marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Дмитрий Быков о советских детских книгах

Среди наиболее популярных вопросов Быкову, приходящих в конце каждой лекции:

— Как сделать, чтоб ребенок читал? («читать ему вслух и останавливаться, дойдя до самого интересного…») и
— Что читать детям сегодня?

В разгар лета, когда и у детей и у родителей больше времени на приобщение к литературе, публикуем стихийно набросанный Быковым список.

Еще он как-то сказал, что «одна из главных целей приобщения ребенка к книгам в том, чтобы, став взрослым, он мог воспользоваться ими как аптечкой».

Итак, вот примерный список лекарств:

1) Аркадий Гайдар само собой, потому что у нас вообще очень мало литературы для мальчиков. А мальчик должен расти на соответствующей литературе. Говорю вам как отец сравнительно малолетнего, хотя уже довольно рослого тринадцатилетнего сына .

Мальчик должен в детстве прочесть о том, как это хорошо, когда от отцовской фуражки, от отцовского планшета пахнет дымом. Хорошо, когда девочка тоже в детстве поет что-нибудь вроде «Летчики и пилоты / Бомбы, пулеметы / Вот и улетели в дальний путь».

Это хорошо, это здорово, полезно. И когда дети любят свою армию — это тоже хорошо. И не надо, чтобы они туда ходили, боже упаси. Но чтоб они ее любили — хорошо. Ну, я-то сходил, и ничего…
Такой рассказ, как гайдаровский «Поход», он ребенку необходим абсолютно. «Голубая чашка», конечно.

2) Из других авторов обязательно надо прочесть и старшего, и младшего, и самую младшую Драгунскую — всех троих. Вы заметили, что вообще у детских писателей всегда талантливые дети? Вот вам, пожалуйста, Михалков. У него же два сына… Вот вам, пожалуйста, Гайдар.

Вот вам, пожалуйста, Драгунский. И Ксения, и Денис — блистательные писатели, едва ли не лучшие сегодня прозаики. Но из «Денискиных рассказов» тот ребенок, который вовремя не прочел «Рабочие дробят камень», тот никогда не поймет, что такое символизм.

И «На Садовой большое движение…» — рассказ, потрясший меня в детстве. И «Тайное всегда становится явным» — до сих пор несчастный Драгунский всем вынужден объяснять, что он не вываливал кашу в окно. И чем больше он убеждает всех, что это не так, тем больше все уверены — вываливал! Вываливал! Гениальный писатель, на мой взгляд, Виктор Драгунский.

3) Виктор Голявкин — в обязательном порядке.


4) Валерий Попов «Темная комната» — лучшая триллер-повесть, которую я знаю для детей, гениально написанная.

5) Александр Житинский «Старичок с Большой Пушкарской» и «Визит вежливости» — о планете, населенной овощами, откуда прилетают два инопланетянина Потатам и Мананам, Потатам — помидор, потому что все помидоры там поэты и он поэт, а Нананам вообще уже не помню что, но это надо читать обязательно.

6) Александра Бруштейн «Дорога уходит вдаль» — книга, которую, я думаю, не избежал никто в детстве и все ей обязаны.

7) И конечно, мой самый любимый сказочник, величайший, я думаю, прозаик, Александр Шаров.

Тридцать лет не печатали, забыли, что был такой писатель, а сейчас стали появляться его сказки. И «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков», и «Человек-горошина и Простак», и «Звездный пастух и Ниночка», и самый страшный, над которой я проплакал все детство, «Мальчик-одуванчик и три ключика», которые я до сих пор не могу вспоминать без ужаса. И «Остров Пирроу», и «Редкие рукописи» — он очень серьезный писатель — Шаров. Он был друг Платонова близкий, друг Гроссмана, друг Липкина — сильно пьющий человек, трагический, мучительный. Все мы знаем хорошо его сына Володю Шарова, еще один гениальный сын детского писателя, но я считаю, что папа был, как минимум, не хуже, а может, и получше. Вот книги папы доводили меня в детстве просто до каких-то невероятных слез!

Кстати говоря, у него есть совершенно гениальные взрослые повести, такие как «Хмелев и Лида», например.

Или «Жизнь Василия Курки». Или гениальный рассказ «Легостаев принимает командование». Такие повести Шарова, как «Окоем», «Повесть о десяти ошибках», роман «Я с этой улицы» — это для меня в детстве был самый драгоценный витамин.

Это мало переиздается, но если вы найдете это для ребенка — это будет то, что надо

***************************

Писатель Дмитрий Быков, признался, что в детстве зачитывался советскими писателями, некоторые из которых оказались незаслуженно забытыми в наше время.

"Например, Сусанна Георгиевская, первоклассная писательница, отлично умеющая писать про любовь. По сути ее повести - "Лгунья", "Колокола" и другие - попытки первого советского экспрессионизма. Она была сильной писательницей, ее вещи прерывисто, дискретно написаны, в них плещет энергия, а ребенок любит дискретные повествования", - рассказал Быков.

Другой его страстью были жесткие сказки писателя-фантаста, друга Андрея Платонова, Александра Шарова - "Кукушонок", "Мальчик-одуванчик и три ключика", "Человек-горошина и Простак". Константин Сергиенко, писатель, которого современные дети знают мало, также был одним из любимых авторов Быкова. Есть у Сергиенко повесть о бродячих собаках "До свидания, овраг", на основе которого Марк Розовский поставил в театре "У Никитских ворот" мюзикл "Собаки". Но большинство книг Сергиенко посвящены историческим событиям. Например, повесть "Кеес Адмирал Тюльпанов: Опасные и забавные приключения юного лейденца, а также его друзей, рассказанные им самим без хвастовства и утайки", рассказывающая об одном из самых драматических эпизодов нидерландской революции XVI века, об осаде Лейдена испанцами и 1574 году.

"Я до сих пор считаю, что после "Легенды об Уленшпигеле" Шарля де Костера, "Кеес" - лучшая детская книга о нидерландской революции. Был еще у него чудесный роман "Ксения", про дочку Бориса Годунова", - поделился Быков, продолжая список любимых книг автобиографическими повестями Александры Бруштейн - "Дорога уходит в даль...", "В рассветный час", "Весна".

"Тайна обаяния трилогии Александры Бруштейн, которая начинается с "Дороги уходит в даль...", в замечательном образе рассказчицы - Сашеньки Яновской, девочки не идеальной, но с обостренной чувством справедливости. Так как ребенок не может расти все социума, то героиня наблюдает происходящие в обществе вещи, например дело Дрейфуса во Франции. Она с большим юмором описывает увлекательный мир гимназии для девочек в городе Вильно, показывает противостояние детей администрации, с ее бессмысленной казарменной дисциплиной и показной лояльностью", - рассказал он.

Быков пояснил, что, так как Бруштейн была драматургом, автором оригинальных обработок-инсценировок классики (именно в ее обработке дети видели на сценах театров "Дон Кихота" и "Хижину дяди Тома"), она замечательно владела речевой характеристикой. Все герои у нее говорят по своему, диалоги выписаны блестяще.

"И потом для нас это был один из немногих источников настоящей истории конца XIX века.



**********************
"Дорога уходит в даль", "Повесть о рыжей девочке" и "Динка".
Все три, в принципе, об одном - жизнь девочки в дореволюционной семье среднего класса.
Но суть не в этом.
Эти книги представляют собой резкий контраст с тем, чем пичкают детей сегодня.
Ведь что сейчас в моде?
Какие-то абстракции, не имеющие никакого отношения к реальной жизни.
Даже если речь не идет о заведомо фантастических героях, ребенку предлагаются какие-то сусальные рассказики.
В тех же книгах - при всей их приглаженности с учетом как возраста читателей, так и советской цензуры, дети знакомятся с РЕАЛЬНОЙ жизнью, с реальными проблемами, жизнь предстает перед ними во всей своей сложности.
И детей это не отталкивает, они читают их с удовольствием.

Видимо, сегодня взят курс на инфантилизацию сознания, полное отсечение детей от взрослой жизни.
Вот как их не отпускают одних в школу, а мамочки водят вполне уже здоровых детин за ручку, как освободили их от домашних забот по сравнению с нашим поколением (ни тебе уборки квартир, ни приготовления еды, ни покупок в магазине), так и в литературе налицо тренд на дебилизацию ребенка.


*************************************

"Повесть о рыжей девочке" Лидии Будогоской,
О девочке Еве, которая живет с отцом-садистом, спровадившим из дома сначала ее мать, потом бабку, а потом и домработницу, последнего человека, который относился к Еве тепло и сердечно.
При этом героиня книжки - не забитое существо, у нее есть подруги, она противостоит школьному буллингу, спасает от смерти собаку, влюбляется, признается в любви и решается на побег, когда жизнь с отцом становится совершенно невыносимой и впереди замаячила страшная перспектива унизительной порки, которой постоянно грозил отец.
Недавно перечитывала и также как и в детстве было тревожно и страшно за Еву, которая совсем одна пробирается через всю страну с маленькой собачкой в корзинке и противостоит взрослому и очень недружелюбному миру.

Прочитала, что эта повесть, как и "Дорога уходит в даль" - автобиографическая.
Только в отличие от Бруштейн Лидии Будогоской досталась не прекрасная семья с умнейшим и чутким отцом, а огромное детское одиночество и папаша-зверь. И эта книжка была для нее способом отрефлексировать и пережить эту ужасную травму, причем, способом удачным - забегая вперед скажу, что все у девочки Евы было хорошо. На редкость духоподъемная книжка, рекомендую.
только обидно было, что на самом интересном месте всё заканчивается - очень хотелось как раз почитать о жизни евы после того, как она вырвалась из пиздеца

У меня был сборник повестей Будогоской: Повесть о рыжей девочке, Часовой и Повесть о фонаре



https://www.facebook.com/maxim.artemyev/posts/1516953771672611


https://www.facebook.com/BykovDmitriyLvovich/photos/a.256724381038395/1538946052816215/?type=3


Tags: Советская литература
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments