marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про фильмы Марка Захарова

Художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров умер в Москве на 86 году жизни
.Марк Захаров, конечно же, не был идеалом - однако за свою жизнь успел создать культовые фильмы и спектакли, удерживая свой "Ленком" на вершине популярности в очень разные времена.
Когда Захаров пришёл в Ленком, артистов на сцене было больше чем зрителей в зале. А потом стало на спектакли не попасть.
Были у него хорошие фильмы при тоталитарном режиме. Хотя и несколько переоценен.
Его духовная родина - 70-ые, когда уровень признания таланта писателя, художника, режиссера находился в прямой пропорции от размеров фиги в кармане.
*****
Марк Захаров был гениальным режиссером -
- позднесоветской интеллигенции -
- снявший свои фильмы не просто о ней - а о ней с любовью - так, чтобы она смотрелась в зеркало и восхищалась собой - и чтобы другие, близкие и не очень, и те, кому неприятна ее реальность - смотрели и научались любить и прощать - и стремиться самим быть ее частью -
- это большое и сложное искусство - восхваления своих и порицания чужих -
Поэтому мне бывает капельку стыдно от его фильмов. Будто бы в глаза хвалят и не знаешь, куда деваться
Отсюда и предпочтение Горину как автору.
***
герой Захарова как героическая ипостась героя Рязанова.
Рязанов показывал советское третье сословие (интеллигенцию), какое оно есть (и с любовью),
а Захаров - такой, какой интеллигенции хотелось бы представляться в собственных глазах.
его фильмы - это факт биографии любого минимально интеллигентного человека росшего в СССР в 70-е и 80-е годы.
****
Его костюмно-сатирические мелодрамы о принцессах и баронах нравились и взрослым, и детям.
Герои находились в двух плоскостях сразу — в исторической реальности, вроде Ганновера 1770-х или екатерининской России
и — тут, у нас, на шестиметровой кухне в панельном доме.
Король из «Обыкновенного чуда» напоминал директора-самодура из провинциальной конторы.
Якобина фон Мюнхгаузен — истерическую разведёнку, не пойми что делающую в НИИ,
а её сынок — длинноволосого оболтуса, живущего в соседнем дворе.
Министр –администратор  Андрей Миронов  хорошо знакомый всякому советскому человеку эпохи застоя «работник торговли», новое воплощение трепетного Димы Семицветова из «Берегись автомобиля».
***

К финалу 1960-х Советская Власть случайно воспитала прослойку нео-аристократов — они все имели рабоче-крестьянские корни, зато плотно заняли нишу, демонстративно пустовавшую целых полвека.
Трудовая интеллигенция придумала всё это не сама и даже не акын-Окуджава ей напел.
Поднаторевшие выписывать школьные сочинения о «духовных исканиях Наташи Ростовой» и причинах, побуждавших Печорина быть сволочью,
пролетарские дети начинали ассоциировать себя с барским племенем — с Петрушей Гринёвым да Машей Мироновой, но никак не с дворней.
***
Как сегодняшнее поколение с видимым удовольствием играет в ролевки по вымышленному средневековью Игры Престолов,
так советский человек 70-х с удовольствием и смаком отыгрывал в ролёвках европейское и русское дворянство, практически столь же фентезийное
— будь то «Три Мушкетера», «Мой ласковый и нежный зверь», «Звезда пленительного счастья»
и, конечно, собственно захаровские «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнгхаузен», .
Что это было?
Зачем им всем так хотелось наряжаться в камзолы и фраки, изображать и воображать себя королями, графами и имперскими офицерами, и жить в мире «дворянской» волшебной сказки?
Откуда эта компенсаторика — «эскейп» от партсобраний и строек коммунизма?
Борьба за самоуважение?
Поиск каких-то альтернативных шкал социальной стратификации и самоидентификации?
Бунт против массово-минималистской советской эстетики?
****
Сюда же можно вписать интерес не просто к Толкину, а именно к его аристократическим эльфам у позднесоветской интеллигенции из КЛФ и у ее наследников в какой-то степени - раннего ролевого движения
***
Какой-то ключ даёт, наверное, кеосаяновская трилогия о «Неуловимых мстителях» — где авторов в итоге неумолимо потянуло все к той же старороссийской эстетике, также почти фантазийной белой эмиграции и «рыцарской» романтике:
четыре ободранных «комсомольца» из народа, стоящие с короной Российской Империи в руках посреди музея в финале третьей части
***
"Мальчик со шпагой", тоже такой феномен 70-х - это ведь, в общем-то, "маленький дворянин" (в отличие от разнообразных гопников, которых он там побивает этой шпагой).
Я довольно хорошо помню ощущение 70
Наши деды голыми руками сносили троны и короны.
Наши отцы брали Берлин, штурмовали небо и кололи атом
А нам навязывали слюнтивое мирумирство, лишьбынебыловойныство и битву за Перевыполнение Плана на1%
вот это «богатыри, не мы» – оно было
Вот и бежали кто куда
В КСП хотелось не всем, ктото не переносил водку, ктото -комаров.
Вот и плодились то "поруччики голицыны", то буддойоги
****
Идея большевиков  заключалась в том, что привилегии, которыми до революции обладали лишь высшие классы, в результате социальных реформ становились достоянием широких народных масс.
Отсюда и сталинская школа, у которой ноги растут из старорежимной гимназии, и офицерские звания, и раздутый большевиками просто до неприличия культ Пушкина и райклубы в неоклассическом стиле и вообще всё.
Советский человек 70-х с молоком матери впитал в себя всю эту дворянскую эстетику, забыв, что недавние предки его навоз в лаптях месили.
Естественно что у него, оторванного от корней, поехала крыша и он стал воображать себя "благородиями".
Интерес к эпохе напудренных париков,изящного флирта,дворцовых интриг и приключений достиг своего пика в сытые,спокойные 70-80е годы.
Тогда милый интеллигент мог сидя у себя на даче,осенью,покачиваясь в кресле-качалке у уютно потрескивающей дровами печки и читая "Фаворита",вообразить себя отставным поручиком,или коллежским ассесором попавшим во временную опалу и отправившемся в почетную ссылку в свое имение)
***
Своего рода попытка крестьянских детей-внуков-правнуков доказать себе, что "не из быдла".
****
Кара-Мурза:
"Особую роль в Чехословакии, как и в других странах Восточной Европы, стала в 60-е годы играть интеллигенция.
Как отмечали социологи, «восточноевропейская интеллигенция, преимущественно «новая», создала тип культуры, тесно связанный со «старой дворянской культурой» и, сохраняя преемственность с ней, воспринимала себя как национальную элиту».
К концу 60-х годов интеллигенция Чехословакии из элитарного слоя превратилась в массовый,
но попытка создать «интеллигенцию с рабоче-крестьянским сознанием» не удалась.
Интеллигенция ощущала себя особым слоем общества,
Своеобразием этого положения было, по словам социологов, то, что интеллигенция «фактически заняла социальные позиции буржуазии, сохранив ментальность аристократии» (выделено мною - b).
Эти установки поразительно быстро усваивало и молодое пополнение интеллигенции из семей рабочих и крестьян."
***

Долго не могла понять, что всегда напрягало меня в фильмах Марка Захарова,
причём, не то чтобы явно, а каким-то назойливым, тоненьким комариным раздражением,
хотя смотрелись они, надо признать, легко и забавно,
актеры играли великолепно, и невелика беда разные мелочи,
вроде той, что в «Формуле любви» проселочная дорога проезжена не конными повозками, как пристало в то время, о котором фильм, а машинами, которые в отличие от лошадей не вытаптывают траву посередине её,
и то, что одежды дам весьма коряво сделаны из прямо-таки очевидно стекловатной синтетики.
Это всё мелочи, разные детали, а, может, вообще сам художественный замысел.
ужасными бы их не назвала, как раз очень и очень добротные с т зр театральных критериев
.И, тем не менее.
***
А потом до меня дошло,
что захаровские фильмы - они главным образом для тех людей, которые, посмотрев их, начинают считают себя значительно умнее и проницательнее окружающих
на основании всего лишь того, что им понравились эти фильмы.
***
Что-то вроде советского кинематографического Коэльо У него было комплиментарное в сторону мещан кино..
Пища для сарказма и кухОнныъ разговоров.по-настоящему либерального в таком мышлении зеро.
Сплошной эгоцентризм «я и быдло»..
Симпатия к захаровским фильмам у многих поднимала самооценку и провоцировала снобизм.
"А ведь у меня хороший вкус, бляха-муха," - почесываясь, говорил себе диванный "эстет")))
И поныне фильмы Захарова обожают цитировать прежде всего записные снобы.
там был славный междусобойчик совестливой интеллигенции взаимоиндуцирующейся в убеждённости в собсной гэниальности.
Люди это обученные, талантливые, спору нет.
Но лучшее, что мы от них увидели, прошло сквозь сито худсоветов и тех самых партсобраний.
Этого не стало и одесская коммуналка открылась во всей красе.
***
Затронуты вечные темы. Любовь , верность себе, любовь к творчеству. а где они не затронуты в любом хорошем фильме?
Но эти отличаются тем самым подмигиванием «понимающему зрителю».
а я, вот, не люблю, когда дурачатся, особенно с фигой в кармане и кинематографическими подмигиваниями.
Действительно, снобизм присутствовал,
*****
Тот, захаровский Ленком был центром притяжения столичных умников, снобов и прочих, как пел Высоцкий - «доцентов с кандидатами» и «кандидатов в доктора».
Туда стремились не только за откровениями, но и за возможностью принадлежать к некоему кругу.
Интеллигенция позднего СССР занимала примерно ту же социокультурную нишу, что аристократы и разночинцы при царе-батюшке.
Служили, но поругивали власть.
Вышучивали начальство.
Шептали опасные анекдоты в курилках
.От образованщины эры Брежнева требовалось многое — посещать все громкие выставки, петь или хотя бы — мурлыкать бардовские песни, глубокомысленно курить, листая что-нибудь сложно-высокое.
В общем, «держать марку» и ходить в театр к Марку.
Хотя, , смотрятся эти фильмы действительно легко и забавно.
****
фильмы, учили жить в остановившимся времени, помогали ответить на вопрос, как устроить жизнь, если то, что вокруг - навсегда. Ведь неподвижное кажется вечным.
.Он, как и многие его современники и коллеги, был порождением, частью и zeitgeist Советской эпохи, создавшей и его самого, и его материал, и его актеров, и его зрителя.
Советская эпоха создавала насыщенную культурную среду, в которой можно было делать всенародно любимые фильмы.
И можно было даже фрондировать против этой власти.
Мы ведь не замечаем воздуха, которым дышим.
И можем даже ругать воздух, если он загазован.
Но, ругая, все равно дышим.
А попробуйте совсем без воздуха...
Когда советская атмосфера исчезла, и знаменитые режиссеры  затухли...
****
Захаров глубоко советский человек, несмотря на сожженный партбилет и другую эмоциональную антисоветскую браваду.
Захаров с Гориным, Тарковский, Окуджава, Высоцкий и много много других "антисоветчиков" создавали эстетику и матрицу Советского человека
Он слыл антисоветчиком,
но его театральные и кинематографические работы выстраивали благодатный фон  советского бытия.
У Сергея Довлатова есть презанятный момент из жизни диссидентов:
«— Не пойду, — говорит, — какой-то он советский.
— То есть как это советский? Вы ошибаетесь!
— Ну антисоветский. Какая разница».
Здесь приблизительно то же самое — Захаров мог сколь угодно сильно презирать директивы Министерства Культуры и сам лозунг «Слава КПСС!», но достаточно вспомнить, что Марк Захаров — сочинитель писем красноармейца Сухова к «незабвенной Катерине Матвеевне».
Вся ностальгия по СССР базируется на том-самом-кино — содеянном «с фигой в кармане».

*****

У Виктора Пелевина есть примечательная фраза о некоей «вселенной – не советской, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним»..
****
  понять, в чём заключалась эта искра, несложно: это был азарт и восторг, с которым интеллигенция в 70-е и 80-е годы отвоёвывала у государства и общества всё новые и новые права и вольности.
И, казалось, конца этому блаженному процессу не будет,
и запас этих свобод и возможностей в сокровищнице красного дракона неисчерпаем,
надо только хорошенько поднажать на хвостатого, бдительно стерегущего своё добро.
А уж если "убить дракона", повалить стены драконьего замка наземь, то откроется безграничная, пьянящая ширь и даль, и бескрайняя свобода сольётся с линией горизонта.
И действительно, процесс валки был страшно увлекательный. Повалили...
И тут вдруг выяснилось, что за этими стенами интеллигенция ровным счётом никому не нужна,
и ничего там нет, кроме неприветливого хмурого неба и моросящего с него мокрого дождика.
И простым интеллигентам, сладко грезившим о конце советской власти, надо срочно устраиваться челноками, или курьерами, или продавцами в ларьки, на службу к новым хозяевам, просто чтобы выжить и вписаться в вернувшийся из небытия "рынок".

*****
А потом Ланцелоты победили того, кого они назначили "драконом", и выяснилось, что за их спинами пришёл к власти совсем другой Дракон — но не тот, выдуманный,
а самый настоящий. Профессиональный хранитель богатств Его Величества Денежного Мешка.
 Хрипло засмеялся — и вернулась "кабала святош", как будто списанных с фарисея-монаха в исполнении артиста Долинского в "Том самом Мюнхгаузене".
Всё умершее, давно похороненное и осмеянное вернулось...
Так неужто эти старые и любимые фильмы Марка Захарова были на поверку просто-напросто рекламными проспектами этого самого Господина Дракона?..
Отчасти да, но всё-таки они совсем не сводятся к этому.
Потому что ещё они — часть социализма и СССР с его сложностями и противоречиями, составленного из мозаики, осколков прошлого и зёрен будущего.
Потому что эти фильмы талантливо отразили мечты и иллюзии, которыми жило тогдашнее советское общество
*****
Умерла эпоха, умерло все, что из нее произросло, за исключением, конечно, разного рода борщевников, которым на эпоху всегда плевать и которые всегда приспособятся.
В какой то момент Захарову стало нечего сказать, а главное - некому стало его слушать.
Поэтому все, что было после  - для Захарова стало путем угасания.
Он ненавидел советскую власть, но когда её не стало, он сам кончился.
Убил дракона и оказалось, что был его частью.
Сжигание партбилета конечно подпортило все впечатление.
И что самое поразительное - ни одного фильма после сжигания этого партбилета.
Парадоксы культуры: Дракона убили, и деньги на кино кончились сразу.
Больше Марк ни одного кина не снял.
Так проходит Глория Мунди.

(с) не мое сеть
Tags: СССР, СССР интелигенция, СССР кино
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments