Глядя на белорусскую местную неудавшуюся социальную революцию у меня в памяти в очередной раз всплыла историческая легенда о разговоре Сталина и одного "кулака" перед коллективизацией.
Считается, именно тогда Сталин и решил ввести эту политику.
*
Я эту легенду помню в такой версии:
примерно 1926 год.
Ультиматум Керзона.
СССР не в состоянии остановить даже наступление Польши.
Армия символическая.
Промышленность дохлая.
Революция в Европе провалилась.
Страна является сырьевой полуколонией Запада - почти все сырье в западных концессиях.
НЭП породил грандиозную коррупцию.
Вот-вот реальная война и как минимум потеря большой части территории.
То есть вот-вот превращение значительной части СССР в реальную колонию.
Как западная Украина и западная Белоруссия стали уже.
для СССР ситуация изменилась к худшему.
Санитарный кордон устоялся.
Революционная волна в Европе спала.
Красная армия была демобилизована и в значительной мере демотивирована.
Запад продолжал рост военных технологий.
Это же не революционная Россия 19го например года.
А - "угар НЭПа".
собственно, советское руководство ситуацию оценивало, как районе серьезную,
и уж тем более - в отношении Польши - незапланированные маневры, проведенные Тухачевским вблизи польских границ в 1926 году вообще вызвали панику в Москве.
На Дальнем Востоке - в положении обороняющегося.
Закавказье советское пока только формально.
О возможной интервенции говорят более, чем серьезно, ну и как вишенка на торте - "год военной тревоги".
На самом деле тогда положение было едва ли не безнадежным.
*
Источник ресурсов для армии и городов - только село.
Товарное зерно дает кулак.
Ввели высокие цены на городские товары - кулак ответил хлебного забастовкой - перестал засевать больше своих личных потребностей.
*
Что делать?
Гуманный вариант изъять накопления кулака для обороны не работает.
Сталин едет в западную Сибирь.
Богатое село.
Кулак ведет с ним разговор.
Сталин все объясняет.
Кулак говорит все равно не дам хлеба. Но если хочешь немного, ты мне спляши, кацо. (Кацо - это презрительное наименование кавказцев тогда).
*
После этого Сталин, якобы, и пошел на ужас коллективизации.
*
На самом деле действительно не более чем миф.
Сталин не ездил по деревням.
С делегатами встречался конечно, но самым небольшим населённым пунктом где он останавливался был Рубцовск
*
Я часто думаю над этим мифом.
Кулак из легенды, видимо, проклял в ссылке тот день и час , когда дурью своей отправил свою семью и весь свой мир на Север.
*
Но это обычное поведение при сословном мышлении.
*
Каждое сословие считает себя незаменимым и имеет свой снобизм.
Каждое сословное мышление ограничено и эгоцентрично.
Точтл таковы же белорусские ITишники, приграничные торговцы, креативный класс, какие нибудь рестораторы и т.д.
*
какая крестьянину разница, кто будет его эксплуатировать, "родное" правительство или "чужое"?
это с точки зрения сословия мышления.
Но крестьяне как и другие сословия - это еще и часть большой системы всего общества и государства.
И эта система для крестьянства в конечном счете важнее сословия.
Сословия вообще формируются внутри системы для ее укрепления, а не наоборот.
Отсюда отсутствие гражданской войны в ходе коллектиаизации при крестьянской по комплектации и слабой армии и массовый героизм во время 2мв.
При наличии конечно и отступников.
*
сословное мышление нужно держать в руках общегосударственной идеологии и общего понимания обществом своей судьбы.
Перекос в сторону крестьянской понимания мира - мкстечковости, атаманщины, косности и т.д - не менее опасен для аграрного общества,
чем перекос в пользу взбесившегося от самомнение не желающего нести свою часть общего тягла дворянства.
Выбор Сталина в этом мифологическом рассказе был и болезненным выбором ключевой части крестьянства в пользу общего дела.
*
https://www.facebook.com/yury.shevtsov/posts/10159115719224701
Journal information