи изменить нельзя" - как комедия

Принято считать, что выбор Владимира Конкина на роль Шарапова был неудачным,
– он не нравился ни авторам сценария Вайнерам, ни Владимиру Высоцкому, мечтавшему работать в паре с Иваном Бортником.
Говорят, что Шарапов Конкина "не разведчик", "не фронтовик" – слишком нежный, "тонкокостный" – как он на немцев-то с кинжалом ходил?
Да и темперамента не хватает, – между ним и Жегловым не получается задуманного в романе конфликта (ведь по роману "правильный" Шарапов – антагонист "лихого" Жеглова).
Говорят, что с другим актёром вышел бы совсем другой фильм.
И это верно.
Фильм, конечно, получился бы другой.
Однако обратите внимание: судя по сохранившимся фотопробам, не очень-то искали "другого" Шарапова:
Все "нежные" по сравнению с брутально выглядящим Бортником.
Вероятно, для фильма и нужен был не "разведчик", а кто-то "пожелторотее"?
***
Был, впрочем, один кандидат, который идеально бы вписался в Шарапова, органично совместив и "желторостость", и "фронт" – это Сергей Никоненко:
В нём есть всё необходимое: и "правильность", и юношеская наивность, но вместе с тем – и мужицкая кряжистость, которой нет у Конкина ("Карпуша, ты на руки его посмотри"), и твёрдость характера, упёртость – смотрите.
Вот кто бы мог сыграть конфликт с Жегловым!
***
А Конкин – и не пытался.
Так, насупился, выкрикнул срывающимся голосом про "кистень", потом отошёл.
Опять насупился (в эпизоде с пропавшим делом) – и опять отошёл, а Жеглов даже внимания не обратил...
Нет, Никоненко был бы совсем другим.
И фильм, возможно, получился бы от этого глубже, серьёзнее.
Но вот вопрос...
А нужно ли это?

Какой фильм детективного жанра любят так же сильно, как "Место встречи..."?
Только один – "Семнадцать мгновений весны".
А теперь обратим внимание: фильм, в котором нет ничего комического, кроме одного единственного крохотного эпизода "девушка с лисой" почему-то стал источником анекдотов.
Почему?
Смешной?
Нет.
Плохой?
Нет.
Тогда почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие вообще наши фильмы являются в полном смысле "народными" – любимейшими из любимых.
Если мы сейчас начнём их перечислять, окажется, что всё это... комедии.
***
Все комедии – кроме трёх: "Семнадцати мгновений", "Места встречи" и, пожалуй, "Чапаева".
Но при этом и "Мгновения" и "Чапаев" разобраны на анекдоты.
Народ "докрутил" их до комической тональности.
Всё очень просто: путь к народному сердцу лежит через смех.
****
"Так ведь про "Место встречи" анекдотов нет!" – возразите вы.
Правильно.
А почему?
Да потому, что "Место встречи" и так под завязку набит комизмом!
Вот неуклюжий Груздев – бормочет, всплёскивает руками, падает под напором Глеба на стул...
Зачем он, безвинный человек, изображён столь жалким и неуклюжим?
Вот Манька-облигация.
Вот сыплющий прибаутками Копчёный.
Вот Кирпич.
Вот разинувший рот и хлопающий глазами Петюня Соловьёв.
Уберите их – что останется от фильма?
Все они сыграны как шаржи – в комическом регистре актёрских возможностей.
***
Ну представьте себе Петюню Соловьёва, который был бы не смешон, а трагичен! (Предательство – это ведь не смешно, вообще-то.)
Или Кирпича, который не паясничает и не шепелявит...
Или Маньку, которая вела бы роль так, чтобы мы действительно поняли, что она не Манька, а Марья Афанасьевна Колыванова – женщина весьма непростой и неприятной судьбы...
(А ведь мы с вами не понимаем этого, не хотим понимать. Хотим – смеяться!)
На Маньку пробовались разные актрисы, например, Наталья Ченчик (она в итоге сыграла подставную "подругу" Фокса).
Поменьше смазливости – и это будет уже другая Манька.
Но хотим ли мы с вами другую?
Менее карикатурную и более "настоящую"?
И стал бы такой фильм – с "серьёзным" Кирпичом, с не окарикатуренной Манькой всенародно любимым?
***
А если нет – то зачем ему и "настоящий" Шарапов?
Не желторотый мальчик, а "мужик, который на фронте руками убивал"?
Может, в том-то и смысл, чтобы освободить дуэт Жеглова и Шарапова от психологизма?
Сделать его схематичным: "матёрый Глеб" – "наивный Володя", "циничный Глеб" – "правильный Володя".
Глеб давит, Володя уступает.
И благодаря Володиной уступчивости они остаются друзьями, и мы их за это любим.


****
Вообще, в "Месте встречи..." много мужских комических персонажей.
Во-первых, конечно, Гриша Шесть-на-девять.
Во-вторых, Кирпич.
В-третьих, Промокашка.
Предатель Петюня Соловьёв тоже сыгран Всеволодом Абдуловым с изрядной долей сатиры:
Добавляет юмористических оттенков и украинский говор сержанта Вани Пасюка.
Сам Жеглов постоянно иронизирует и балагурит.
Вот и профессор Груздев – сыгран на грани шаржа, не случайно в один из самых драматичных моментов ему в руки сунули эту нелепую авоську!
Хоть, конечно, ничего в этой авоське смешного. Человек вцепился в последнее, что у него пока не отнято...
***
По-хорошему, в фильме жалко многих.
Мальчика, убитого бандитами.
Васю Векшина.
Груздева, ставшего жертвой обстоятельств, пусть и выпутавшегося.
Левченко – не выпутавшегося.
Жеглова, у которого нет ни своего угла, ни семьи (и друга, похоже, больше не будет).
Жалко даже невывспавшегося похмельного Промокашку – вчерашнего пацана, связавшегося с дурной компанией, которому теперь "намажут лоб зелёнкой".
***
Лариса Груздева – убита.
Соболевская – обманута и брошена.
Верка-модистка и соседка Шарапова Шура – выбиваются из сил, чтобы прокормить детей (у первой муж убит, у второй – инвалид-алкоголик).
Уголовницам тоже не позавидуешь, судьба их предрешена.
Манька Облигация.
Она ведь никого не убила.
Не воровка, не клофелинщица.
Папаша, Афанасий Колыванов, "шниффер знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота, был посажен, когда ей было лет четырнадцать.
Трудиться не умеет (не было такой необходимости – при добычливом папаше), смазливенькая...
Ну и – как говорится в другом фильме, "нашлись люди – подогрели, обобрали... то есть подобрали, обогрели".
Такая же жертва обстоятельств, как Груздев.
Только Груздев взял авоську и пошёл домой,
а ей дорога "за сто первый километр", где трудовым энтузиазмом её заразят навряд ли, а вот смазливость с личика пообсыплется обязательно, и тогда уж Манькина перспектива совсем черна.
****

Известное дело: человек шёл по улице, упал, сломал руку.
Если это происходит в комедии, мы смеёмся.
Если нет, то нет.
А теперь вопрос: "Место встречи изменить нельзя" – это комедия?
****
Нужна ли "правда жизни" для народной любви?
***
Говорухин сотворил подлинный национальный миф — пересочинив милицейский детектив братьев Вайнеров в антироман воспитания.
Пользуясь аналогиями из его любимой английской литературы — сместил акцент с юнги Хокинса — Шарапова на одноногого Сильвера — Жеглова.
Идеалист-новобранец взыскует света и добра — практик все время показывает ему мир изнаночной стороной, попутно с азартом валя отморозков (троих за фильм).
Зря Груздева трюмил?
Так и в самом деле не след пистолетами разбрасываться где попало.
Зря Левченко ссадил?
Тому так и так вышка: не замаранных в упырской шайке не держат.
Зря Кирпичу кошелек сунул?
Некрасиво, конечно, — но милейшего парня Костю Сапрыкина и впрямь на киче заждались.
Фактически «Место встречи» был американским полицейским манифестом середины века:
есть агнцы и есть козлища, последние наша клиентура, а в полутонах пусть психотерапевты разбираются.
Отставшей от гуманизирующейся Европы России это было тогда близко, да и сейчас недалеко.
****
https://zen.yandex.ru/media/luchik/idealnyi-sharapov-ili-pochemu-mesto-vstrechi--eto-komediia-5df780bd8f011100ad77b519

https://zen.yandex.ru/media/luchik/zadripannaia-jizn-mari-afanasevny-kolyvanovoi-5df88f25118d7f00b25310af
Tags: Кино, Лев Пирогов, второе дно
Subscribe

Buy for 20 tokens
Обычно мы следим за показателем выручки, прибыли. Но выручка — это не цель, а следствие других параметров. Выручка = количество клиентов ​* средний чек А количество клиентов = количество обращений * конверсию в продажу И так далее. Пример: магазин с одеждой в торговом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment