marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

статусная неконсистентность в социологии американских протестов

Если попытаться поискать какие-то общие черты у жителей России, сетующих на тему "что творится в Америке" и "леваки во всем виноваты", то можно выделить примерно следующие черты.
***
Во-первых, они на том или ином уровни пришли к определенному жизненному успеху и материальному благополучию и пребывают в этом состоянии какое-то время. (Отсюда, кстати, возникает некоторая возрастная планка для таких людей).
***
Во-вторых, это люди, имеющие какое-никакое, а образование.
Ну просто чтобы рассуждать в парадигме "леваки"-"праваки", оно нужно.
Ну и, скорее всего, этот уровень образования позволяет им, с одной стороны, быть профессионалом в своем деле, но, с другой стороны, не включает в себя (или включает поверхностно) аспекты социальных наук.
***
Именно в силу этого такие люди уверены, что их успех в жизни - это не результат везения (как мы понимаем, даже пол и место рождения имеют значение), стечения внешних обстоятельств, рыночных и политических, наличия символического капитала, а их непосредственная стопроцентная личная заслуга.
****

Таким образом, у нас есть небольшая, но довольно активная прослойка людей, которым, с одной стороны, есть что терять, с другой, они уверены в собственной успешности и исключительности.
Кроме того, конечно же, ее представители очень активны в публичном пространстве, привет символическому капиталу.
И очень интересно, как представители этой прослойки начинают транслировать ценности, которые были присущи британским аристократам и просто состоятельным людям викторианской эпохи.
***
Вебер в уже не раз упоминавшейся мною "Протестантской этике и духе капитализма" писал, что у протестанта есть прямая причинно-следственная связь между собственным успехом в жизни и любовью бога и хорошими послесмертными перспективами.
То есть те, кто беден, бедны и неуспешны в жизни, потому что они безнравственные, неугодные богу.
Кроме того, принцип собственности становился священным именно потому, что она у тебя получена, потому что так бог хотел, и что стоит твоя жизнь, если ты покушаешься на мою собственность, то есть божий промысел.
Именно поэтому в "старой доброй Англии" подростка могли повесить за кражу в чужом саду, а в США и сейчас кое-где можно получить пулю в лоб просто за то, что ты зашел на чужой газон.
***

Замечательным примером такой логики является сегодняшняя колонка Ксении Анатольевны Собчак в блоге "Эха Москвы",
которая, как известно, всегда говорит, что всего добилась в жизни сама,
а также учит на своем примере тому, как построить успешный личный бренд.
В своей колонке она радеет за "талантливых белых парней" в США, которые не смогут поступить в американские вузы,
а также заявляет, что "сколько прав и свобод ни давай, но если люди не успешны - то они будут сваливать свой неуспех на кого-то еще".
Посочувствовав талантливым белым парням США, у которых нет других защитников, кроме Ксении Анатольевны, заметим, все же, что второй риторический ход - основной.
Уважаемые бедные люди, в своем неуспехе вы виноваты сами.
Ведете себя не так.
Возможно, неправильные курсы личного бренда посещаете.
Мы вам тут права и свободы дали, а вы тут успеха добиться не можете.
То есть буквально где-то со стапятидесятилетней задержкой до нас дошли ценности высокого европейского модерна.
***

И конечно, понятно, откуда такая активность в комментировании событий в США людьми с подобными ценностными ориентирами: от Юлии Латыниной до Михаила Светова, который косплеит американских неоконов вплоть до последней буквы, даже вот бога нашел недавно.
Потому что в России неравенство сильное.
Потому что запрос на справедливость, как отмечают самые разные социологи, очень серьезный.
И потому что рост недовольства тоже довольно серьезный.
Это проекция своих страхов того, что же может произойти в России, ибо самые богатые и виновные сядут в свои джеты и разлетятся кто куда.
У них тут почти нет собственности.
***
А вот собственность этой прослойки пострадает.
Как пострадали магазинчики, торговые центры, рестораны и прочие столпы американской мечты.
В общем-то, вполне логичный и обоснованный страх.
Просто тут проблема в самоидентификации: эти люди думают, что они ближе к тем, у кого джеты, чем к тем, кто может потенциально выйти что-то громить.
А на самом деле, за редким исключением, всё ровно наоборот.
Те, в джетах, вас с собой не возьмут.


***
Эти прекрасные люди думают, что они белые, хотя на самом деле они тоже второй сорт для белых-белых.
Это, кстати, общее правило, описанное социологией, называется "статусная неконсистентность".
Чтобы доказать, что ты свой, ты стараешься быть даже больше свой.
Как вот понаехавшие москвичи через несколько лет начинают говорить "фу понаехали" и вести подчеркнуто демонстративный "московский" образ жизнь.
**
Эти товарищи себя ассоциируют с неким белым среднеклассовым населением запада,
только потому, что сами белые и вроде на плантации не работают.
И чувствуют свою причастность, даже вовлеченность, так сказать клубную карту.
Товарищи, я вам скажу, что вы к этой категории с точки зрения того же белого среднеклассового населения запада не относитесь.
Никакой клубной карты у вас нет и не было.
Вот вообще.

****
Богатые при власти поговорили и решили, что расовые волнения всяко лучше, чем обсуждение социального неравенства.
А что под горячую руку что то попадет, то лес рубят, щепки летят.
Можно и памятник снести, один другой. Или там ухудшить положение не таких богатых.
Главное, чтобы проповедь социальная заткнулась
И вместо того, чтобы искать причины в леваках, надо бы поискать ключи там, где они потеряны, а не там, где светло: в системе управления, в распределении доходов, в насилии и произволе.

Такие дела.
****

Вопрос в расизме или в бедности, почему Юлия Латынина и права, и глупа одновременно

Значительная часть американского истеблишмента после убийства Джорджа Флойда принялись с удвоенной энергией обличать расизм.
Совсем правая реакционная публика типа нашей Юлии Латыниной не видит никакого «системного расизма» в США и винит во всем раздутую социальную политику, порождающую не желающих работать и живущих на пособия люмпенов.
И вот, что мне подумалось.
Как ни странно, отчасти госпожа Латынина права.
Конечно, в процентном отношении бедных среди черного населения США значительно больше, чем среди белого.
Это результат известного исторического наследия.
И, кстати, этот результат показывает, что формальное равенство людей все равно не позволяет большинству покинуть класс пролетариата и вырваться из бедности и гетто.
Но формальное равенство тем не менее существует и системного расизма действительно в США сегодня нет, как нет автобусов только для белых.
****

При этом будучи отчасти правой Юлия Латынина ужасно глупа в своём реакционном радикализме и не может понять правящих классов США.
Они так топят против расизма, потому что им выгодно всё свести именно к борьбе с расизмом.
Это самое простое и безопасное.
Но это ловушка, на которую, к сожалению, ведется публика.
Судьба Флойда – это судьба бедняка, а не просто черного парня.
И капитализм не дает выхода из этой системной бедности.
Но, чтобы вопрос не стал таким образом, господа педалируют борьбу с расизмом.

Пособия и социальное жильё действительно плодят люмпенов, но их отсутствие не сделает из этих людей зажиточных, уважающих частную собственность буржуа.
Система устроена так, что 70-80% населения даже в развитых странах обречены влачить довольно жалкое существование.
Если все эти люди вдруг «возьмутся за голову» и попробуют выбраться из бедности,
то конкурентная борьба за 20-30% хороших мест станет ещё более жестокой и беспощадной,
а 70-80% всё равно останутся в гетто, которое принципиально не устранимо в условиях капитализма.
Но, чтобы никто даже не помыслил в эту сторону топится тема борьбы с расизмом.

****

Тут надо понимать, что вот эти racial unrests - один из краеугольных камней американской политической системы. Их задача - scare the shit out of the middle class.

Чем больше погромов магазинов, тем сильнее те, кто считает себя миддл-классом держатся за государство, которое единственное сможет защитить от разбушевавшихся н-ров и white trash. Наивно думать, что разгром нескольких сотен или даже тысяч бакалейных лавок как-то угрожает политическим или экономическим основам американской жизни. Ну немножко грустно сейчас страховым. Но такая у них работа.

То есть всё происходящее работает не на дестабилизацию, а наоборот, на укрепление американской политической системы.

Police brutality - тоже часть этой системы. Надо время от времени демонстрировать обывателю хтонические бездны, от которых его защищает местное полицейское управление. А то в черепах появляется люфт.
Для этого в бездны надо немного побросать камней, чтобы они слегка разверзлись.

Но проблема всё же существует - что этот самый middle class стремительно исчезает. Вот как ситуация может повернуться с учётом этих обстоятельств - вопрос.
***
Опора -это если государство может защитить средний класс. А если - в один прекрасный момент - не сможет?
Это случится не сегодня. Но тем, кто стоит на стороне государства, может надоесть быть заушаемыми и оплёвываемыми.
***
Ето же "общество двух третей". Условная треть маргиналов служит консолидации двух третей среднего класса.Разделяй и властвуй.

тут проблема в том что средний класс тает. Но эта проблема существует перпендикулярно проблемам черных гетто
причина любого системного кризиса в конечном счёте в том, что новые проблемы пытаются решать по старым рецептам.
как в примере с моим любимым поздним совком.
Эффективные и рабочие инструменты когда-то при изменении обстоятельств могут дать крайне неожиданный эффект.
У них там насколько помню последние годы стоны что мидл класс худеет переходя в значительн
ой части в бедняков или сильно в меньшей степени в сверхбогатые
и в определенный момент может оказаться так что этого самого мидла который должен опереться на государство может тупо не хватить для уравновешивания бузящих.


(с) сеть



Tags: Америка, Интеллегенция, социальная психология, шляхта
Subscribe

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments