marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

русская революция 1917 и американский бунт 2020

Довольно много авторов в сети обратили внимание на  определеное сходство между русской революцией 1917 ( февраль и октябрь вместе)  и нонешними американскими бунтами  2020 года.
Речь, конечно, идет о  наличии сходных черт ,а не о полном совпадении.
Это демонстративное отчуждение бунтующих социальных низов от истории и культуры социальных верхов (знаменитые сносы памятников  героям эпохи в которую социальные низы этими низами и  были).
Это требование расплаты от  социальных верхов за периоды приниженного положения  социальных низов  в виде позитивной дискриминации.
Это особый бунтарско-революционный язык и тд.

***
Идея сравнить  русских крепостных и черных рабов  - появилась давно..
Законодательная отмена рабства в Америке произошла в 1865 году, то есть почти одновременно с отменой крепостного права в России (1861).
Крепостничество — или, как часто его называли, «холопство» — при всем разнообразии его форм было тем же рабством,
***
Еще в 1913 году Ленин написал небольшую статью «Русские и негры» — он сам называл это «странным сопоставлением».
По его словам, русские крепостные и американские рабы были освобождены хоть и одновременно, но разными способами.
Американские рабы получили свободу в результате кровопролитной войны, русские крепостные — в ходе мирных реформ.
Поэтому итоги освобождения в двух странах были разными: «на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх», считал Ленин.
***
Ленин давал своему наблюдению такое  объяснение: больше пережитков рабства в положении  русских крестьян  осталось  вследствие  даром доставшегося освобождения, в силу своего мирного характера  - полученного на чужих условиях, крестьянам не выгодных.
***
Так что в 1913 году Ленин полагал, что реформы Александра-2   в России задержали гражданскую войну, которую он считал необходимой.
Для того, чтобы расы или сословия действительно уравнялись друг с другом, нужно большое насилие, считал Ленин; без гражданской войны тут не обойтись.
***
Отчасти можно сказать ,что BlackLivesMatter в России случился в 1917 году.
Это события одного порядка.

Но события 1917 года, и Февраль и  Октябрь, были проявлениями более общего  движения российской политики. Его обычно называют народничеством. . Народничество — это целый комплекс идей и действий: тут анархизм и его великие философы Бакунин и Кропоткин, и заговоры народовольцев и эсеров, которые привели к террору конца XIX — начала XX века, и разные мистические идеи (хлысты и тд), тут и сам Лев Толстой.
Народничество и анархизм — подлинно оригинальные явления русской мысли.
Так вот BlackLivesMatter следует за народнической мыслью, перекладывая ее на американский лад.
*
Это народники сказали первыми: бородатые крестьяне тоже люди, их жизни важны, они достойны такого же сочувствия и защиты, как люди других сословий, или большего, потому что им хуже.
*
В России эта идея столкнулась с таким же сопротивлением и насилием, с каким сталкивалась борьба черных граждан Америки за равенство с белыми.
так что Октябрьская революция 1917 года в значительной мере была отложенным восстанием крепостных,
о чем свидетельствует особая мстительность в насилии по отношению к «образованным» и «благополучным» слоям населения,
****
Как ни забавно звучит, можно говорить о явной схожести между Николаем-2 и Дональдом Трампом. Личных сходств много:
трогательная сосредоточенность на семье и ближайшем окружении,
искренний консерватизм,
агрессивное незнание мира,
самоубийственная тяга к обострению любого конфликта,
мистическое доверие к избранным фаворитам,
легкость в смене лояльных сотрудников
и, наконец, возбуждение обоими лидерами бесконечных подозрений в том, что они являются агентами враждебных государств .
Есть и различия: Николай был лучшим семьянином, Трамп более харизматичен.

Но   скорее  ситуация создает человека, а не наоборот.
И это уж точно верно для человека средних талантов и совсем не героя, который попал в ситуацию мирового кризиса.
Так что гораздо важнее сходство предреволюционных ситуаций, в которых эти персонажи волею истории оказались.
В меру своих ограниченных сил и средств они пытаются им противостоять, а на деле провоцируют их и усугубляют.
Никто так не способствовал революционной ситуации в России, как Николай;
никто не вложил такого вклада в ее развитие в Америке, как Трамп
.

****
В СССР городские левацкие эксперименты 1920-х в сфере образа жизни, искусства и сексуальности, захлебнулись в крестьянской культуре, которую  в 30ые годы принесли в города новые индустриальные рабочие.
Поэтому в советском социализме возобладал тот образ жизни, что стал привлекателен для таких же трансформирующихся традиционных обществ Азии, Африки и Латинской Америки.
Но в 60-80 годы детей и внуков бывших крестьян, прошедших жерло коллективизации, индустриализации и культурной революции этот образ стал тяготить.
Они стали смотреть на США в поисках чего-то более комфортного и «современного».

Но очарование постепенно сменяется недоумением.
***
Потому что в США всё иначе, чем у нас.
Наши постхристианские 20-е годы там «на ура» прошли в 60-е, победили и стали определять вектор движения значительной части общества.
Но необходимость противостоять на мировой арене коммунизму  (подогреваемая интересами крупных экономических субъектов, связанных с оборонкой), искусственно сдерживала переход этого направления в политическую плоскость.
После окончания Холодной войны никаких сдерживающих факторов не осталось.
Американская политика стала леветь.
Поэтому когда русские, сведущие в родной истории, смотрят туда, они находят много общего с нашим прошлым.
***
Афроамериканцы в триумфальном шествии левой не случайно оказались в первых рядах.
Ведь это было и раньше в СССР, где официоз переживал за «негров», и теперь в самих Штатах.
Трансатлантическая работорговля и её последствия настолько болезненный нарыв на репутации капитализма, что им грех не воспользоваться.
Вот левые и пользуются.
Свобода торговли и свобода личности, которая выражается в набитых живыми людьми трюмах,  – это очень сильно.
Обыденное сознание в этой трагедии обращает внимание на расовые различия, но они второстепенны.
Потому что африканская сторона тоже извлекала из работорговли выгоду.
С европейцами торговали серьёзные общества с иерархией и письменной культурой, близкие по структуре к Древней Руси или к Каролингам, а вовсе не дикари.
И, наверное, поэтому  собственно афроамериканскому национализму, который выражается в желании отделиться от белых, вернуться в Африку как у Гарви, или культурно обособиться, приняв западноафриканский ислам, так непросто конкурировать с левой идеологией.
***
Если вам эта левая волна не близка, то единственное разумное, что тут можно сделать – это указать на ГУЛАГ и Демократическую Кампучию как вероятные результаты отмены капитализма и отказа от религии.
От праваков, которые переживают за памятник Леопольду II и «называют ниггера ниггером» тоже лучше держаться подальше.
Даже если эти праваки не из подворотни, а из ютуба и какого-нибудь фонда с красивым названием.
Это часть болезни, а не лекарство.
***
Слабые места в реакции русских правых комментаторов на BLM – это принципиальность по вымышленному поводу и нежелание извлекать уроки из истории ХХ века.
И в этих слабостях едины охранители и люстраторы, сторонники «национальной революции в Украине» и «русского Донбасса».
У всех  пепел чего-то там стучит где-то там.
****
Я едва ли буду оригинален, сказав, что история «белого мира», «гибнущего» под «мультирасовым натиском», имеет мало отношения к реальным проблемам детей и внуков блока коммунистов и беспартийных.
Странноватый культ белой Америки 50-х годов как культурного эталона – это тоже что-то иррациональное, но тут – дело вкуса.
***
Но от людей, чья страна в ХХ веке проторила дорогу прочему человечеству, хотелось бы видеть побольше политического чутья.
Когда в России дошло до установления левоэкстремистской диктатуры большевиков главными оппонентами этой диктатуры оказались вчерашние социалисты и либералы, а отнюдь не черносотенцы.
Экс-марксист Петр Струве и экс-бомбист Борис Савинков сделали несравненно больше, чем Пуришкевич и Марков.
Теоретически, конечно же, можно было и в 1918 году оставаться сторонником абсолютной монархии или даже крепостного права в белом пальто,
но с этой программой выходить на митинг или агитировать в гарнизоне – это даже не политическое самоубийство, а не знаю как назвать.
Сегодняшние правые комментаторы в большинстве именно стремятся выступать в роли таких людей в белом пальто, которым чуждо ощущение исторической динамики.
****
История России и других стран показывает, что каждый политический цикл однажды переживает сам себя.
Переживёт себя и этот.
Нужно смотреть и делать выводы.
***
Англосаксонские протестанты, которых новое поколение русских мальчиков рисует эталоном консерватизма, это в свое время были нарушители церковного благочестия, сектанты и еретики – по недоразумению избежавшие костра католической инквизиции.
Из отнаполнеоненой французский просвещением Европы пророс романтизм.
Невинно убиенные Тухачевским кронштадские матросы и тамбовские крестьяне в 1917 году убивали офицеров и жгли усадьбы, не ведая, что их включат в правые мартирологи.
***
Что прорастет из левой волны 2020 года, мы ещё увидим.
Но её инструментарий уже победил, доказал эффективность и используется всеми.
Включая правых в России.
Всякий раз, когда добрые русские люди пишут, что у русских нет национального государства и Люди обрекли их на криптоколониальное состояние – они воспроизводят риторику «бунта меньшинств».
Мемы «русских людей обижают» и «русским денег не надо» звучат как местная локализация «Is it because I'm black?» и тому подобных мемов заокеанских. Антисоветчики говорят про период большевизма в категориях рабства.
Левые нацпаты – это без прикрытия старый-добрый дискурс деколонизирующейся Азии и Африки.
Однажды и эти способы выражения мыслей станут неприличными,
но до тех пор, когда их отрицание станет звучать привлекательно, должно пройти какое-то время.
Лучше потратить это время на внимательное изучение реальности, а не реактивное возмущённое кудахтанье.
***
«Не пузырься, революция. Налёт – дело фартовое, он кислых не любит. Весело надо, на кураже».
***





(с) телеграм канал "царь казанский"
https://mbk-news.appspot.com/sences/rossiya-udobnyj-obraz/?fbclid=IwAR2mYNGtbBwkdbMRIXULQMIJX_UJbIwSWh805zWYvNvvgjxs-GXb3QAByvs
Tags: Америка, История, История России, История СССР, шляхта
Subscribe

Buy for 20 tokens
Каждое поколение уверено в том, что именно оно изобрело секс. Роберт Энсон Хайнлайн. Я простой человек, у которого накипело. Сделать несколько статей не получится, поэтому сделаю одну, но сразу про всё — даже если и будет похоже на поток сознания. Я просто хочу сказать то, что давно вертится…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments