marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

суровые пацаны из старой вологодской деревни

Вологодские носили в голенищах огромные тесаки.
Их праздники заканчивались поножовщиной.
Отмечали они то же, что и у нас – Заговенье, Девятую и Гулящую – летние дни перед сенокосом.
Нам было до них тридцатку болотом, но мы не пропускали их дней, а они приходили на наши.
Поэтому-то у нас тоже начали носить ножички.
Таскали и фунтовые гирьки на железных цепях – в драках ими проламывали головы.
***
До пятидесятых милиция этими делами не интересовалась.
Разбирались только если пришибали кого-то важного – бригадира или, не дай бог, председателя.
Соседа Кольку, погодка и родственника зарезали в собственной избе.
У него собирались на танцы.
И вот в самый разгар бесед стук. Колька вышел на мост и без лишних слов получил лезвие в сердце.
Кто, почему?
Теперь больше не вспомнить.
***
Дядя – он был старше на десять лет - первый послевоенный призыв – прятал в голенище наган.
Рассказывал, что тот спас его раза три в ситуациях «гуляю один по чужой деревне».
Ствол он в итоге сдал - в конце пятидесятых, когда гуляние подприжали.
Традиции ушли с его поколением.
***
У нас ножичков больше не было,
мы дрались тем, что попадалось под руку.
Я уже работал шофером, когда за нашим домом под мельницей, которую построил мой прадед – эта мельница сегодня стоит в Костроме - шестеро наших прижали одного вологодского.
Шли на него с кольями, а он отбивался жердиной.
Я наблюдал за дракой из окна и увидел, как к вологодскому со спины подходит седьмой.
Он аккуратно уронил его, и прежде, чем я успел выскочить и разнять, вологодского парня убили.



***
Совега
Это такой хулиганский медвежий уголок. Ещё и с плохими соседями.
Оборотная сторона - все люди там сказочно добрые. Тестостерон доброте не помеха, наоборот.
*****
****
вологодские наводили ужас на совеган а совегане наводили ужас на дьяконовских (забыл какая кликуха у дьяконовских была).
Совегане были сами вологодские.
Только переписанные.
Конфликт был большой из за того что одно время призывной пункт для Совеги был в Дьяконово.
То есть совегане шли в логово к врагу
Еще с Никола-Чудцы шибко драчливые были, тоже солигаличская сторона. "Чудцы" там все окрестные как огня боялись, били всех смертным боем))
Вологодские сами делятся на десятки подгрупп.
кстати, там же недалеко Сухона, а в тех местах по Сухоне ареал "митрополов
" и дальше "кокшаров", а это как раз зона ростово-суздальской колонизации Севера, словено-меря.
А "кокшары" вообще не понятно откуда, сам по себе этноним идентичен аж марийскому)
может совегане с "вологодскими" дрались как раз по причине каких-то давних родственных тёрок,
Совега же видимо явные выселки со стороны Сухоны...

***
За что били вологодского?

Неужели просто так всемером на одного?
в НХЛ хорошо - всегда есть объяснение от комментаторов.
***
Зафиксировала локально-групповое прозвище вологжан "ножовики.''
***
В 56 году к нам в полк пришло пополнение из Вологодской области.
Сразу после прибытия наш хитрый старшина Саенко устроил шмон.
Почти у всех были ножи.
Не консервные, и не колбасу резать.
Он к каждому ножу привязал бирочку с фамилией и спрятал сейф.
С
казал, что отдаст при демобилизации.
На самом деле отдал раньше - обстановка у нас была мирная

***
Обычно "подранков" доставляли к моему деду, сельскому врачу, который зашивал пострадавших.
****
В середине 70ых засапожные ножики ещё были в ходу по деревням, где жили мои дедушки-бабушки.
Это Матвеево, Ковизино (нет его уже), Григорово, Ноколо-Ширь и тд, вплоть до райцентра Парфеньево.
Они там все грибники отчаянные.
Кругом леса нехоженые.
Пойди
-разберись, что они там резать соберутся по пьяной дыне, свистульку из черемухи, гриб груздь или бок пацана из соседней деревни.
Да там по дороге с танцев домой, можно было, что тогда, что сейчас мишку бурого встретить.
И встречали и до дома с танцев не доходили.
Так что ножик в сапоге вещь нужная была.
Хотя и поленницы с жердями тоже быстро шли в ход по надобности.
В конце 80ых в областном центре - Костроме прямо на центральной улице Советской происходили массовые драки гражданских с химдымовцами (курсантами кввкухз). Пацанов разводили по разным тротуарам многочисленные менты и дежурные офицеры.
И все равно свалка происходила и заканчивалась тяжкими повреждениями с обеих сторон

***
Да и в творчестве народном отражалось про «добра молодца» на новом витке.
Строчки из "мужских частушек" с родины Пуговкина:

«А кто затронет рамешей –
Заработает ножей!»
****
. О лютых драках на кураже с кольями - сплошь и рядом, в основном как продолжение праздников - того же Заговенья, Духов день, и многие другие,
причем каждая деревня была как-бы базой для каждого конкретно
го праздника.
У одного из дедов были два шрама всю жизнь - от кола из забора, и от рашпиля, но рассказывал он об этом всегда на позитиве,
. Колом, кстати, ему заехал брат мужа сестры, с которым потом не раз вместе делили и счастье и беды.
А практика таскать ножи в голенищах была нормой, и остается и сейчас, думаю.
Я и сам знаю хорошего дядьку, который с лесом на Ты, и однажды на рыбалке, глядя как я вырезаю вилку-подставку для удочки своим китайским складенчиком, со словами "на-ко мой складенчик" протянул мне нечто, сантиметров 25-30 длиной.

***
По рассказам, на Ярославщине (Любимский район) вечеринки часто заканчивались драками с поножовщиной, это 50-е - 60-е годы. Не слышал, чтобы кого-нибудь убили, но из мужиков сидел каждый третий, многие как раз за эти драки.

****
а у нас кержаки на престольные праздники дрались колами и серпами.
***
. Драки были между приехавшими работать на полотняный завод и местными.
Там дрались цепями ( откуда только брали?).
Но э
то были исторические драки с дореволюционных времен.
Поселение приехавших работать на медведевский завод называлось Хива( в народе).
Так как хлопок возили именно из этих мест. ( при слове Хива любой лопасненский вздрогнет)
Люди там были задиристые.
И даже в 60 е этот район обходили стороной. (Лопасня/Чехов.)
Потом опять была какая-то годовщина чего-то в 74-76 с очередной волной освободившихся.
Я так понимаю, они все были прописаны за 101м, а промышлять ехали поближе к Москве.
Местные были достаточно спокойными,
убивали если только из цели наживы, но не как ни с бодуна или порыва оторваться.
Ну и не друг друга, а заезжих.


****
А смысл какой в этом всем?
пар выпустить.
Звероватый народец местами, большевики пообтесали в результате, хоть и сами такие же, из народу
****
Сказывали, забор типа штакетник в этом смысле был незаменимая вещь.
да, традиции такие в вологодских деревнях были.
Дрались и специальными железными "тросточками", и ножики засапожные в ходу были.
Тут в разное время любили преувеличить, конечно.
Но есть и добротные этнографические работы, и "краев
едческие фельетоны" (см. по ссылке).
В губернской Вологде на льду реки дрались стенка на стенку семинаристы и "реалисты",
растаскивая при этом для использования в драке ближайшую поленницу (этот вот последний именно факт вызывал негодование горожан).
Но эту уже было почти мирно.

***
И у нас в Ростовском и Переславском районах Ярославской области (губернии) так было. До сих пор помнят, как дрались на праздниках и в тюрьму попадали. А почему дрались, уже не помнят
***
по причине синевы.
Были пьяные
В деревнях, где нет ни полиции, ни милиции.
До революции было два развлечения - церковные служба, а после нее кулачный бой и хоров
оды.
Потом попов убрали.

Вот так и жили.

Моя бабушка незадолго до революции была выдана за "первого парня на деревне".
Образ жизни образцового богатого крестьянина. В воскресенье - церковь и кулачки.
Рубашка разорвана и немного в крови к вечеру.
Отмывай-чини...

Она его не любила и потом сбежала в город в революцию...
***
Ну и каждый может найти запись частушек в исполнении Петра Лещенко (1920е?), две из которых прославляет бандитскую удаль:

"Ах, ты батенька родной,

Купи ножичек стальной,
Купи гирю фунтов пять, -
На базар пойду гулять.

Моё пузо, что арбузо,
Голова, что ёжики.
Моё пузо не боится,
Ни кола, ни ножика."

****
частушка:
Наша шайка, шайка-лейка,
Пачка ржавленных гвоздей,
Кто навстречу попадется,
пробьем шею до костей.
В Солоухин, "Владимирские проселки"
Неоднократно находил на месте бывших деревень самодельные свинцовые кастеты под руку подростка.


пик насилия - от революции и гражданской до Хрущева. со всплеском после войны. Логично - гражданская открыла некоторые бездны.
****
В Москве по воспоминаниям моей мамы (Москва, Крымский мост) в 50е были популярны опасные бритвы.
Ей можно было отрезать кусок носа или уха.
Болезненно и унизительно.
Когда к нам приезжали с М
арьиной рощи, то все мужики дома бросались их встречать. Наших бьют и т.д.
Один только еврей не бегал. Но его и мужиком никто не считал.


Еще вариант поножовщины - обидеть сидящего в вагоне и вывести в тамбур электрички на разговор. И сзади заточенной спицей проткнуть печень. И сбросить на ходу.

****

почему-то всегда был уверен, что у русских в традициях не было такого - "шестеро наших прижали одного"
***
Надо ещё лет 50 подождать и в воспоминаниях русские всегда будут биться один на один, выходить замуж девсвенницами - как в книгах В. Белова

https://www.facebook.com/andrey.pavlichenkov/posts/10219252994048410
Tags: крестьянский уклад, человек и закон
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments