marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Писатель -фантаст должен знать жизнь

Писатель должен знать жизнь.
И должен уметь достоверно изображать ее, правильно и логично выстраивать декорации.
Это его прямая профессиональная обязанность.
.
Многие читатели, заявляли: небось,  ну вот фантастика – там же все недостоверно. Там же один полет фантазии, одна сплошная выдумка...

Стало ясно, что пришло время поделиться «секретами кухни».
****
Итак, озаренный идеей романа Автор спешит обрадовать редактора масштабом замысла.
****

«Идея книги такова.
Где-то на задворках Вселенной есть планета.
Да весьма непростая – на ней находится город-тюрьма. Тюрьму назовем... Кхм... м-ме-е...
Да хотя бы вот как: «С-15».
Это такая межгалактическая тюрьма, туда со всех планет свозят преступников».

***
Автор воодушевляется все больше.
Заметно - он поглощен картиной, что рисует ему богатое воображение:
«Что важно: изначально «С-15» создавали не как тюрьму, а как одну из колоний Великой Республики.
На возведение города были потрачены немалые ресурсы, но в какой-то момент выяснилось, что тут проблемы с экологией...»


Внимательно слушающий Автора редактор в это время скептически делает пометки в своем «мысленном блокнотике»:
«Ну, это вряд ли, такое маловероятно.
Вначале тщательно проверяется экология открытой неизведанной планеты, а уж потом вкладываются немалые ресурсы в строительство…
Надо Автору дать совет: что-то резко должно было произойти, чтобы законсервировать город… внезапный выброс какой-нибудь…»
***

Автора же, что называется, несёт:
«И главное: они не могут покинуть эту планету.
Никогда!
Как это «почему»?
От них просто избавляются ведь!
А шаттлы, которые новых заключённых доставляют, и всякие там необходимые материалы - они уже не могут взлететь...
Чтобы никакой возможности побега!
Ловко?
А, ну скажите-ка - ведь ловко!»
***

Щедро сеет мыслями Автор, даже не всмотрится в кислое лицо нудного редактора.
А тот, подперев щеку и закатив глаза, увязает в трясине фантазии писателя-фантаста:
«Это ж сколько там шаттлов за все время накопилось?
А сколько же экипажей – выученных пилотов и охранников со всей Галактики?..
Просто жертвуют собой, отвозя заключенных на эту планету и зная, что и сами останутся на ней навсегда…
Или не зная...
Хорошо, пусть роботы заключенных возят.
Надо Автору, кстати, дать совет. Нет, все равно – преступное расточительство.
Роботы тоже дорогие, да и шаттлы недешевы...»
****

«А небо над городом, - продолжает вдохновенный Автор, - оно, знаете...
мм-ме-е...
Оно вот какое: укрыто пеленой из облаков!
Причем вечно.
Климат – не самый приятный, довольно прохладно.
Вечный полусумрак. Чтобы такая, понимаете ли, атмосфера была...»

***
- Автор делает в воздухе движения рукой, будто меняет лампочку в люстре.
***
«Гнетущая... Да!
И на планете атмосфера мрачная, и само произведение у нас тоже будет таким же...
Планета-тюрьма!
С городом-тюрьмой «С-15» на ней!
Вокруг города – Стена.
Неодолимая, само собой.
Полная изоляция!
Никакой полиции внутри, никаких поступлений извне, кроме новых заключенных.
Ну разве что еду им туда сбрасывают, скудный паек, да.
Город, населенный одними преступниками!
Как вам?»

****

Редактор горестно пожевывает губы и размышляет, порадовать ли Автора.
Сказать ли, что это даже не вторичный сюжет, не третичный, а, выражаясь космически-астрономическими масштабами Автора - миллиардничный?
Автор, чуя неладное – а каждый писатель просто обязан быть наделенным интуицией – продолжает:

«Конечно, я понимаю! Все уже было. Но! На этом и сыграем! Это и обеспечит коммерческий успех! Новая серия! Новый проект! На обложку, думаю, вот что лучше всего подойдет...»

Пока Автор увлеченно делится идеями обложки своей будущей книги, редактор продолжает перебирать в уме нехорошие слова.
*****

В надежде на самое лучшее, что автор образумился, пришел в себя и придумал за это время что-нибудь оригинальное, редактор принимается за чтение.

Да, юношу-хакера (ему шестнадцать годков) судит какой-то голографический судья и приговаваривает аж к пожизненному заключению в тюрьме «С-15» на далекой планете.
Под белы рученьки мальца волокут в флайер-зак, доставляют на орбиту, в станцию-накопитель заключенных.
Сообщают ему, что с момента прибытия на эту станцию он автоматически теряет статус Гражданина Великой Республики.
Теряет свое имя, должность, права и обязанности.

«Какая, бляха-муха, может быть должность у 16-летнего школьника?
Про потерю обязанностей тоже как-то не «наказательно» звучит, а совсем даже наоборот…» - думает редактор, перебирая бусинки нехороших слов в голове.
Он уже понимает, что дальше будет больше.
*****

Далее наш несчастный (на самом деле коварно разработавший план) хакер попадает на шаттл-зак, восемь месяцев проводит в криокамере и прибывает на сумрачную планету.
Как Автор и обещал, на планете-тюрьме зябко и сумрачно
- то ли из-за особенностей местного светила, то ли по причине плохой атмосферы самой планеты.
Населяющие ее преступники ходят в дубленках с меховыми воротниками и в ботинках на толстой подошве.

Редактор начинает завидовать ссыльным злодеям, вспоминая былой свой армейский ватничек да всесезонные кирзачи.
Да и нынешний его гражданский куртец не чета дубленке с меховым воротником.
Щедра Великая Республика, широка душой.
Денег в ней вообще не считают, судя по тексту.
Бухгалтерия, во всяком случае - очень своеобразная.
****
Преступников дешевле возить за тридевять галактик и содержать их там.
Автор так и поясняет в тексте:
****
«Но вот однажды у Вождей Республики возникла проблема — куда девать самых отъявленных преступников?
Содержать их в обычных тюрьмах накладно, ведь речь шла об осужденных на пожизненные сроки.»
***

Скучный зануда редактор-бухгалтер от неожиданности икает.
Это, позвольте, как это так? – таращит он свои глазки.
А вывозить их пачками каждый день на другую планету
(то есть содержать для них специальную орбитальную станцию с многочисленным персоналом с ежемесячной зарплатой),
поддерживать в рабочем состоянии шаттлы (механики, инженеры-компьютерщики – тоже ведь каждому работнику зарплата нужна),
тратить запредельное количество горючего для перевозки,
а потом обеспечивать каждого зэка до конца его жизни ежемесячным пайком с концентратами еды…
Плюс траты Республики на лекарства, которые выдавались заболевшим заключенным по первому требованию, стоило им только приложить руку к дисплею.
Всё перечисленное - не накладно?
Дешевле, чем содержать всех этих отбросов общества на дальнем краю Земли?..
*****

..Прибыв в город-тюрьму, главный герой знакомится с его структурой, нравами и порядками.
Все очень плохо в мрачной «С-15».
Населена преступниками.
Полностью изолирована от всего прогрессивного человечества некой Стеной.
Вход – копейка, выход – врубель.
Вернее, вообще оставь надежду, всяк сюда входящий.

Что ж, бывает и такое в неведомых и далеких мирах.
Имеет право на жизнь.
****

Автор не скупится на детали своего дивного мира:

«Улицы завалены зловонными кучами мусора, между которыми ловко передвигаются местные жители.
Старые многоэтажные дома представляют собой обычные трущобы, где нет даже нормального освещения...»

Редактор задумывается: уличное ли освещение имеется в виду?.. или говорится о том, что в редких окнах горел свет?
И важный вопрос – откуда берется (кто поставляет) электричество?

«На нижних этажах горят неоновые лампы» - продолжает Автор.
Почему только на нижних? В чем причина? - недоумевает редактор.
Или Автор развесил огни неоновых реклам по своему городу-тюрьме?
***

«Места мало, потому дома «растут» вверх, достроенные дополнительными этажами из разных материалов.
На крышах тех зданий, что ещё не застроены самодельными этажами, тоже кипит жизнь: там располагаются бельевые веревки, резервуары для воды и контейнеры для мусора.» - любовно продолжает Автор.

***
Ему очень хорошо, ему видится все как наяву.

Редактору намного хуже.
Редактору нужно понять: а зачем контейнеры для мусора стояли на крышах, если жители мусор из окон выбрасывали?
И вообще – улицы завалены кучами мусора, да.
Но это говорит вдумчивому читателю лишь о том, что его (мусор этот с улиц) вывозили редко.
И он (вдумчивый читатель) хочет знать – кто вывозил мусор, на чём и, главное – куда?
***

«При взгляде на эти вавилонские башни складывалось впечатление, что город вот-вот рухнет под тяжестью собственного веса.
На ограниченной территории продолжали строить новые многоэтажки, и достраивать старые, превращая окружающее пространство в мрачный монолитный лабиринт.
Дворы исчезали.
Помои текли по открытым каналам, мусор выбрасывался из окон, буквально на головы прохожим».
***

В юности редактор занимался более благородным и полезным делом, чем чтение рукописей – он работал на стройке.
Подрабатывал.
Ну вот как Шурик из фильма Гайдая.
Поэтому сначала очень обрадовался, когда начал читать про градостроительство.
Но потом впал в печальные думы.
То есть в городе, населенном подрасстрельными преступниками, была развита строительная промышленность...
Если техника (подъёмные краны, экскаваторы, грузовики и т.п.) предположительно осталась от освоителей планеты,
а чернорабочих – полон город,
то профессионалы\архитекторы\инженеры – кто?
Строительные материалы - где брали?
Как и чем оплачивалась работа, и кому (исходя из каких принципов) предоставлялось жильё в новых помещениях (ну, если жители самосторой-халабуды активно возводили на крышах изначально капитальных домов?
***

Реальная жизнь в фантастике должна (обязана просто) быть представлена настолько правдиво,
чтоб читатель не споткнулся ни разу на всех этих несуразностях,
а утонул бы с головой в главном - в фантастической составляющей сюжета.
Всё, что касается реальной жизни - должно быть гиперреально, идеально жизненным.
Иначе никак.
****

Строительный зуд Автора не покидает, и дальше в тексте он сообщает, что преступный клан под названием «Бойцы» замутил в городе строительство похлеще лужковско-собянинского в Москве.
***
«Бойцы построили в «С-15» несколько стадионов и Арену».
****
Вот построили, и всё.
В городе-тюрьме при изоляции.
А потому что им так Автор велел.
Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики, и нет таких стадионов, которые не могли бы построить бойцы.
Да ну к чорту все эти ваши проблемы строительной промышленности…
Производство бетона, цемента, кирпича, арматуры... лакокрасочное производство, стекло, пластик, инструмент строительный…
Техника, опять же.
Горючее для техники.
Запчасти для ремонта...
Откуда все это у всемогущих «Бойцов» в полностью изолированном от внешнего мира городе-тюрьме?
***

Редактор мается, затем сдается, связывается с Автором и умоляет «пояснить за стройки».
Ну любопытно ведь – как, из чего.
Из какого, как говорится, сора?
Это ж вам не стихи.
Дома и стадионы - серьезное дело!
***

Автор снисходительно поясняет, что у него все ходы просчитаны, и прообразом города-тюрьмы послужил знаменитый гонгконский квартал Коулун.
С историей которого неучу-редактору неплохо бы ознакомиться.
Из милости и великодушия Автор присылает редактору ссылку на статью в Википедии.
Несчастный редактор, некоторое время жизни проведший в Гонконге, с интересом читает Википедию, обогащая себя разными сведениями и знаниями о своем былом месте проживания.

Обогатившись, редактор предается грустным мыслям.
Да, колоритное место было местечко Коулун.
Потому и охотно берется в виде прообраза всеми, кому не лень, в кино и книги - то как крепость хакеров, то еще как.
****
Но в тексте-то Автора в городе-тюрьме страшный дефицит всего и вся.
Снабжения практически нет.
Изоляция и вечный карантин.
Пусть и несколько причудливые в авторском понимании, но все же изоляция и карантин.
Гонконгский же Коулун строился без каких-либо проблем со стройматериалами.
Это портовое место.
Деньги и вещи потоками туда-сюда.
Бизнес в Коулуне процветал - то есть район Коулун активно поглощал ресурсы "большой земли".
Строительство - это много, очень много расходного материала.
Невозможно в условиях описанной Автором суровой изоляции строительство высоток вести.
***

Какой бы причудливой не была фантазия писателя-фантаста, опираться она должна на здравый смысл, а не на «а вот так я придумал».
****

Поэтому редактор связывается с Автором, говорит ему всю горькую правду и предлагает выход из неловкого положения.
Но это несколько иная картинка города будет:
лачужная, по типу фавел, где битком набито в каждом домике.
Мусор, кстати, в отличие от реальных трущоб, горами валяться не будет на улицах
- почти все в дело будет пускаться, в условиях-то изоляции.

Едва-едва удается уговорить Автора.
Попутно редактор вспоминает приложенную Автором записку о тщательной вычитке текста бета-ридерами – да не простыми, а сплошь золотыми: «редакторами, писателями-фантастами, бывшими членами семинара Братьев Стругацких».

И снова перебирает в уме четки с бусинками нехороших слов.
***

Далее герой нашего фантастического романа изучает город-тюрьму и населяющих ее людей.
Как уже сетовал редактор, обуви и дубленкам обитателей «С-15» позавидует значительная часть жителей нашей страны.
Ну, спишем это на щедрость Республики.
***

А вот проблему с питанием Автор решает своеобразно.
Есть в «С-15» казенная баланда.
****
«Раз в месяц каждому заключенному полагается небольшой рацион: концентрированные продукты, фильтры для воды, витамины и какая-то ещё химия, которая не даст умереть с голоду».
***
А еще в «С-15» можно часть своего пайка обменять на «пацанскую хавку».
Например, рис с грибами.
Да, именно это блюдо герой и пожирает, зайдя в какую-то таверну.
Там все четко, не для лохов, там и пиво, и какава с кофем – всё есть. .
Редактор снова интересуется – а откуда вся эта красота?
Ну, например - рис?
Ну откуда на «С-15» взялись рис, соя, кофе?
У редактора логический тупик, ему трудно двигаться дальше по тексту, пока не поймет, откуда всё это бралось, если с «большой земли» только концентраты присылали раз в месяц.
***

Помните, как Автором был высечен редактор за своейную необразованность насчет гонконгских кварталов?
То-то же.
«Пф! – отвечает Автор. – Внимательнее надо читать!»
И высылает выделенный гневным красным цветом абзац:
***

« - Подожди, а как они умудрились протащить семена на «С-15»?
Или охранники раньше не так строго следили за этим делом?
- Что ты! - рассмеялся он в ответ, - следили, возможно даже строже чем сейчас.
А провезли семена весьма просто — в желудках.
Как и всю другую контрабанду на «С-15».

****

Редактор не унимается.
А каким, спрашивает он, образом и где выращиваются эти самые рисы и кофеи с соями?
Потому что это более чем затратное во всех смыслах занятие – это специальные поля, это орошение особое и вообще много чего еще..
. Сбор урожая, хранение...
Эта ваша планета, - говорит редактор, - я ее не вижу.
Воздух, почва, климат как таковой - прохладный весьма, где рис там растет?
Он не вырастет в климате, где в дубленках ходят.
А местные сельхозкультуры где?
Все очень неправдоподобно, так нельзя читателю кидать объяснения - ну, как-то построили там, ну откуда-то электричество там, ну вот рис там растет и кофе, и соя

Опять же, вот этот перевоз семян в желудках...
Тоже большой вопрос - температура и семена, знаете ли, вещи деликатные.
Восемь месяцев в желудке, в контейнере без доступа кислорода...
***
То есть у Автора не получается сконструировать логичную картину мира на «С-15».
Ни со стройками, ни с сельским хозяйством, ни с прочим материальным обеспечением.
Объяснения, которые звучат в тексте - крайне инфантильны, совершенно нежизнеспособные версии мира.
***

За свою неуемность и неумность редактор получает очередной заслуженный отлуп.

Автор, досадуя на редакторскую тупость и темность, разъясняет на пальцах:
***
«Это существующие технологии.
Например:
Столкнувшись с нехваткой пахотных земель, китаец Тао Чжэнрон нашел новые площади на собственной крыше.
49-летний фермер решил использовать крышу своей фабрики в провинции Чжэцзян для выращивания 115 килограмм риса.
25-сантиметровый слой почвы, нанесенный на крышу, орошается с помощью трубопровода.
Для этого необычного поля используется меньше пестицидов.
Вода подается при помощи двигателя, а полезным побочным эффектом является дополнительное охлаждение здания в жаркие летние дни.
В глобальной сети можно найти множество статей о выращивании всех перечисленных культур на крышах домов (в том числе и высотных зданий).
***
То что я не вставил в книгу описание данных технологий обусловлено тем, что это приключенческая фантастика для молодежи, а не твердая НФ.
Читателям данной серии нужны приключения, а не занудные описания технологических процессов.
Это во-первых.
Во-вторых, все описанные в книги моменты были мною изучены на предмет их осуществимости»
.
****

Таких ударов несчастный редактор не испытывал давно.

Мало того, что Автор неправильно все понял и решил, что от него требуют «занудных описаний...».
Так еще Автор забыл свой собственный дивный мир...
Редактор, волею судеб проживший годы в южнокитайской провинции Чжэцзян, готов подтвердить - да, все что угодно отдашь за этот полезный побочный эффект в виде охлаждения здания в жаркие летние дни.
Вот только климат на планете-тюрьме «С-15» по заверению автора – немного отличается от климата провинции Чжэцзян.
****
Редактор сильно сомневается в том, что фермер Тао Чженрон (кстати, таких имен у китайцев нет) собирал урожай риса,
будучи круглый год одетым в теплую дубленку с меховым воротником
и радовался бы охлаждению дома, лежа на кровати в ботинках с толстой подошвой.

Впрочем, природное любопытство и научный интерес берут свое.
И редактор просит сурового Автора сообщить ему, если уж на то пошло дело, данные о технологиях выращивания риса на крышах в условиях невысокой температуры окружающей среды (когда человеку требуется теплая верхняя одежда).
И заодно умоляет просветить его насчет вероятности провоза семян в желудках, да еще когда путешествие сроком в восемь месяцев.
****

Автор наносит сокрушительный удар по самомнению редактора, этого недоделанного мичуринца-семеновода:

«Доброго времени суток!
Относительно этого момента я консультировался с кандидатом наук по судебной медицине.
Мне кажется, что ее мнению стоит доверять в этом вопросе.
И если она уверяла меня в реальности поставленных мною по сюжету задач, следовательно они реальны.
Как я уже сказал - на мой взгляд и на взгляд бета-ридеров в тексте все логично.
Так что мне не совсем понятно, что от меня требует редактор?
Все описание в тексте обоснованы, технологии существуют в реальном мире, дополнительные описания в тексте не нужны».

*****

Славные церковные отцы называли это так: «И упорствует, паскуда, в ереси своей!», вспоминает редактор.
Чётки из нехороших слов неожиданно лопаются, рвутся, и бусинки ругательств звонко скачут во все стороны.

Редактору легчает на душе.
Он пишет Автору доброе письмо.

«Не требуется, повторю, занудных подробностей быта и описаний процессов - это не входит в концепцию текста.
Но это не отменяет основополагающего принципа - текст должен производить впечатление достоверного.
Добиться достоверности через подачу детали - не ваш конек
(именно данный текст, конкретно здесь мир не проработан совершенно).
Поэтому выход один - по возможности убрать все эти неправдоподобные и нелогичные "технологии",
все эти ляпы, вызванные отсутствием у Автора мало-мальского опыта работы на больших стройках, рисовых полях или хотя бы непродолжительного пребывания в заключении (ну или в армии).
Это совсем не упрек.
Вы вполне способны придать тексту живость и интригу.
Вот на это и надо сделать упор, а досадные нелепости просто убрать или исправить,
Вы легко справитесь с этим, уверен».
****

Вытерев свою оплеванную Автором руку, редактор снова протягивает ее в знак помощи:

«Такие неловкости, как "технологии выращивания земных культур риса, сои и кофе в условиях другой планеты, крайне отличающихся от земных субтропических и в отсутствии крайне необходимого этим культурам света ("доброго времени суток") можно легко и даже интересно обойти.
Достаточно ввести какой-нибудь неприхотливый местный сорняк, растущий на чем угодно.
Зерна его обжаривают и получают типа кофе, стебли и корни готовят, варят-жарят-парят, они как соевое мясо.
Это навскидку - и логичнее будет.
Кроме того, снимется и нелепая контрабанда семян.
То есть все решаемо, все ляпы снимаемы быстро и легко достаточно.
Я все их укажу и даже помогу с их исправлением, если нужно».

В итоге, надо отдать должное Автору, многие нелепости придуманного им мира все же были исправлены
. Автор даже порадовал бедолагу-редактора на страницах переделанной рукописи своим кофейным напитком из зерен какого-то местного сорняка, росшего на «С-15».
А вы говорите...
Горек, горек хлеб редактора.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=674080806468955&id=100016011241430

Tags: Фантастика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal