Потому что "крестьянин - природный коллективист", сельская община, вот это всё.
*
Якобы, все сидят на попе ровно и ждут, когда им государство что-то сделает.
*
Правда, когда это наше государство давало повод ждать от него каких-то манн небесных, чтобы сформировать иждивенчество - не очень понятно.
*
В сущности, в двух вещах - налогах, которые взимались со всей "общины" в целом, и в рекрутской повинности, когда крестьяне сами решали, кого отправить в рекруты.
*
Ну давайте посмотрим.
*
Было в русской деревне такое?
Нет.
*
Нет, не было.
*
Например, на четыре семьи, с общей печью в центре?
Вдвое меньше наружных стен при той же площади, вдвое меньше теплопотери.
Нет, у каждого своя изба, со своей отдельной печью.
*
Нет, не было.
Это личная проблема каждого.
Нет хлеба - иди занимай где найдёшь.
Дети с голоду мрут? Не наша проблема.
Нет коровы - будут сосать хлебный мякиш.
*
Нет, каждому выкраивался его кусок, и он сам там всё делал - и пахал, и сеял, и жал.
*
Ну чтобы десять раз тесто не месить, десять раз щи не варить, давайте одна хозяйка раз в неделю готовит на всех.
Было такое?
Не было.
*
Было такое?
Не было.
*
Нет.
Мы твоим мужем откупились от повинности, а ты крутись как хочешь.
*
И тут нет, у каждого своя.
*
Крестьянин (почти любой) вообще индивидуалист почти всегда,
а русский крестьянин - такой индивидуалист, что ещё поискать.
*
*
но в общем случае это если не враг, то конкурент.
Это в городе сапожник рад каждому новому жителю - он же продаст больше сапог.
В деревне чем больше у соседа детей - тем меньше каждому достанется земли, дров в лесу, рыбы в реке.
*
все не завидовали, а понимали, что один вылезший тут же сожрёт остальных.
И абсолютно верно понимали, что характерно.
А когда на селе возник кулак, вся общинность вообще закончилась, даже мысли о ней.
Большевики это прекрасно понимали,
*
Что довольно ожидаемо для народов, сформировавшихся в относительно скудных условиях и всё время страдающих от аграрного перенаселения. Сдохнет сосед - только привольнее будет
*
Коллективизм для сытых.
Когда хватает ресурсов и навыков планирования понять, что купить вскладчину мельницу выгоднее.
А когда надо из года в год выживать - то тут не до коллективизма.
Коллективная кухня хорошо работает, когда каждый может наесться, и ещё немного останется.
Но вышло так, что аграрная перенаселённость в центральной России к середине 19 века дошла до той стадии,
когда дели-не дели, больше калорий из имеющейся территории на имеющемся технологическом уровне выжать невозможно,
и их уже не хватает на всех.
мир это сельская община, первоначально. за миром жизни нет, и живут за ним пёсьеголовцы.
*
Но кооперация-то кое-какая существовала.
Избы вроде как помогали друг другу строить, например.
Просто потому что иначе сруб не скатать.
ну просто иначе избу не построить в принципе.
А всё что можно было сделать врозь, делалось врозь.
вне абсолютно неизбежной кооперации - ноль.
Если можешь что-то сделать сам, делай сам.
*
деревни и села это всегда минимум жителей. и все деревни друг от друга отделялись
потому что деревня это специфический способ хозяйствования, где люди друг другу не особенно нужны.
Трактор в-одиночку изготовить невозможно,
а крестьянину чтобы засеять поле и собрать никто посторонний не нужен,
они только мешают,
чем больше односельчан, тем меньше достаётся каждому всего - земли, дров, сена и т.п.
*
Помещик Энгельгардт это хорошо описывает, все соседи друг другу всегда помогали.
Но при этом даже в богатой семье после смерти отца - все дети разбегались по разным избам, делили скот и землю, и жили в нищете, зато вели "свое" хозяйство.
Энгельгардт точно подметил - в артели собирались НЕ родственники, а главой брали вообще человека не из своей деревни. Потому что все родственники всегда были в раздорах из-за дележа наследства, а руководство будет всегда помогать своим.
*
Даже сельские школы долгое время воспринимались формой оброка, "ишь, барин прислал учителя, корми его тут, избу строй"
Да и содержание церковного прихода - вполне коллективистское предприятие
и содержание помещика.
А если не содержишь, придёт эцилоп и будет бить палкой по голове.
Такой коллективизм.
Какие например храмы построены селянами "вскладчину"? При ближайшем рассмотрении окажется, что строил его местные помещики или купцы.
*
причем с колхозами в 90ые та же штука - в основном растащили все сами крестьяне и потом сами же сидели без работы в своих деревнях
без урядника с палкой коллективизм в деревне не работает почему-то.
или пришёл агрохолдинг, или нищета и запустение
*
Общие праздники, танцы, посиделки, покосы большой семьей.
человек социальное животное, людям всё-таки нравится общаться с другими людьми.
*
я бы кстати отметил ещё, что русские ещё и христианами стали впервые в постсоветское время.
Потому что любой крестьянин не только индивидуалист, он ещё и язычник.
*
Русский "коллективизм" высасывали из пальца такие "ретроспективисты" как Зибер, Струве, Туган-Барановский, Янжул и пр. Идея понятна - натянуть как сову на глобус учение Маркса о смене общественно-экономических формаций на Россию, плюс опьянение концепцией историзма.
В результате "русская община" становилась то передовым форпостом капитализма на русский манер, то приобретала черты какой-то переходной стадии между коммунизмом и феодализмом через русский путь.
Короче, это всё были масштабные фантазёры, трезво на жизнь из которых могли, отчасти, смотреть единицы.
*
они лишь подхватили идеи народников 19-го века, которые о жизни народа узнавали из петербургских газет.
*
у народников была не идея, а, скорее, концепция. И под эту концепцию они подгоняли всё - это отрыжка ещё идеализма XVIII в., которая до России доползла с опозданием.
******
*******
А именно о том, что запрет евреям в РИ обрабатывать землю привёл к неожиданному для запретителей эффекту - при довольно скромном количестве евреев относительно всего населения, все или почти все они были городскими жителями.
Штетл это в гораздо бОльшей степени город, чем русская деревня.
А именно горожане создают массовую культуру.
В России после революции оказалось, что выбор неширок - есть либо дворянская, "высокая" культура, либо совсем уж селянские частушки.
Поэтому, например, в советской России эстрадная музыка 20-30-х, это либо напрямую переводной с идиша клезмер, либо подражание ему.
Например, и русская сельская, и русская дворянская кухня плохо подходят для организации общепита.
Поэтому когда возникла задача придумать блюда для столовых, вкусные, разнообразные и при этом недорогие - за основу взяли опять-таки опыт единственной многочисленной группы горожан, которые не являлись ни аристократами, ни вчерашними крестьянами - то есть евреев.
Отсюда появился обязательный в ассортименте любой столовой молочный суп с вермишелью, хала с маком и масса других "советских" блюд, которые на самом деле еврейские.
а это одна тема.
Почему например в 50-е культура и городской быт покатились туда, куда покатилась?
Потому что война разрушила города, горожане оказались частично эвакуированы, частично погибли.
Городская культура еврейских местечек Белоруссии и Украины была уничтожена физически, вместе с носителями.
А потом города перезаселили вчерашние крестьяне, которые не знали ни как город построить, чтобы в нём можно было комфортно жить, ни как себя в городе вести.
Построили гигантские бетонные избы в пустоте, и там завыли от тоски, не зная куда себя деть
*
Немалую роль сыграла война, переселившая огромное количество людей
и физически уничтожившая горожан и города русского "хартленда".
Село более живучее ко всяким катаклизмам.
А в городе должно прожить два поколения, прежде чем они станут горожанами.
А потом города перезаселили вчерашние крестьяне, которые не знали ни как город построить, чтобы в нём можно было комфортно жить, ни как себя в городе вести.
Построили гигантские бетонные избы в пустоте, и там завыли от тоски, не зная куда себя деть.
*
в 60- 70-е годы города наводнились приезжими из деревни в первом поколении.
Все эти сидящие на лестницах подростки с портвейном, драки районами, гопники, алкоголизм и т.п. - это селянин в городе, построенном селянами.
Без понимания, как устроен город и чем в нём люди занимаются кроме работы.
почему например идеология прогнила и с таким треском рухнула.
Потому что социализм - и вообще ОБЩЕСТВО, это то, что существует в городе.
Селянину от соседей вред один,
в селе нет обществнных пространств,
и идея коллективизма селянину чужда.
*
Собственно, так называемый "совок" 60-70х это просто победа деревни над городом.
причём не окончательная победа а просто один цикл
Наводнившие город селюки ни со сложной техникой обращаться не умели,
и культурный запрос имели специфический,
и многие городские вещи, от джинсов до музыки не понимали и презирали.
Даже с элементарными правилами человеческого общежития ещё не свыклись, от ссанья в лифтах и "ненавязчивого сервиса" до "это моё место, я всегда здесь машину ставлю".
Как следствие успех перестройки это эксплуатация желания отвоевания городской культуры у сельской в 80-е новыми горожанам в третьем поколении.
В том и дело, что город всегда побеждает, но очень медленно, 2-3 поколения.
*
в 60-80-х в Баку потянулись селюки и все это было завязано на ухудшевшейся экономической обстановке,
эти слои стали питательной средой для националистов, фашистов и сепаратистов.
В том и дело что селюки потянулись везде.
не столько селюки, сколько именно 1-2 городские поколения. Приехавшие в город и их дети. Сельских скреп уже нет, городских приличий ещё нет.
постселюки и недогорожане. Переходный процесс.
классика жанра же.
*
Именно проблема ещё в 1 и 2 поколении городских.
Многие люди переезжали, но с комплексом гостя который приехал погостить к родственнику, или типо на учебу временно тут .
Когда человек уже оторван от привычной работы, среды, времяпровождений. Но в новую среду ещё не встроился.
Так и не сформировалась городское самосознание.
Основная проблема здесь в том что у многих по инерции бессознательно встроено, что они в городе временно, и не их дом,
а там в горах или где-то...
А значит можно делать что угодно и как по "кайфу"
*
Первое поколение, особенно если старт из бедной и необразованной сельской семьи, даже при переезде в город в юности до последних дней часто ощущает себя немного чужими и тянется в сельскую местность. Хотя бы иногда приехать и выдохнуть.
Второму уже проще, оно в городе много чего лишнего может себе позволить, особенно в молодости, но это уже их среда, им в деревне "ну такое", есть запрос на образованность и желание хотя бы казаться своим в интеллектуальной среде, особенно к зрелым годам.
А третье часто уже горожане до мозга костей, ненавидящие и бояющиеся "гопоту", и относящиеся к деревне как к другой планете.
И всё это за три поколения.
*
Это ровно то же самое, что происходило между русскими и русскими в 70-80е - просто одни городские, другие селюки.
а для горожан селяне - некультурные и дикие.
*
Русские рабочие главной волны урбанизации с 30 по 60-е были точно такими же, и точно так же среди них было много вполне адекватных и приличных людей. Как и в деревнях было очень по-разному, от алкоагротреша в одном селе и очередей в библиотеку в соседнем.
на конфликт с милицией шли с полтычка, мгновенно собирали толпу в поддержку и не раз доходило до беспорядков с погромами.
Никаких "кавказцев с менталитетом", коренные русаки.
Это именно этап, который неизбежно приходит и неизбежно проходит.
*
Революция сделала главное - вытащила 100 миллионов русских из деревень в города.
не случись этого - были бы сейчас северной Индией. Москва и Питер с хрустом булок и остальная страна в состоянии железного века
*
Если бы в СССР существовала нормальная инфраструктура городской жизни. он простоял бы еще тысячу лет.
На западе на этой денежной массе была построена вся индустрия домашней электроники - игровые приставки, телефоны, компьютеры, игры и т.п.
У нас решили по старинке решить вопрос с помощью водки.
Это просто и понятно.
Есть масса карикатур из начала 80-х- директор магазина говорит, план продаж горит.
Ему зам отвечает - ничего, на водке выедем.
Государственная розничная торговля, дай ей волю, вообще ничего кроме водки не продавала бы.
Развивается то, куда идут деньги.
Но для захвативших командные высоты селюков всё это было совершенно непостижимо.
С точки зрения крестьянина - есть еда в количестве не менее 3000 килокалорий на человека в день - ЧТО ЕЩЁ НАДО-ТО?
Сейчас русские впервые в своей истории стали горожанами. Это меняет примерно ВСЁ.
*
https://www.facebook.com/kopernik.sergey/posts/4564221380318356?comment_id=4564351256972035¬if_id=1604682339066537¬if_t=feedback_reaction_generic&ref=notif
https://www.facebook.com/Maga.Alexander/posts/3453120818076924
Journal information