СССР сумел создать свой собственный рынок, который назывался СЭВ, с полумиллиардом потребителей.
А также занял весьма устойчивые позиции в странах Третьего мира (тогда их было принято называть неприсоединившимися странами).
Это давало ограниченный доступ еще примерно к двум миллиардам потребителей.
****
Изменилась конъюнктура - развитие кончилось.
Поэтому и остались исключительно экспортные отрасли и сегменты, работающие кое-как, но в рамках именно индустриальных технологий.
Поэтому (условный пример) потеря Газпромом европейского рынка приведет к его развалу – российский внутренний рынок слишком мал для поддержания технологического уровня Газпрома.
***
Но Украина вышла из проекта (выстрелив себе в колено из пушки, конечно),
а значит – ни малейшего шанса удержать даже индустриальный уровень не осталось ни у кого.
Все без исключения постсоветские экономики за исключением редких островков производств, работающих на экспорт, или являющихся подразделениями крупных иностранных корпораций, утратили шанс окончательно.
***
Политика Лукашенко на удержание, пусть и в стагнационном сценарии, остатков советской экономики, в условиях краха проекта ЕАЭС перестала иметь хоть какие-то перспективы.
Белорусская экономика перешла из режима стагнации в режим деградации.
***
В рамках ЕАЭС членство в Союзном государстве позволяло получать Белоруссии преференции внутри единого пространства.
Но раз ЕАЭС тихо умер, то смысл в преференциях оказался утрачен, зато дополнительные уступки в вопросах суверенитета начали перевешивать сомнительные теперь выгоды.
При чем тут Лукашенко вообще?
Я говорю о процессах, которые объективно ведут к ухудшению обстановки.
Белоруссия самостоятельно не способна выйти из рамок, задаваемых этими процессами.
Рассказывать про то, хороший Лукашенко или плохой - это вообще за пределами того, о чем идет речь
***
Осколки СССР проходят второй этап переформатирования своего пространства.
Первый произошел в 91 году в момент распада Союза, затем последовал период, в течение которого эти осколки искали новые точки равновесия, формировали новые противоречия и искали новые балансы.
Однако сам распад Союза не завершился в 91 году.
Противоречие, разрушившее его, не только осталось, но и усугубилось. Уточню, что базовой и критической проблемой СССР стало его развитие, которое было слишком стремительным, чтобы за ним успевал управляющий им контур.
Партия еще жила эпохой 30-40 годов, когда страна уже перешла в семидесятые.
Она не просто опаздывала за обществом и экономикой, она опаздывала все сильнее.
Попытка проведения перестройки (которая должна была провести принудительное омоложение кадров и хоть как-то сократить разрыв) провалилась - управлял перестройкой все тот же косный партаппарат, а потому он опаздывал и здесь, что на этапе трансформации и перехода становится критической проблемой - в такой момент темп всегда важнее качества, но партия не вытянула ни темп, ни качество.
****
После распада Союза новые социальные системы неизбежно деградировали и упростились: исчезла синергия, когда сумма целого всегда больше суммы ее составляющих.
Но как всегда бывает, деградационные процессы проскочили нулевую точку соответствия и пошли дальше.
Останься управление хотя бы на советском уровне, оно бы вернуло обратно процессы распада, пусть и на более низкий уровень.
Но сами системы управления тоже деградировали.
Бывшую партсовноменклатуру сменили бандиты и преступники, а значит - возникла устойчивая положительная обратная связь, последовательно деградировавшая и социальные системы, и системы управления ими.
****
Белоруссии в определенном смысле повезло - к власти практически сразу пришел Лукашенко, который был хотя и незначительным, но все-таки представителем именно советской системы управления.
Он и зафиксировал Белоруссию на том самом не слишком высоком, но все-таки относительно устойчивом уровне позднего Союза, поставив перед собой задачу удержания стабильности.
И ее удержал.
Однако все имеет цену, и Белоруссия заплатила ее отказом от развития, оставаясь советским заповедником, застывшим во времени.
***
В определенном смысле винить Лукашенко за это нельзя, так как Белоруссия в принципе не могла выдвинуть сепаратный проект развития, отдельный от более крупных экономических субъектов - Европы или России.
Та же проблема возникла и на Украине, хотя Украина в плане деградации ушла гораздо глубже Белоруссии, так как ее управляющий контур просел по сравнению даже с советским весьма и весьма существенно.
И хотя Украина гораздо более крупная, чем Белоруссия, страна, свой собственный проект она тоже не потянула и, скорее всего, не могла потянуть.
А потому выбор у нее был невелик - либо европейский, либо российский вектор.
Нормальная управляющая верхушка могла бы использовать противоречия между Европой и Россией и балансировать на них, но она не была нормальной.
Она была слишком примитивной и алчной, чтобы кроме шкурных интересов иметь еще и национальные.
Кроме того, украинская "элита" (элитой ее нельзя называть просто по определению, но условно именуем ее так) была слишком фрагментирована, а потому вела внутри себя беспощадную борьбу, которая, кстати, и стала ключевой причиной вызванного из глубин пещерного украинского национализма.
Каждая группировка обосновывала свое право на власть (и собственность) тем, что именно она является настоящей украинской по духу, а все остальные - "не настоящие".
Логично, что развитие этой борьбы в итоге очень быстро привело к нынешнему результату, когда страна оказалась разорвана ментально и культурно.
***
В Белоруссии этого удалось избежать, но опять же, заплатив за ментальное единстве достаточно дорого: Лукашенко попросту выжег всю политическую поляну, оставив лишь за собой право определять, что правильно, а что нет.
Итогом его бессменного правления и стало то, что теперь ведет к его падению.
Застой и полное отсутствие образа будущего не устраивает в первую очередь молодое и активное поколение. Оно знает только одну версию настоящего, ей просто не с чем сравнивать, а потому стабильность (она же стагнация) не устраивает его категорически. И с этим поделать уже ничего нельзя.
***
Сложность в том, что при любой власти в Белоруссии не будет лучше, чем при Лукашенко.
Проблема небольших осколков Союза в том, что они не способны к самостоятельному развитию.
И пока в России будет править нынешний режим, для которого грабеж страны является нормой и целью, ни о каком проекте развития, образе совместного будущего речи быть не может.
Лукашенко мог бы, наверное, досидеть до крушения путинского режима, но после Путина даже в самом оптимистическом сценарии должно пройти достаточно продолжительное время, прежде чем к власти придут люди, способные на то, чтобы сформулировать общий для нас всех новый проект.
Так что итог правления Лукашенко был все равно предопределен.
Не в этот раз, так в следующий.
****
Сказанное означает, что сама по себе фигура Лукашенко не монохромна.
Его нельзя ни мазать черной краской, ни облачать во все белое.
Он сделал то, что мог сделать, а мог он, будем говорить прямо, не слишком много.
***
.Что будет с Белоруссией - решать теперь будут, видимо, другие.
Не Лукашенко.
Но они точно так же ограничены в маневре и пространстве.
До тех пор, пока Россия не предложит то, что будет важно и выгодно остальным, всем придется телепаться в тех лужах и болотах, в которых они сидят.
А России сегодня предложить нечего.
И более того - теперь уже нам придется проходить свой собственный второй этап распада Союза,
и только по итогам этого этапа можно будет вообще говорить о каком-то общем проекте.
Будет он или нет.
Мы не можем сейчас даже предположить, чем закончится наша собственная катастрофа, так как находимся в самом ее начале.
И нам нужно будет пройти несколько ключевых выборов, каждый из которых еще не предопределен.
***
Казахстан - такое же слабое звено, как и Украина и Белоруссия. Но ему "везет" в том, что он не прошел в советское время весь процесс урбанизации, а потому вернулся в архаику легче, чем европейская часть СССР. И в этом смысле противоречия те же, но они менее акцентированы
Итак, что происходит в Беларуси?
и никакой Лукашенко ничего с этим сделать не в состоянии.
Вообще лично у меня нет особых сомнений, что это теперь будет все более будничным делом такие беспорядки.
Белоруссия, как и Россия, как и большинство европейских страны это государства экономики которых находятся в стагнации и выхода из нее не видно,
да и нет в сложившихся социально-экономических системах.
Низкая социальная мобильность плодит люмпенов и разочарованную в своих перспективах молодежь.
Конечно она будет и должна буянить
***
Многие из тех, кто сейчас дебоширят родились при Лукашенко.
Смешно, но тогда даже интернета не было, совершенно другой уровень культурной глобализации.
***
Теперь просто нелепо звучат рассуждения о том, что нужно работать с молодежью.
Ну типа как комсомольцы работали, все наработаться не могли.
С молодежью работает глобальная сфера интертеймента, которая создается общими творческими усилиями человечества.
Ну конечно той части человечества, которая имеет возможность в этом участвовать.
А потому комсомольцы, которые сели да государственный грант раскинули для молодежи про дедов и бандеровцев с европейскими геями это конечно комично.
Ничего не выйдет.
Это наверное прекрасно для пенсионеров и не совсем подходит для тех, кто не стремится становится пенсионером в 20 лет.
***
Вообще как я виду из трех сестричек Беларусь действительно можно назвать сохранившейся.
В том плане, что
Украина это олигархическая республика,
Россия олигархическо-бюрократическая,
а Беларусь просто бюрократическая.
То есть наверное это и правда как встарь, генсек, который ведет в светлое будущее, государство, которое думает о людях и сеет добро.
Все это было прекрасно когда был рост.
Но роста нет, значит нет мобильности.
И жизнь проходит, хочется перемен здесь и сейчас.
Но судя по всему дела обстоят так, что высокое расслоение доходов это спутник высокого экономического роста.
Об этой проблеме в России шла дискуссия еще во время НЭП, когда опасались, что ускорение роста ведет к расслоению. Но даже после уничтожения рынка и сталинизации этого эффекта избежать не удалось.
И расслоение доходов продолжалось в СССР вплоть до начала "застоя".
И теперь Китай страна с одним из самых высоких показателей неравенства, но жители Китая готовы это воспринимать они даже готовы жить с генсеками и такой архаикой как ведущая в светлое будущее партия, потому что их жизнь реально улучшается стремительными темпами.
И Китай государство с одним из самых высоких уровней доверия граждан, не в пример США или Европе.
В Европе за 50 лет расходы семей увеличились втрое, а в Азии в 10, иногда 15 раз.
Зато в Европе самый низкий уровень разрыва в доходах в мире.
Но нет роста и есть бунты, забастовки, дебош.
В этом плане Беларусь совершенно европейская страна, без роста и с социальной так сказать справедливостью.
Но что может решить политическая власть в маленькой стране, без внутреннего рынка, да еще и ориентированная на рынок восточной соседки у которой самой внутренний рынок меньше чем в Польше.
Да ничего она не может решить.
А вот очередное кровавое говно устроить можно.
***
Поэтому бунтовщиков нужно подавить.
Пусть Беларусь будет стабильной, хоть и без роста.
У молодежи нет идей, а у пенсионеров идеи есть - спокойно дожить при Лукашенко, наслаждаясь призраками СССР.
Это конструктивнее, чем "хочу перемен", но не знаю каких, зачем и для чего.
Когда беларусы созреют для качественного изменения страны, когда для этого создадутся международные условия, все получится.
Если конечно раньше не изгубить друг друга в какой-нибудь супер-тупой войне,
***
К вопросу про Белоруссии. Немного демографии.
В 1989 г в Белорусской ССР численность населения Минска была 1607,1 тыс.
Численность всего сельского населения была - 3510,4 тыс человек.
Что это значило?
Что на момент развала СССР численность сельского населения БССР была в 2.18 раза больше населения Минска.
Доля сельского населения была 34,6 %, городского была 65,4%.
В 1994 г - приход к власти Лукашенко. Сельское население - 32,4 %. - 3316,5 тыс человек. Население Минска - 1 665,5 тыс человек. Cельское население в 1.99 раз больше населения Минска.
2019 г? 2 046,0 тыс все сельское население страны. 21.6% Население Минска - 1 992,7 тыс человек. 21%.
Что произошло?
Сельское население сократилось в структуре населения с 32.4% до 21.6%.
В абсолютных числах еще мощнее картинка. В 1.62 раза упала численность сельского населения.
Минус 1270 тыс человек.
Минск наоборот.
Вырос.
И в абсолютных числах и относительных.
И теперь его вес в демографической структуре практически сравнялся со всей сельской местностью.
Еще 2-3-4 года, и обойдет по официальной численности все сельское население страны.
Собственно РБ это тот же процесс урбанизации и концентрации населения, причем идущей в основном из-за добровольной миграции населения из сел в города, а из городов в столицу.
Теперь в столице пятая часть населения страны, и в обозримом будущем будет и четверть.
И на обычных выборах коллективный "Минск" спокойно и честно сможет "прогибать" сельскую Белоруссию всю вместе взятую.
Важно то, кто теперь больше весит и заигрывания с кем залог побед в будущем
молодежь едет в столицы потому что там есть какой никакой уровень жизни. даже зарабатывая мало (по меркам столицы) ты живешь в среднем лучше чем житель глубинки. поэтому кмк неизбежна гетоизация мегаполисов. богатые не хотят видеть чернь, но чернь хочет жить где то по близости потому что со стола падают крошки.
***
Опять же вопрос в том что делать с населением которые ничего не производит.
Его доля катастрофически растет толку от него все меньше а влияние на политику все больше.
Что с ним вообще делать не понятно
Внятной картины будущей экономики в которой 80 процентов в принципе не нужно пока нет.
пандемия отлично показала что можно лишить 30% населения работы а НИХРЕНА по сути не изменится.
Это что-то новое в экономике и социальном устройстве общества если честно.
По сути экономика будущего это работа ради работы
просто потому что с безработными непонятно что делать.
больше бессмысленной занятости за большие деньги.
****
Источник https://el-murid.livejournal.com/4525509.html
https://www.facebook.com/numerius/posts/2560328850944690
Journal information