marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

чем плох атеизм"

Некоторые верующие очень любят рассуждать на тему "чем плох атеизм", и рассуждения эти редко бывают умнее и доброжелательнее, чем записки какого-нибудь доморощенного Лео Таксиля о религии.

Я тоже не вполне понимаю атеистов, но отношусь к ним без всякого раздражения и не считаю, что атеизм "плох вообще".
Чем, всё же, он (на мой взгляд) плох.
****
Вовсе не тем, что "если Бога нет -- всё позволено":
эта мысль -- всего лишь одна из неумелых и необъективных попыток _верующих_ людей ̶п̶о̶н̶я̶т̶ь̶ определить атеистов.
Нет, атеист, пребывающий в понятной для него рациональной системе, вполне может быть, часто даже должен быть законопослушен.
***
Другая попытка верующих определить атеистов "через себя" -- это объявить атеизм "тоже религией" (только, ясное дело, неправильной).
На этом я даже задерживаться не буду.
***

Нет, атеизм плох тем, что


настоящий, последовательный атеизм убирает из жизни элемент чуда.
На мой взгляд, какой бы сложной ни была рациональная система -- жизнь без элемента чуда в ней выглядит менее полной.
Более того: настоящий, последовательный атеизм заметно уменьшает в жизни элемент надежды.
Без надежды жить труднее, это объективно так.
С надеждой жить легче.
****

Именно поэтому настоящих, последовательных атеистов на самом деле МАЛО.
Человек, не желающий лишиться чуда и надежды, может объявлять себя неверующим -- потому, например, что не чувствует, что какой-то из имеющихся вариантов Бога естественен для него, -- но вообще-то он желал бы верить, действительно не верить -- не в его силах.

На мой взгляд, настоящих, последовательных атеистов на земле так мало, что этим числом можно пренебречь.
В большинстве случаев, порицая (или, как они иногда говорят, "жалея") атеистов, религиозные люди на самом деле имеют в виду людей, которые не принадлежат ни к одной конфессии и на этом основании считают себя неверующими
(примечание: не все люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, считают себя неверующими).
Таких людей, "как бы атеистов", довольно много, но, на мой взгляд, это доказывает лишь то, что конфессии не обязательны для существования людей в мире, из которого не исключены чудо и надежда.

Для чего нужны конфессии, именно конфессии -- так это для чувства локтя.
"Люди, которые верят так же, как я".
Это может быть важно.
Но тут вступают в дело мало относящиеся к божественному резоны, прежде всего -- элементарная сплотка.
Есть сплотка -- конфессия сильнее, нет сплотки -- конфессия слабее.
Бог к сплотке имеет отношение косвенное и, как бы это сказать, утилитарное.

Тут стоит заметить, что религиозная сплотка всегда тем сильнее, чем сильнее убеждённость "моя вера -- самая правильная".
Соответственно, религиозно толерантные люди, допускающие существование "многих правильных вер", сами разрушают свою сплотку.
Я лично, при всём желании, не вижу, чтобы современные христиане собирались победить в этом состязании.
Можно сказать, что их больше интересует жизнь загробная, но тогда - - -



***
Из атеизма прежде всего вытекает отсутствие в мире справедливости.

***
Вовсе нет, если принять, что справедливость -- понятие, введённое в мир человеком. Из атеизма вытекает только отсутствие в мире "божественной справедливости".
***
Ну вот из Божественной справедливости следует, что каждый праведник получит награду, а каждый злодей наказание. В рамках человеческой справедливости такое невозможно, даже если допустить консенсус о содержании этой справедливости.
***
Конечно, невозможно. Но это важно только для вас и только в том случае, если вы действительно верите, что "каждый праведник получит награду, а злодей наказание". Я лично в это ни на минуту не верю и не считаю, что в это необходимо верить. Больше того, если развивать эту мысль дальше, я считаю, что верить в это даже вредно.
****
Почему вредно? Потому, что это будет мешать поддерживать справедливость в земной жизни?
***
Хотя бы потому, что это будет подменять понятие справедливости "божественной справедливостью". В то время как справедливость введена людьми и в разное время под справедливостью понималось разное. И да, вера "зато он получит наказание в загробном мире", "зато справедливость восторжествует в загробном мире" распространена среди верующих -- и им она, быть может, помогает. Но установлению справедливости -- нет, не помогает. Только "божественной справедливости".
***
Почему подменять? Почему не помогает?Из идеи божественной справедливости не вытекает необходимость не наказывать злодея. Это уже какое-то толстовство, а не христианство. Божественная справедливость говорит о том, что воздаяние коснётся и того, кто избежал людского суда.
***
Надеяться на то, что "воздаяние непременно коснётся злодея". Или даже прямо верить в это. Я в это не верю. И не считаю нужным обязательно в это верить
*
https://www.facebook.com/tatiana.shabaeva/posts/2777247762371022

Tags: религия
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments