(В какой мере это соответствовало действительности - вопрос отдельный, но не будем сейчас в него углубляться.)
Отдельной строчкой шла такая особая группа пострадавших от репрессий,, наличие которых придавало МП ореол ранее гонимой.
Наконец, в позднесоветское время церковь стала одним из прибежищ для фрондирующей интеллигенции
и в итоге на момент наступления религиозной свободы отношение к ней отечественного интеллектуального класса было столь благожелательным, как мало где и мало когда за последние 2-3 века.
***
В 90-е власть относилась к РПЦ в целом положительно, видя в ней, как и большая часть общества, некий осколок старой России и испытывая перед ней комплекс вины за советский госатеизм.
Однако за образец религиозной политики была взята американская модель светскости.
Т.е. МП приходилось вполне реально конкурировать за души людей с протестантами, оккультистами и т.д.,
Все поменялось, когда началась Болотная.
Колбасные охранители образца нулевых ("Наши" и иже с ними) оказались абсолютно неспособны что-либо противопоставить оппозиции,
и Кремлю потребовался идейно мотивированный противовес "белогандонникам"
Более того, столь явное отклонение от современных западных политических стандартов, как рокировочка, в ситуации,
когда дискурс "просвещенного авторитаризма",
в целом признающего цивилизационное превосходство Запада (по крайней мере в относительно консервативном изводе оного),
но временно необходимого, чтобы не допустить к власти условного генерала Макашова, стабилизировать обстановку и обеспечить экономический рост себя исчерпал, требовало некоего обоснования, так или иначе сводящегося к "Россия - не Запад"
***
И Кирилл сделал очень многое для превращения возглавляемой им церкви в одно из ключевых звеньев всей этой евразийщины.
Какими же сей поворот сопровождался инновациями?
В первую очередь, РПЦшное начальство начало явно говорить с обществом с позиции силы.
Отдельно стоит поговорить про историю с Pussy Riot, с которой, собственно, оно и началось
После победоносного со своей точки зрения завершения пуссиады Кирилл лично пролоббировал статью об оскорблении чувств верующих, вставшую в один ряд с 282 и прочими уголовными статьями, попирающими свободу слова, в т.ч. и в интернете.
Кроме, пожалуй, наиболее драматичной темы всех этих уголовных дел есть и другие.
Взять хоть реституцию и храмостроительство.
Да потому что раньше церковный истеблишмент оглядывался на общество и если в некоем парке принято было разбивать на свадьбу бутылку об памятник, храм там не строили, да и с музейщиками старались договориться.
А теперь имеем, что имеем.
Кроме того Кирилл старается впихнуть церковь во все щели.
В итоге то и дело приходится слышать: то отправят священников рассказывать водителям о ПДД, то школьников ни с того ни с сего погонят на какую-то пятичасовую иерейскую лекцию по половому вопросу, то пожарников или ментов сгонят на молебен, а студентов - на крестный ход...
****
Отдельной строчкой идёт залезание "православных активистов" в театры, музеи и концертные залы.
Наконец, финансовый вопрос.
Если в тучные годы пресловутые попы на мерседесах напрягали народ скорее не самим наличием мерседесов, а излишней снисходительностью властей к их поведению на дорогах (равно как и к поведению на дорогах кавказцев, чиновников и силовиков),
то после пенсионного грабежа, который папа московский, конечно же, не осудил, все стало хуже.
А уж когда дело дошло до принудительных поборов на храм цвета хаки, это запахло совсем уж дурно.
***
Не следует забывать: Россия перестала быть патриархальной крестьянской страной, где поп был самым грамотным человеком на селе.
Теперь это страна горожан, прошедших через атеизацию советского времени и религиозную свободу 90-х.
И было бы очень наивно расчитывать на безусловную лояльность такого общества РПЦ,
Было бы глупо думать, что мобилизация РПЦ на поддержку власти, помноженная на папистские наклонности самого Кирилла, обошлась без внутренних, куда менее заметных внешнему взгляду последствий.
****
Выше мы уже говорили: в позднесоветское время церковь стала одним из прибежищ для фрондирующей интеллигенции с её преимущественно либеральными воззрениями, кроме того, пока выстраивание отношений с обществом было главной установкой, на коне были именно те клирики, кто это умел.
И, конечно, им позволялась немалая самостоятельность в суждениях.
После Болотной же "либерал-православные" и просто слишком самостоятельные люди стали для Кирилла откровенной обузой и их начали всячески выдавливать из церковных (да и не только церковных) структур.
Зато наступило золотое время для карьеристов, которых устраивала роль политрука в рясе
****
Кроме того, произошла общая дегуманизация внутрицерковных отношений, проявляющаяся даже в мелочах типа отношения к духовенству во время протокольных мероприятий, неизбежная при переходе к полувоенному стилю управления.
***
Ну и - сказался ещё ряд моментов: так, дробление епархий привело к увеличению поборов с приходов и материального расслоения среди духовенства, а попытки развить социальную активность по католическому образцу обернулись ужасной бюрократией с бесконечными отчётами.
Всё это в совокупности не могло не рвануть и, насколько оно вообще могло рвануть в условиях нынешней политической системы, оно рвануло.
Откровения Кураева и Чапнина, "Ахилла", "Церквач"...
Понесся сор из избы, что стало чётким маркером откровенного падения авторитета лично патриарха и вообще МПшного начальства среди, собственно, паствы и даже клира.
****
Наконец, стоит обсудить внешнеполитические успехи юбиляра, благо церковная дипломатия - его непосредственный профиль.
Как уже отмечалось выше, его исходные установки сводились к партнёрству с католиками, собственному господству над мировым православным сообществом и максимально плотному взаимодействию с Кремлем.
На римском направлении Кирилл даже по-своему преуспел.
Во всяком случае, в УГКЦ, считающейся основным камнем преткновения между Чистым переулком и Ватиканом, после гаванской встречи здорово понервничали, ибо и унии как таковой в итоговом заявлении их святейшеств была дана беспрецендентно уничижительная с точки зрения Рима характеристика, и украинская ситуация в целом была обрисована в устраивающих как Чистый переулок, так и Кремль тонах.
****
А вот с внутриправославным господством случился провал.
Во-первых, православные страны к Западу от линии Керзона (кроме Сербии, но про нее вообще отдельный разговор) и Грузия ещё на рубеже 80-х и 90-х решили, что "русский мир" им в любом случае как-то не нужен.
****
Во-вторых, на роль "восточного папы" нашёлся и иной претендент, тот самый Варфоломей.
Причём если в Москве подобные притязания возникали лишь эпизодически и связаны они были с некоей сиюминутной коньюктурой (победа СССР в советско-германской, "вставание с колен"), то Константинополь довольно последовательно стремился к сему ещё со времен вселенских соборов.
Т.е. царьградские товарищи много чего ещё в стадии становления Православия как конфессии написали под себя, а потом веками толковали под себя и честно говоря, лишь необходимость как-то отличаться от католиков да ослабление и крах Византийской империи им помешали.
В общем, Кириллу достался слишком подготовленный конкурент, который просто ждал момента показать, кто в православном доме хозяин.
И он его дождался.
***
В-третьих, опять же, сыграли свою роль известные светские обстоятельства.
Речь идёт, конечно, об Украине.
Благо то, что изрядная часть паствы УПЦ МП - это те, для кого Беловежье было потерей родины, а церковь стала способом сохранить Москву в роли хотя бы духовной столицы - секрет Полишинеля.
Пока стратегией Кремля на юго-западном направлении была "единая пророссийская Украина" все шло в целом неплохо.
Особенно когда у власти находился Янукович, демонстративно стоявший на антиавтокефальных и проМПшных позициях.
Да случился Майдан.
Собственно, тут же начались массовые непоминовения Кирилла вплоть до иных архиереев, удаления букв МП из названия УПЦ МП на всяких табличках и т.д
****
Между тем даже то, что вмешательство Фанара в украинские церковные дела было произведено криво, косо и не по-людски, принципиально ничего не меняет.
В любом случае возврата к былому статус-кво уже не будет, а касаемо (по крайней мере на текущий момент) непризнания ПЦУ в её нынешнем виде прочими поместными церквами...
***
Во-первых, именно за ними, ни о каком господстве над другими не мечтавшими, осталась роль арбитра в споре двух несостоявшихся пап.
***
Во-вторых, за исключением Сербии и Антиохии, к "русскому миру" там относятся весьма прохладно и были бы не прочь как-то ограничить амбиции Москвы (как, впрочем, и Константинополя).
Что, кстати, располагает к уже более-менее полноценной украинской автокефалии в будущем.
И если бы Кирилл не был столь высокомерен по отношению к прочим церквам и не испортил отношения со многими из них до достаточно критичной степени, Варфоломей едва ли решился бы на свою затею с томосом.
****
Так или иначе, от былого (пусть и весьма аморфного) ореола лидера православного мира у РПЦ остались рожки да ножки.
Первая десятилетка патриаршества Кирилла ознаменовалась серьёзным падением авторитета церкви в обществе, серьёзным падением авторитета её руководства среди паствы и низшего клира и серьёзным падением её авторитета в мире.
Воистину, он - самый настоящий расточитель символического капитала.
Без которого РПЦ не нужна и каким-либо властям.
https://harbin.lv/rastochitel-simvolicheskogo-kapitala?fbclid=IwAR2Dcj9j6iSqTB0k_r9F6iT5mgnmmTx4mQJtfp5LeT9PFKNNlzhHKTSUT6g
Journal information