Однажды я посмотрела довольно много видео про падения самолётов (подробный анализ данных чёрных ящиков).
Причины были отмечены самые разные, но большую их часть объединяло: "пилот очень хочет приземлиться". То есть так сильно хочет поскорее приземлиться, что это затемняет его разум.
(Для меня это подтверждает, что из меня никогда не получился бы хороший пилот, потому что, оказавшись в воздухе, я хочу поскорее приземлиться.)
Но вот что интересно:
пилоты разбившихся -- именно в результате человеческого фактора разбившихся -- самолётов, могли быть очень опытными
или не очень,
могли быть пьяненькими (и такое бывало) или трезвыми как стёклышко,
могли находиться под внешним давлением или чувствовать себя спокойно и расслабленно, --
но поразительно, как они все могли принимать _идиотские_ решения.
(Естественно, это можно утверждать только на основе расшифровок бортовых самописцев.)
Просто глупейшие, невероятные.
Как опытный пилот Ярослав Кудринский, усадивший в кресло КВС большого пассажирского самолёта своего пятнадцатилетнего сына и разрешивший ему крутить штурвал (в результате чего отключился автопилот, но этого никто не заметил).
Или как опытнейший пилот, который во время демонстрационного полёта "Сухого-Суперджета" в Индонезии проигнорировал специальную систему оповещения, вопившую "Земля! Земля!", (за считанные минуты до этого ему сказали, что гор здесь нет... и самолёт врезался в единственную имевшуюся гору).
***
Я это не к тому пишу, что нужно исключить человеческий фактор, -- я как раз так не думаю.
***
А к тому, что даже _очень опытные_ люди могут совершать _очень глупые_ поступки.
***
Это совсем не невозможно.
***
И, например, когда про группу Дятлова говорят "ну не могли же они, опытные туристы..." -- я понимаю, что вполне даже могли.
"Не могли же они" или "не могут же они" -- это вообще не аргумент.
https://www.facebook.com/tatiana.shabaeva/posts/2760880160674449
Journal information