Образ жизни в ней можно назвать "социальный апартеид" - чистая публика и тягловое сословие жили на разных планетах.
Следствием этого было то что люди ,входившие в правящие круги Российской империи - на личном уровне практически не пересекались с простым народом в неофициальной обстановке .
Дворяне и простонародье жили в разных районах городов,
в деревне помещичий дом жил совершено отдельной жизнью от крестьян из деревни,
господа и мужики учились в разных школах,
читали разные книги, слушали разную музыку,
делали покупки в разных магазинах,
ели разную еду
носили разную одежду,
и даже разговаривали на разных языках
- не считая того ,что домашним языком в дворянских семьях был французский ,
так даже "господский" русский язык отличался от "простонародного примерно как сейчас русский язык от украинского (см .расказ Чехова "Злоумышленник").
Отсюда правящий слой империи - имел нереалистичные представления о жизни и настроениях простого народа.
***
В отличие от них - революционеры (не только большевики ,но и меньшевики, эсеры и тд) - много ездили по стране, в тч посидели в тюрьмах, отбывали ссылку в разных краях (товарищ Сталин из родной Грузии попал аж в Туруханский край).
Соответствено с ними было все наоборот .чем с представителями официальной власти - то есть революционеры много общались с простыми людьми в неофициальной обстановке, тот же Ленин в ссылке жил в крестьянской избе, запросто ходил на охоту с деревенскими мужиками,
это дало революционерам знание реальной жизни населения
ну и умение говорить с простыми людьми тоже - Ленин, Троцкий, Зиновьев и тд после 1917 - легко собирали многотысячные митинги рабочих и солдат , на которых по несколько часов разговаривали с простым народом и их слушали
***
Последствия такого социального разделения проявились в частности в 1 мировую войну - правящие верхи были искренне уверены, что широкие массы тоже хотят войны до победного конца, спасать от германцев славянских братушек и вернуть православный крест на Святую Софию.
Не смотря на то что интеллигенты и дворяне , служившие в действующей армии на передовой - буквально кричали об обратном.
**
Федор Степун, философ и социолог, высланный большевиками в 1922 году из Советской России, пишет 19 января 1917 года жене с фронта:
"А война становится все ожесточеннее и все ужаснее.
Удушливые газы, огнеметатели, горны, минные галереи, бесчисленные аэропланы — всего этого в 15-м году мы не знали, а теперь у нас прямо-таки французский фронт.
Что же мы всему этому противопоставим?
(Техника и организация нам никогда не давались, и те некоторые усовершенствования, которых мы на третьем году войны с грехом пополам добились, решительно ничего не значат по сравнению с тем, что за это время сделали немцы).
Каратаевский дух «серых героев» и беззаветную храбрость «суворовских орлов»?
Но ведь это фразы, — факты же говорят совсем о другом.
У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания.
В N-ой дивизии опять беспорядки и опять расстрелы.
Отношения между артиллерией и пехотой с каждым днем ухудшаются:
недавно пехотинцы забросали ручными гранатами наш наблюдательный пункт,
а разведчика 5-ой батареи нашли мертвым в пехотных окопах со штыковой раной (немецкой атаки в это время не было).
Сама же пехота сейчас никуда не годится; необученная, неспаянная и трусливая, она все меньше и меньше выдерживает натиск первоклассных немецких ударных батальонов.
Как-никак, все это свидетельствует о такой степени падения пресловутого духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти что невозможным.
Не знаю, может быть, я не прав, но иной раз, внутренне созерцая Россию и всю накопившуюся в ней ложь,
я решительно не представляю себе, как мы доведем войну не до победного, конечно, но хотя бы до нестыдного, приличного мира.
Руководящая интеллигенция в лице прогрессивного думского блока и группы московских славянофилов,
все еще исполненная завоевательных тенденций и плененная пустыми фразами о народности войны и «исконных» задачах России,
решительно не замечает, что она — штаб без армии,
и, в случае падения самодержавия, во что я мало верю, войны до конца довести не сможет;
ибо армия, т. е. весь народ русский, не только с интеллигенцией против своего врага—самодержавия, но и с самодержавием против интеллигенции — за сепаратный мир".
(Из книги «Из писем прапорщика артиллериста», ее переиздали в 2020 году).
***
Монархисть Василий Шульгин свидетельствовал о том же:
"Я был на фронте. Я видел всё. Я видел неравную борьбу почти безоружных наших бойцов с ураганным огнём немцев... Я принёс в Думу... закипающее негодование армии против тыла"
https://www.facebook.com/groups/1201666713284150/permalink/3147194198731382/?__tn__=-R
Journal information