marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

позднесоветская мода на духовность и религию

"московские повести" Трифонова.
"Предварительные итоги", на мой взгляд, в художественном отношении заметно уступают "Обмену" - почти откровенная публицистика, но в качестве исторического источника обладают не меньшей ценностью.
Например, из этой повести становится ясно, что увлечение русской религиозной философией, православием и русской стариной стало модным среди московской интеллигенции уже к 1970 г.:

****
"Она [Рита] стала добывать, где могла, книги в затрепанных, мусорных переплетах - мистические, религиозные...
Доставала с рук, на черном рынке...
(Все эти Леонтьевы, Бердяевы или, как я говорил, белибердяевы стоили порядочных денег, которых я дать не мог, ибо в последние полтора года мои заработки по ряду причин уменьшились.)
Но ничто не могло остановить ее: она выкручивала из хозяйственных сумм, меняла, продавала свои тряпки...

То они в Загорск, то в Суздаль, то на Святые Горы.
И все поближе к монахам, к старине.
То где-то под Москвой нашли церквушку, познакомились с попом, и тот разрешал Гартвигу забираться на колокольню и звонить...

Все эти книжонки, монастыри, путешествия по "святым местам" на собственных "Волгах" сделались модой и оттого пошлостью.
Раньше все скопом на Рижское взморье валили, а нынче - по монастырям.
Ах, иконостас!
Ах, какой нам дед встретился в одной деревеньке!
А самовары?
Иконы?...

Рите очень хотелось повесить дома две-три иконы.
Она и место им приготовила: на фоне розоватой стены, рядом с большой репродукцией Пикассо.
А то Рита чувствовала себя обездоленной.
Ее подруги уже сумели раздобыться иконами, а Лариса, которая в общем-то малоинтеллигентна, не читала ученых книг, просто ограбила своих деревенских родственников и привезла целую коллекцию - шесть досок, среди которых была одна безусловно старинная, северного письма".
****

В. Конецкий текст 1969 г.:
"Ныне мода на старину пошла.
Модерные торшеры выкидывают, из комиссионных магазинов выуживают кровати мореного дуба с бархатными пологами.
Иконами обзавелись.
Причмокивают на Святую Троицу, рассуждают о похожести святых на обычные крестьянские лики, восхищаются отсутствием святости в Богоматери и наличием в ней материнства.
Уже и окать модно стало.
Считается, что ежели окаешь, то в России и грибах толк понимаешь, а ежели чисто говоришь, то уже в некотором роде мухомор с опенком спутаешь.
Есть писатели, которые и в идиотизм старой крестьянской жизни влюблены.
Горюют, что в селе жизнь меняется, что ворот колодца не скрипит и лучины не горят.
Скорбят по моральной устойчивости, которую город расшатал.
Но скорбят такие почему-то на Аэропортовских улицах в Москве.
И окают напропалую."
***
В.Высоцкий, 1974
...Мы всё-таки мудреем год от года —
Распятья нам самим теперь нужны,
Они богатство нашего народа,
Хотя, конечно, и пережиток старины...
*
ну т.е. весь про это "Случай на таможне"

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3448630798514917&id=100001040921427
Tags: СССР, СССР интелигенция, СССР религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • логично

    Что, если вся ваша жизнь была предопределена картинкой на шкафчике в детском саду? . (с) жж ид77

  • логично

    Действуюшие лица: . Дэниел, шести лет; Дэвид, пяти с половиной лет. . Разговор проишодит сразу по выходе действующих лиц с просмотра художественного…

  • Братья Овечкины Шире круг 1985

    одна из безумных перестроечных историй Семейный джазовый оркестр из Иркутска “Семь Симеонов” состоял из семи родных братьев от пяти лет…

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 2
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments