marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

про национальные автономии ,созданые большевиками

Коммунистическая идеология была  наднациональной   а так же надконфессиональной.
Потому она  сплачивала  многонациональное и многоконфессиональное население СССР  - те же  пионеры ,комсомол, партия  для которых "Нет ни элина ни иудея" ,
Действующие поверх национальных и религиозных барьеров  большевики -интернационалисты и атеисты  оказались самыми эффективными русификаторами нерусских народов СССР.

***
О чем хотелось бы сказать в день 100-летнего юбилея декрета об образовании Татарской АССР?
Для русских националистов худшее из зол в татарском вопросе – татарский сепаратизм и распад России по Волге.
Худшее из зол для татарских националистов – русификация.
У каждой из национальных школ сложилась собственная традиция восприятия акта 1920 года.
***
Но если спустя век посмотреть на факты, то нельзя не согласиться с тем, что самыми эффективными русификаторами татарского народа оказались те самые большевики, что обеспечили татарам автономию на исходе Гражданской войны.
***
Три с половиной века татары жили в составе России как в параллельной реальности.
У татар была обособленная от русских религия, своя школа, своя элита.
По-русски говорили не все и уж тем более не всегда.
Время от времени правительство России затевало проекты по интеграции татар, но все эти проекты были татарам как с гуся вода.
На массовую христианизацию 18 века с разрушением мечетей, насилием и произволом, татары ответили усилением ислама в быту и народном сознании.
Потом, когда русские правительственные эксперты решили, что просвещение избавит татар от «магометанского фанатизма», татары ответили собственным просвещением.
***
У татар сформировался мощнейший иммунитет на традиционную русскую культуру и православное христианство.
Но не оказалось такого же иммунитета на русскую освободительную культуру Чернышевского, Герцена и Толстого (религиозно индифферентную или враждебную православию), что было заметно уже до 1917 года.
А из этой ветви русской культуры и вырос большевизм.
***
Когда большевики поснимали с русских кресты и посжигали иконы, денационализировали русских, превратив их в основу для многонационального советского народа, оказалось, что никаких барьеров для обрусения татар больше нет.
***
Татары стали интегрироваться в созданные русскими институты, стали говорить и думать по-русски, стали заключать с русскими браки и воспитывать детей как русских.
Еще в конце XIX века представить себе такое не мог ни один Евфимий Малов, продолжавший по старинке опровергать «магоментанство» и доказывать пользу христианства.
А всего-то надо было расхристаться самому.

***
 В одной Казанской губернии со 100 школ в 1861 до 1300 на конец XIX века.
Но у татар в это время шла своя унификация и модернизация школы, которая привела после революции к провозглашению тюрко-татарской нации.
Да, и скорость русификации я связываю не с собственно автономией, а с устранением религиозных барьеров.
Но поскольку и то, и другое было в рамках национальной политики большевиков, оторвать одно от другого полностью не получается.

***
Сегодня татары снова боятся нашествия двуглавых орлов и икон,
а русские националисты винят большевиков за то, что нарезали потенциально опасных автономий,
и думают, что губернизация гарантирует устранение национального фактора.
Татары для них типа покоренного народа, который надо лишь вернуть под свое господство.
***
Ведут себя так, словно в ХХ веке никто не жил,
и строят на этом своё национальное самосознание. 2020 год на дворе,
а в национальных темах этот идеальный репринтный и никогда не существовавший 1913 год, куда мечтали вернуть Россию Ельцин и Киркоров, сидит крепче крепкого.
***
джадидизм и мусульманское партийное строительство начала ХХ века доказывают, что татары были способны на свой авторский модерн без декретов сверху.
Представьте, что татары в ХХ веке не пережили всех его человеческих и культурных потерь!
Садри Максуди, Гаяз Исхаки и Муса Биги остались на родине.
Не было бы насильственной деарабизации письменности.
При всех процессах урбанизации и модернизации, сохранялось бы аутентичное национальное ядро, имеющее возможность влиять на массу.
Полагаю, что татарским националистам, этот вариант был бы ближе.
***
Что касается внешних воздействий, то тут мы вступаем на скользкую почву альтернативной истории.
***
Как бы развивалась Россия без большевиков?
Ну, давайте представим себе жесткий вариант национальной политики.
В России 1-й половины ХХ века у власти военные по типу франкистов в Испании и кемалистов в Турции, и они строят мононациональное государство.
Растворились бы татары сильнее, чем при советской власти?
Опыт Испании и Турции показывает, что каталонцы, баски и курды никуда не делись.
***
У каждого режима закручивания гаек есть срок годности.
Под влиянием внешних и внутренних факторов потом обязательно наступает ревизия.
Возможно, после лет 20-ти такого режима современная Казань была бы похожа на Белфаст, с жестким делением на православные и мусульманские кварталы.
Многим бы это было некомфортно, и местная Долорес О'Риордан под аккомпанемент Радифа Кашапова пела бы про зомби.
Но многие бы наоборот радовались, что сохранили аутентичность и национальную солидарность.
Была бы совершенно другая история.
***
Или давайте посмотрим на то, как видели будущее национальное устройство России противники большевиков.
То, что самый известный в РФ политический идеолог русского зарубежья Иван Ильин был противником федерализма – знают все.
Но и призывов «Ассимилируйте нерусь!» у него я не встречал.
Он на эту тему проговаривает стандартную мифологему, что, мол, в составе России самобытность народов сохраняется лучше.
Ильиным зарубежье не исчерпывается.
***
Если нужен кто-то порадикальнее, то берем программу 1935 года Всероссийской фашистской партии.
Для справки: это была не карликовая группа политфриков, а многочисленная организация с центром в Харбине и отделениями по всему миру.
**
«Каждый народ России, участвующий в национальной революции и в грядущем национальном строительстве, должен получить право на культурную, административную и политическую автономию».
***
Или вот цитата из «Схемы национально-трудового строя», которую в 1942 году принял Национально-Трудовой Союз:
«Отдельные народы Российской Нации могут создавать самоуправные государственные образования при наличии необходимых, определенных Конституций и необходимых для этого исторических, культурных, географических и экономических предпосылок и государственно-правовой традиции».
****
В программе 1935 года они федерализм отрицали,
но писали что «мы должны и наше будущее строить на принципе «включения», а не «поглощения»,
а потому строго различать национализм «российский», творческий, объединяющий все племена и народы России,
от национализма «русского», неизбежно приводящего к нездоровому великорусскому шовинизму».
НТС – это та организация, которая в 30-е годы привлекала самых пассионарных молодых русских активистов, делала программу Власову, поддерживала диссидентское движение и существует до наших дней.
По меркам многих современных русских националистов это всё потакание сепаратизму и вообще «многонационалочка».
Но таким был радикальный русский национализм середины ХХ века.
***
Это я говорю потому, что в нереализованном будущем альтернатив могло быть сколько угодно.
Мы живем в той ветке, где был СССР и ТАССР с их положительными и отрицательными для нашего настоящего следствиями.
***
Вообще же мой пост был не про оценки «плюс» и «минус», а о том что «Совы не то, чем они кажутся».
Интернационалист может быть эффективнее как ассимилятор.
Унитаризм не спасает от национального вопроса.
Это надо зафиксировать, чтобы действовать, не оглядываясь на ложных идеологических идолов.
***
Разваливаются и унитарные, и федеративные, и конфедеративные государства, когда срок приходит,
в бумажку сепаратисты при этом редко заглядывают.
Американские колонии не имели права выхода, однако ж вышли.
А унитарная царская Россия отчего развалилась?
“Разрушительный” лозунг права наций на самоопределение, между прочим, отпавшие окраины и собрал.
К сторонникам Единой и Неделимой они категорически не пошли.
*****

По вопросу национальных автономий в России.
отмирание деревенских представлений о чужаках, в городе и под влиянием современных медиа, происходит вне всякого сомнения.
Но абсолютная стерильная унификация, которой грезят сейчас русские националисты – это конечно  нереально.
Я не беру случаи, когда есть разница в религии.
Татары живут в одинаковых девятиэтажках с русскими  и закредитованы в тех же банках, но остаются собой благодаря исламу.
Но даже если представить, что ассимилируют всех коми, удмуртов и эрзя,
воспоминание о том, что такие народы когда-то существовали, будет всплывать при каждом конфликте с центром или с соседями.
Причем у самых унифицированных и русскоязычных.
По всей Европе цветут такие регионализмы ассимилированных в прошлом народов.
Гипотетическое Русское Национальное Государство – никакое не исключение.
Так что,  не проще ли работать с данной реальностью и как-то её направлять в созидательное русло.
***
На сайтах и пабликах русских националистов регулярно появляются саркастические отзывы на официальные мероприятия типа «Пошехонье – родина 99 народов». То есть когда русские по населению территории объявляются многонациональными из уст губернаторов и прочих первых лиц.
Или другой пример, в целом ряде серьезных институций, если человек резко начнёт топить «за интересы русского народа» ему быстро укажут на дверь в маргинальную среду, где тусуются верующие в рептилоидов и скорый крах доллара.
И это при том, что русских в РФ 111 миллионов, а не 5.
А с другой стороны, какие готовые альтернативы  есть этой дурацкой многонациональности?

(с) телеграм -канал "царь казанский"
Tags: СССР, СССР нацинальная политика
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments