marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

позднесоветская мода на духовность и религию

"московские повести" Трифонова.
"Предварительные итоги", на мой взгляд, в художественном отношении заметно уступают "Обмену" - почти откровенная публицистика, но в качестве исторического источника обладают не меньшей ценностью.
Например, из этой повести становится ясно, что увлечение русской религиозной философией, православием и русской стариной стало модным среди московской интеллигенции уже к 1970 г.:

****
"Она [Рита] стала добывать, где могла, книги в затрепанных, мусорных переплетах - мистические, религиозные...
Доставала с рук, на черном рынке...
(Все эти Леонтьевы, Бердяевы или, как я говорил, белибердяевы стоили порядочных денег, которых я дать не мог, ибо в последние полтора года мои заработки по ряду причин уменьшились.)
Но ничто не могло остановить ее: она выкручивала из хозяйственных сумм, меняла, продавала свои тряпки...

То они в Загорск, то в Суздаль, то на Святые Горы.
И все поближе к монахам, к старине.
То где-то под Москвой нашли церквушку, познакомились с попом, и тот разрешал Гартвигу забираться на колокольню и звонить...

Все эти книжонки, монастыри, путешествия по "святым местам" на собственных "Волгах" сделались модой и оттого пошлостью.
Раньше все скопом на Рижское взморье валили, а нынче - по монастырям.
Ах, иконостас!
Ах, какой нам дед встретился в одной деревеньке!
А самовары?
Иконы?...

Рите очень хотелось повесить дома две-три иконы.
Она и место им приготовила: на фоне розоватой стены, рядом с большой репродукцией Пикассо.
А то Рита чувствовала себя обездоленной.
Ее подруги уже сумели раздобыться иконами, а Лариса, которая в общем-то малоинтеллигентна, не читала ученых книг, просто ограбила своих деревенских родственников и привезла целую коллекцию - шесть досок, среди которых была одна безусловно старинная, северного письма".
****

В. Конецкий текст 1969 г.:
"Ныне мода на старину пошла.
Модерные торшеры выкидывают, из комиссионных магазинов выуживают кровати мореного дуба с бархатными пологами.
Иконами обзавелись.
Причмокивают на Святую Троицу, рассуждают о похожести святых на обычные крестьянские лики, восхищаются отсутствием святости в Богоматери и наличием в ней материнства.
Уже и окать модно стало.
Считается, что ежели окаешь, то в России и грибах толк понимаешь, а ежели чисто говоришь, то уже в некотором роде мухомор с опенком спутаешь.
Есть писатели, которые и в идиотизм старой крестьянской жизни влюблены.
Горюют, что в селе жизнь меняется, что ворот колодца не скрипит и лучины не горят.
Скорбят по моральной устойчивости, которую город расшатал.
Но скорбят такие почему-то на Аэропортовских улицах в Москве.
И окают напропалую."
***
В.Высоцкий, 1974
...Мы всё-таки мудреем год от года —
Распятья нам самим теперь нужны,
Они богатство нашего народа,
Хотя, конечно, и пережиток старины...
*
ну т.е. весь про это "Случай на таможне"

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3448630798514917&id=100001040921427
Tags: СССР, СССР интелигенция, СССР религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про инстинкты у человека

    На колу мочало, начинай сначала. . У человека нет инстинктов. . Сколько раз уже говорили - и всё равно у кого-то неприятные сюрпризы от этого факта.…

  • про благотворительность

    .Рассказ директора благотворительного фонда «Дом с маяком» Лиды Мониавы вызвал большой спор в соцсетях. Разбираем его Мониава…

  • не знаю правда или нет .но смешно

    Вспоминаю, как в бытность моей недолгой (всё-таки, надо было уметь ещё и петь) работы в хоре музыкального театра Станиславского и…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments