marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про проблему смысла жизни при социализме

Советский социализм был жестоким строем -
не в смысле лагерей и цензуры.
Завершив "животную историю человечества", перебросив людей из царства необходимости в царство свободы,
социализм оставил их один на один с трагедией человеческого существования.
СССР не только не избавил от смерти, страданий, поисков смысла короткой жизни, старости
- он убрал все маскирующие вуали, механизмы - смягчающие эти последние вопросы.
Борьба за существование окончилась, погоня за успехом (и другими дурманящими радостями потребления) ликвидирована
- человеку не увернуться от вечности.
Вот тут и познаётся глубина души и сила воли человека, обретается настоящая "экзистенциальность", личная тропинка на Млечном пути.
И - многие "прекраснодушные идеалисты" сломались.
Патологическая ненависть (особенно у т.н. "шестидесятников") к СССР во многом объясняется этим. (с)

****

читая сейчас - по долгу службы и влечению сердца -

- разнообразных социалистов XIX века -
- думаю, насколько они оптимистично представляли человеческую природу -
****
- т.е. описываемые ужасы - действительно ужасны - 12-14-15 часовой рабочий день, не оставляющий времени ни на что иное, нищета, буквально - животное существование -
***
- и при этом мысль, что как только появится свободное время - этот человек начнет работать над собой, заниматься "своим делом", постепенно преобразуя труд как внешнее - в свое осмысленное -
****
- теперешний обычный - в наших даже широтах - порядок вещей, с собственным частным пространством, 8 часами труда, двумя выходными - показался бы авторам 1-й половины XIX века сбычей если не всех, то самых свободных фантазий -
****
- и при этом выясняется, что человеку по большей части ничего того, что мечталось утопистам - не нужно.
это проблема "заполнения свободного времени", куда убить то время, что осталось свободным, что делать с собой и близкими - и вообще к чему эта самая "близость" -

***
- словом, утописты - больше про себя, увлеченных одиночек, которым нехватает времени, которым есть, чем занять себя, которые в поиске и увлечении -
- жизнь человеческая стала свободнее и человечнее - в возможности находить себя для тех немногих - но с тем большим своенравием показывает, что эта история
- про немногих, кому это надо -

- и про остальных - кого нужно или оставить в покое, или в рамках того же советского проекта - настойчиво просвещать, "взращивать личность" и т.д. - про педагогику в промышленных масштабах - которая оборачивается понятно чем -
***
- словом, это довольно грустная история
- где зажатым в диких обстоятельствах XIX века казалось, что стоит расправить плечи - и все пойдут в фабричные читальни да в клубы - обсуждать прочитанное и дискутировать по поводу Эрфуртской программы -


****
- а оказалось, что куда более фундаментальная проблема - в том, что чаще всего мы не знаем, что с собой делать, куда деть то время, которое осталось у нас для самих себя - и готовы работать со всем усердием - лишь бы обзавестись достаточными средствами, чтобы осуществить этот побег - а если эти простые игры не удаются - то пытаться "расти над собой" -
***
- собственно, с этим и связана проблема "свободы" - ведь в классическом либерализме наравне с социализмом за этим стояла концепция "человека как ему надлежит быть",
который - индивидуально или в совместности, собственным трудом или солидарностью - в разных сочетаниях - реализует свое  "долженствование" - "свобода" как зияние в отсутствие онтологической личности оказывается просто "пробелом", который можно заполнить чем угодно
- и не очень понятно - зачем. разве что исходя из того, что "свобода лучше несвободы",
***
но это отсчет от обратного, в том, что стеснение, рамка неприятны, теснят - в самом исходном смысле, с опорой на непосредственное. это об избавлении, а не ради - что, конечно, тоже имеет свой смысл. но - реализовавшись - просто данность, лишенная всякого пафоса. "теперь не жмет". но, поскольку жить надо, то надо найти то, что жмет - что требуется устранить -

***
- мир XIX века был одержим образом свободы как творчества - если не лучше, то больше всего об этом наговорил болтливый Бердяев - и творчества как сочетания счастья и мучения -
***
- оказалось, что свобода - действительно, лучше несвободы
- но что делать с собой - нет никакого ответа.
и то немыслимое счастье, о котором мечталось в 1-й половине XIX века - вот оно, дано в избытке -
но никакого счастья нет,
и все это - скорее сталкивает с самым тяжким вопросом -

- что делать с собой - тем самым, от кого, благодаря свободному времени, все тяжелее убежать, труднее забыться
****

сейчас, читая Фурье, Консидерана, Анфантена - что все, что им казалось отдаленным и идеальным материальным базисом - вот оно, не только буквально реализовано, но и с избытком -
- ну и..
.***

Мне иногда приходит мысль: каково им было - критикам капитализма (тем же франкфуртцам),
когда выяснилось в 1950-60 гг. прошлого века, что несправедливое и неразумное общество есть, а субъектов способных его уничтожить уже нет
- все стали частью герметичного капиталистического универсума. Кроме, конечно, маргиналов, на которых и была сделана ставка.

***
Опять же, популярными стали учения и практики (та же психотерапия), связанные с поиском смысла жизни. Экзистенциализм (во всех своих разновидностях) своим возвышением обязан именно этой потребности уйти от отчужденного свободного времени. И экзистенциальная психотерапия, до сих пор процветающая в разных ипостасях и модификациях.

https://www.facebook.com/mestr81/posts/3558416447563427

Tags: Андрей Тесля, СССР, СССР идеология
Subscribe
promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments