Там все переврано / переосмыслено в угоду кинодраматургии, как ее понимают современные творцы, но не в этом суть.
Я про этот ансамбль узнала в свое время только потому, что со мной на кафедре училась Наташа Кольцова, невестка руководителя "Березки" Миры Кольцовой. Но речь опять не об этом.
Основательницей ансамбля была Надежда Надеждина - дочь Александры Бруштейн, написавшей книгу "Дорога уходит в даль".
Когда мне с придыханием об этом сообщили мои однокурсницы, я обнаружила свое невежество.
Для меня этой книги в детстве просто не существовало.
Подгоняемая цивилизованным человечеством, я взяла "Дорогу" в библиотеке - и ничего.
Ну очередной текст про жизнь прогрессивного семейства в предреволюционные годы.
Сколько их таких...
Однокурсницы, с которыми я поделилась впечатлением, посмотрели на меня так, словно я совершила святотатство.
Много позже я улышала мнение, что сверхпопулярность "Дороги" в диссидентствующих интеллигентских кругах была тесно связана со временем ее выхода (вторая половина 50-х) и вкраплением слов на идише.
Якобы она воспринималась как ответ на борьбу с безродными космополитами. Более того, именно эта книга многих молодых и не очень еврейских девушек привела на подпольные курсы иврита и еврейской культуры.
Это могло бы быть объяснением.
***
Большинство же книжек писалось в определённом контексте и вне его ничего не стоят и никого не трогают.
***
в позднем Союзе любая еврейская тема считалась фрондой.. даже Бабель
в 70-80 гг даже романы Ильи Эренбурга Буря и Падение Парижа (сталинская премия) воспринимались как фронда
***
у советской литературы литературы 30-60 гг очень характерный стиль.. 30,50,60 годы - внутри каждого периода как будто одной рукой написано хотя авторы разные.. Но детские книжки Детгиза всегда были хорошо написаны - сюжеты, язык, -все очень добротно
***
хиты букинистических сайтов - Бруштейн трилогия ,потом Матвеев "Семнадцатилетние" - подростковый хит конца 1950ых и еще Фрида Вигдорова тоже что то оттепельное для детей.. Цена 1000 -1800 примерно. .при средней цене 200-300
***
Это про то, как попасть в чужую страту и расти в ней. Мы-то обсуждали то, что в Советском Союзе (подозреваю, что и во всем мире) общество было клановым, практически кастовым. Человеку, жившему в одном "пузыре" лучше было в другой не попадать. Ежели ты - потомственный путиловский рабочий, то твоя судьба, как в фильме "Большая семья". Будешь строить корабли и не лезь ты в эту богему. Из "внешторговцев" - будешь учиться в школе с детьми "выезжающих за границу" и сам таким будешь. А вот если ты из Журбиных, а в школу тебя приняли ту, что была во дворе, но она "внешторговская", то исключат тебя в пятом классе за неуспеваемость и это будет здорово. Или будешь десять лет мучиться.
***
Читала и знаю наизусть вслед за мамой и её подругами. Не еврейские мы девушки, просто так любили.
Я очень удивилась, кстати, когда мне, уже взрослой, объяснили, что книжка не для нас, потому что нам не понять. Всю жизнь была просто книжка, а тут вдруг.
Почитала комментарии и очередной раз заметила, что "Дорогу" восторженно поминает очень специфический круг пользователей.
***
В целом понравилось, но не могу сказать, что прямо книга книг). Я думаю, она из тех книг, которые надо читать в определенном возрасте, тогда они ложатся на благодатную почву. А если ты взял ее в руки позже, то всё, магия не работает)
Мне кажется, тут, как и во многих других случаях, основное значение имеет возраст и время, когда ты что-то прочитал/посмотрел.
Похоже, всё надо делать вовремя.
Пытаться прочесть с сердечным чистосердечием книгу для 10-13 летних в 20 нечего.
В более старшем возрасте начинают работать другие механизмы - и там всё избирательно.
литература для 10-13-летних, по моему опыту, как раз наиболее подвержена возрастной девальвации.
Туве Янссон с "Маугли" можно и в 30 перечитывать,
а вот Майн Рид, которого в 12 читал с восторгом, в 14 уже категорически не шёл.
***
https://www.facebook.com/tatiana.v.vorontsova/posts/1838071239576364
Journal information