marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

спорная точка зрения на Высоцкого

Часть моей ленты взялась писать панегирики Высоцкому, другая часть взялась воевать с утверждением, что Высоцкого убила система.
Пара человек к моему удивлению умудрились совместить то и другое.
***
Мне-то кажется что и вопрос о взаимоотношениях Высоцкого с системой давно не актуален, уж точно куда менее актуален, чем даже вопрос в о взаимоотношениях с властями какого-нибудь ископаемого А.С. Пушкина, и само имя это можно уже забыть благополучно.
Но раз уж решили поговорить, то и я поучаствую.
Утверждение, что Высоцкий был частью системы, как мне кажется, настолько самоочевидно, что не нуждается в доказательствах вовсе.
Но дело-то в том, что Высоцкий не только часть системы, но и эталонное воплощение основных черт системы: пошляк, комформист, обманщик, позер.
Недавно прочитал, что некоторые граждане называют Моррисона Кривлякой - Высоцкому это прозвище тоже подошло бы идеально.
***
Почему пошляк и обманщик?
Тут достаточно посмотреть на т.н. творческий метод данного деятеля искусств в любой его ипостаси - лицедейской, сочинительской, исполнительской - и попытаться понять его основной прием.
Прием этот крайне незамысловат: имитация истерики и искренности, "душевности", "свойскости".
****

В чем секрет успеха Владимира Высоцкого?

Если мы задумаемся, в чем секрет успеха Высоцкого, то на это вопрос будет ответить непросто, потому стон не лежит на поверхности. Ну вот голоса у него никакого, это ясно, не Лемешев и не Козловский.
Тексты песен  ничего особенного.
Музыкальное сопровождение просто три аккорда.
Так чем же тогда брал Высоцкий?
Я начал вспоминать своё знакомство с его творчеством,
И вот я вспомнил, что однажды я услышал, как кто-то у соседей поёт.
Мне показалось, что это страшная крамола, очень смелый певец.
Когда я читал тексты песен, уже внимательно, то никакой крамолы не нашёл.
 Так в чем же было дело?

Высоцкий постоянно орет - это собственно и есть имитация истерики, надрыва.
А если не орет, то включается режим "душевности" или даже "душевности со слезой".
Нужно иметь крайне незамысловатую собственную душевную организацию, чтобы на эти приемчики купиться.
Советские люди в массе своей, собственно говоря, и были крайне незамысловаты и простоваты, и Кривляка беззастенчиво этим пользовался, обманывал их, как обманывают детей.
слушать его сейчас просто невозможно, фальшивый пафос и кривлянье под "простой народ" раздражает.
Высоцкий, артист средний,  и поэт не бог весть. Но драйв (или там кураж) у него на порядок выше среднего, этим он и брал. Что в ролях, что в песнях.
****
Ну и комформист он тоже был идеальный.
Не просто комформист, а комформист крайне чуткий к системе статусов и иерархий, как официальных, так и неофициальных, во все эти иерархии вписанный и крайне трудолюбиво взбирающийся по их ступенькам вверх, поближе к солнышку.
Могла ли система такого съесть?
Почему бы и нет. Система-то - змей Уроборос.
Самопоедание - одна из ее главных характеристик.
Но что абсолютно точно, сгинул этот персонаж не в противостоянии с Системой.
Он просто умер, умер довольно жалкой и даже, пожалуй, стыдной смертью, сторчался.
Конец, который не предполагает никакого пафоса.
***



***
Официозный шоу-бизнес был слишком пресным, приглаженным, вот на этом фоне и популярность. В конкурентной среде ничего "феноменального" из Высоцкого не получилось бы.
сама популярность ВВ то как раз объясняется тем что на рынке не было коммерческого шансона..
И песни ВВ его заменяли..
А когда появился в перестройку коммерческий шансон - он сразу выбил песни Высоцкого с простонародного сегмента рынка

В силу того что узко нишевых конкурентов (на интелигенцию, на плебс) у ВВ не было - он покрывал и ту и другую нишу..
Но скажем ,простой народ не понимал все эти аллюзии и метафоры и литературные отсыылки в песнях Высоцкого..
И когда полявился коммерческий шансон где все просто и понятно - плебс перешел на него

реально Народу Это Не Понятно..- аллегории и метафоры для них "чо к чему?"..
Отличие простонаролдья от интеллигенции как раз и есть -у плебса мышление не абстрактнеое, а конкретное.
. Ну это по настоящим блатным песням видно - это песни с конкретным сюжетом ,

***
Ну аналогично -скажем нееестественная популярность Машины времени
- на рынке начала 80ых не было коммерческого диско
и широкие массы слушали умничание Макаревича вместо диско..
А как только в перестройку появилось кооперативное диско - оно сразу выбило русский рок с того же самого простонародного сегментиа рынка

***
Да, разумеется, надрыв как ключевой эмоциональный инструмент может быть признан пошлостью.
Высоцкой вынужден был «дорабатывать»  свои довольно слабые стихи до  нужного эмоционального градуса ором и  раздуванием жил на шее.
Это раздражает и утомляет.
На мой взгляд Высоцкий - просто очень сильно переигрывающий актер.
 Любая пошлость может быть сделана талантливо.
Полагаю, это как раз про Высоцкого.
обыденная жизнь в целом процентов на девяносто пять - довольно пошлая штука.
Духовные и интеллектуальные прорывы случаются редко и почему-то все время не с нами.
Талантливо выразить это - дорогого стоит.
И в этом смысле Высоцкий - никакой не обманщик, а как раз чрезвычайно правдивый художник.
слова типа "дар" я в подобном контексте очень не люблю. от кого дар-то?
но отказать Высоцкому в мастеровитости, и даже мастерстве мне, разумеется, в голову не пришло бы.
***
Обман и иллюзии - это разное.
"Время было такое", что удавалось успешно обманывать людей и втюхивать им иллюзии
. 60-е годы  были временем иллюзий во всем мире, не только в СССР.

Советскому человеку сложно было ухватить суть феномена Высоцкого, потому что советский человек не приучен был рассуждать в категориях купли-продажи, не знал, что такое PR и т.д.
Но вот уж 40 лет прошло.
Мы знаний и понимания накопили.
Можно уже разобраться в стратегии Высоцкого по продаже себя и закрыть вопрос.
высоцкий, разумеется. сплошное надувательство, продажа в развес лживой искренности и фальшивого надрыва.
тогда еще не знали слово маркетинг. но маркетинговая политика у него была выстроена безупречно - это факт.

Советское общество было больно.
Это была, скорее всего, болезнь роста. Но все равно болезнь.
Культурного свойства болезнь.
И любовь к пошляку  - симптом.

***
А так - безусловно, явление своего времени,
но ностальгический шестидесятнический культ вокруг него жуткий и крайне однобокий.

Своеобразный слишком и специфический очень, продукт исключительно своего времени и места.
Для своего времени это был, конечно, феномен.
Но актуальный только для брежневской эпохи.

слушать его сейчас просто невозможно, фальшивый пафос и кривлянье под "простой народ" раздражает.
Высоцкого молодежь в основном не слушала уже с начала 1980-х. По сути для юнцов он был как Кобзон, но только без вокальных данных :
Высоцкий - феномен своего времени. Ужасно претит, когда его начали "раздувать" на официальном уровне с начала ельцинских времен.
***

В наибольшей степени, как мне кажется, он служил для страждущего поколения средством утолить "голод на публицистику".
То есть, проще говоря, был настоящим Живым Журналом в русском смысле слова "журнал" (а не в скалькированном, как принято нынче, значении "дневник").

Стоит под этим углом посмотреть на его творчество - и многое станет понятным.
Причем не только в нем самом, но и в последующих миллионных тиражах "АиФ" и "Огонька".
Смотрите: Высоцкий, как и подобает СМИ (коих в СССР до Горбачева, почитай, не было) очень живо откликался на все события в мире - будь то покушение на папу Римского, освоение Сибири или матч Спасский-Фишер.
Он "вел" постоянно обновляемую "историческую страничку" - в частности, многое по "неизвестной войне", вроде песни "Штрафные батальоны".
Отдавал он должное и непременным разговорам с читателем на темы морали - в частности, мужской дружбы, любви и т.д.
На бобинах и первых кассетах "публиковались" и многочисленные "истории из жизни" (типа "Назад 500, вперед 500") т.н. "простых людей" - будь то шоферы, рыбаки или шахтеры.
Существенное место занимали "Новости спорта", особенно почему-то - легкой атлетики; но был и хоккей ("Им платят деньжищи - огромные тыщи"), и бокс (незабвенный "Борис Буткеев, Краснодар"), и даже неведомый "крокей" ("Девиз в этих матчах - круши, не жалей, Даешь королевский крокей!").
В аудио-журнале Высоцкого был и непременный, очень интересующий публику раздел "Наш быт" - тут и алкогольные приключения, и "Из жизни зеков".

Не забывал Высоцкий и крайний интерес наших людей ко всяческой чертовщине, а то и просто к сказкам.
Ну и, конечно, "странички юмора" .

Высоцкий, безусловно, был "Огоньком" "в те годы темные, глухие" - в одном лице ,

В этом, конечно, заключается и слабость Высоцкого, так сказать, перед лицом Вечности: текстам, написанным "на злобу дня", в вечности неуютно.
****

сорок лет спустя Высоцкий стал неактуален.
Он был явлением накрепко привязанным к своей эпохе.   юмора-политики-сатиры нынешняя молодежь уже не понимает.
Советский алкаш из "Милицейского протокола" ("Скажи, Серега...") или "Мао Цзедун большой шалун" это уже настолько седая древность, что человек восемнадцати-двадцати лет просто не осознает, о чем идет речь.
Тут вопрос  сугубо в историческом контексте, на фоне которого писалось большинство песен.

****
Высоцкий сегодня вошёл в "патриотический" канон, а я хорошо помню, как для "русских патриотов" 80-х он был абсолютно неприемлемой фигурой.
проблема с русской партией была в том, что это была не столько "русская", сколько крестьянская партия,
ненавидящая не то что даже интеллигентскую, сколько прямо город и все что с городом связано.
Городская проза казалась чем-то заведомо менее русской, чем деревенская.

все  воспевали крестьян, были влюблены в крестьянский мир, "Лад".
Ну, конечно, такое национальное сознание не могло ничего сказать образованной части общества или сказать очень мало.

Представлять русское как деревенское это была слабость всей русской партии, для нее фатальная. Даже воскрешение русской философии ей не помогло. Она совершенно не смогла ничего оттуда взять.
Но исходным пунктом, думаю, было еврейство Высоцкого.
"Русские патриоты" 80-х были антисемитами, и это вполне достаточная причина для неприятия Высоцкого.
В тогдашнем лагере "Нашего современника", за редким исключением, под подозрение брались все с еврейской кровью.
Это очень чувствовалось в публикациях, распределении симпатий и антипатий и др.

Зацикленность на "пятом пункте" у  русских националистов была удивительная.
был стереотип "русского патриота", а Высоцкий в него точно не вписывался
Бродского "русские патриоты" открыли для себя еще позже...
Исключительно из-за стих. о независимости Украины)
****
Популярность В. легко объясняется.
1. Он хороший артист страшно модного в те годы театра.
2. Довольно много снимался в кино, и пел там.
3. Очень много пел на полулегальных концертах, и хорошо на этом зарабатывал, кстати. Там же его записывали, и запи
си распространялись по стране, благо магнитофонов хватало. Я, например, слышал эти записи в детстве еще и потом в студенчестве, хотя, к примеру, никогда не видел самиздата, а бардовскую песню услышал позже. Кстати, ее любители обычно не любили В. и бардом его не считали
. 4. Некоторая оппозиционность, которая была и Таганки и у бардовского движения, тк официоз все надоел.
5. В. сочинял много и на любой вкус: и юмор, и спорт, и политика, и война, и полублатной шансон, крый, кстати и сейчас популярен, а я его на магитофонах услышал еще до В.
6. И стихи и музыка у В. просты, их легко напевать и самому, и их много пели конечно в народе, я например впервые услышал песни В. на концерте школьной самодеятельности (песни из Вертикали, магитофонов тогда было еще мало). Оперу и романсы мало кто может петь, да и просто понимать, народными они никогда не были, хотя живут уже сотни лет.
7. Средние стихи в виде песни слушаются гораздо лучше, чем когда их читаешь. В. уже давно издают в книжном виде, но особой популярности в этом у него нет. Я, например, уж и не помню, когда видел книги его стихов в магазинах, да и покупать их желания у меня не возникало. С другой стороны, большинство действительно хороших стихов не поются.
8. Половинчатость его происхождения тоже способствовала его популярности, его считали своим и те, и другие.

****
(с) сеть


Tags: Высоцкий
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments