В последний раз слышал эту мысль у Парфенова, но, насколько я понимаю, на эту тему есть список литературы.
Что «хорошие белые» начались в советском кино в 70-е годы, когда с верой в коммунизм было покончено.
Хрестоматийный пример: Верещагин, которому «за державу обидно».
Смотрю хардкорные сталинские фильмы и понимаю притянутость за уши этой идеи.
Старорежимный человек там порой подаётся именно как образец нормальности, сдобренной скептицизмом.
Если эти черты довести до гротеска получится бортковский профессор Преображенский.
Если добавить чуть комичности, получится «иностранец», который до сих пор кочует по российскому кино, тупя по поводу дурно сделанной русской загадочности.
Вся задача революционного процесса, отбросив «перегибы», понравиться этому резонёру.
Чтобы он понял, что социализм ленинско-сталинского образца не противоречит культуре, а на самом деле её и выражает.
В первую очередь «хорошая контра» это технические специалисты:
инженер Забелин из «Света над Россией», которого увлекает план ГОЭЛРО,
старший брат Александр из «Клятвы», также обретающий реализацию своих теоретических наработок в индустриализации.
Есть и более сложные варианты.
В «Незабываемом 1919-м» показана целая трагедия старорежимной семьи Неклюдовых.
Старший брат Александр в виду угрозы британской интервенции из патриотических соображений помогает большевикам и перед смертью проговаривает идеальную идентичность этого типажа: «Беспартийный. Русский интеллигент».
Младший Николай, которого амбиции привели на бело-британскую сторону, в итоге произносит монолог о лжи иностранцев и стреляет в себя (следы реального Николая Неклюдова теряются во Французском Конго, но никак не под Петроградом 1919 года).
Эти кинематографические моменты подтверждают моё давнее наблюдение, что «сменовеховство», которое мы сегодня наблюдаем в виде путинского бело-красного синтеза, было частью советской идеологии гораздо раньше, чем выдохся ортодоксальный коммунизм.
Даже раньше Сталина, потому что национал-большевистских мест уже у Троцкого хоть отбавляй.
Я бы даже сказал больше: исторический большевизм – это продолжение либерально-социалистической линии русской культуры 19 века.
Но для нас это странно.
Во-первых, потому что разрыв большевиков со старой культурой условного «1913 года» это одна из главных идей 80-90-х, которая прижилась лучше прочих.
Во-вторых, потому что нынешние идеологические алхимики присобачивают эту голову уже к туловищу русского консерватизма, где вместо Герцена и Огарева Леонтьев с Данилевским.
С другой стороны, популярность идей «Нечаевщины» свидетельствует о постепенном возвращении на круги своя.
То ли мы ещё увидим..
***
Если разобраться, то русские стали оформляться, как нация только после 1917 года.
Нации это продукт индустриального общества, всеобщей грамотности и образования.
В сословном обществе ничего подобного быть не может.
Есть народ и есть паразитирующие на нём сословия.
О какой "русскости" там вообще можно говорить, когда по переписи 1897 года только 53% дворян называли своим родным языком русский?
Да и из оставшихся многие, зная их родословные сильно лукавили. Николашка себя обозначил правильно, не русским человеком, а "хозяином земли русской".
Так что рост русского самосознания начался с 1917-го года,
****
Собствено большевизм это и был русский национализм, и соответствено он старался собрать под своими знаменами всю нацию..
как раз большевизм произвел модернизацию России, ликвидацию пережитков феодализма, то что в других странах делали националисты
он решил в России все те задачи, которые в других странах решал национализм
(1) ликвидация сословности
2) ликвидация абсолютизма
3) нацбилдинг = формирование из сословий единой русской нации
(4) формирование общенациональной культуры из сословных субкультур мужицкой ,дворянской
и тд там еще можно набрать
***
Еще меньшевики называли ленина и ко нечаевцами и ткачевцами. Уже для них большевики были продолжателями хардкорной ветви народничества. То есть большевизм чисто русское явление для которого марксизм был просто метаязык.
****
Смотрю на этот кадр, и сами собой читаются в голове ивановские строки
«Какие прекрасные лица… наследник, императрица…».
А это персонажи «Клятвы» Чиаурели смотрят как Стаханов по Георгиевскому залу идёт.
https://www.facebook.com/mark.shishkin.1/posts/10213595993089135
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10213596159453294&set=a.1265263566676&type=3&theater
Journal information