marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

про крестьянский индивидуализм в старой деревне

Бытует мнение, что русские "по природе коллективисты".
Потому что "крестьянин - природный коллективист", сельская община, вот это всё.
Эта тема сначала мусолилась охранителями 19-го века, что, дескать, не надо нам этих западных наносных и привнесённых свобод и прав, "народ не поймёт", у нас тут соборность, народность и общинность.
*
Потом тема была подхвачена советской идеологией, принявшейся доказывать "исконность" и естественность колхозов для русского "крестьянина-общинника".
И эта байка благополучно дожила до наших дней, уже в форме якобы природно присущего русским "иждивенчества".
Якобы, все сидят на попе ровно и ждут, когда им государство что-то сделает.
*
Правда, когда это наше государство давало повод ждать от него каких-то манн небесных, чтобы сформировать иждивенчество - не очень понятно.
*
В чём же выражался "крестьянский коллективизм"?
В сущности, в двух вещах - налогах, которые взимались со всей "общины" в целом, и в рекрутской повинности, когда крестьяне сами решали, кого отправить в рекруты.
*
В реальной хозяйственной жизни где-то был коллективизм?
Ну давайте посмотрим.
*
Настоящий коллективизм это объединение усилий и разделение труда.
Например, когда  селяне не возят молоть муку к мельнику, а покупают вскладчину мельницу и  все ею пользуются.
Было в русской деревне такое?
Нет.
*
Были  ли общие коровники, птичники, свинарники, амбары в русской деревне?
Нет, не было.
*
Строили ли русские большие избы на несколько семей, чтобы можно было эффективнее топиться зимой?
Например, на четыре семьи, с общей печью в центре?
Вдвое меньше наружных стен при той же площади, вдвое меньше теплопотери.
Нет, у каждого своя изба, со своей отдельной печью.
*
Были ли какие-то общественные фонды - типа, мы скинемся  10% зерна в общий котёл, и будем помогать, если кто с голоду помирает,  или сеять нечего?
Нет, не было.
Это личная проблема каждого.
Нет хлеба -  иди занимай где найдёшь.
Дети с голоду мрут? Не наша проблема.

*
Есть своя личная корова - значит, младенцы будут пить молоко.
Нет коровы - будут сосать хлебный мякиш.
*
Пахали ли крестьяне общее поле?
Нет, каждому выкраивался его кусок, и он сам там всё делал - и пахал, и сеял, и жал.
*
Готовили  ли крестьяне коллективно еду?
Ну чтобы десять раз тесто не месить,  десять раз щи не варить, давайте одна хозяйка раз в неделю готовит на  всех.
Было такое?
Не было.
*
Хотя  бы разделить усилия, и выделить отдельных людей на барщину - чтобы не  каждый мотался свой кусок работы делать, а договориться, вот ты за всех  идёшь барщину отрабатывать, а мы в твою долю поле вспашем и засеем.
Было  такое?
Не было.
*
Уже упомянутые "рекруты" - помогала ли община оставшимся без кормильцев "солдаткам"?
Нет.
Мы твоим мужем откупились от повинности, а ты крутись как хочешь.
*
Хотя бы одну общую баню на всю деревню русские коллективисты допёрли строить?
И тут нет, у каждого своя.
*
Вот и весь коллективизм.
В действительности, ничего общего с действительностью эти байки не имеют.
Крестьянин (почти любой) вообще индивидуалист почти всегда,
а русский крестьянин - такой индивидуалист, что ещё поискать.
*
Это навязанный коллективизм плывущих по морю на плоту потерпевших кораблекрушение - никакой пользы кроме вреда друг от друга, но и деться - некуда.
*
В деревне сосед соседу иногда нужен в экстремальных ситуациях,
но в общем случае это  если не враг, то конкурент.
Это в городе сапожник рад каждому новому жителю - он же продаст больше сапог.
В деревне чем больше у соседа детей - тем меньше каждому достанется земли, дров в лесу, рыбы в реке.
*
На самом деле общинность русского крестьянства заключалась единственно в том, чтобы кто-то из соседей не вылез выше всех,
все
не завидовали, а понимали, что один вылезший тут же сожрёт остальных.
И абсолютно верно понимали, что характерно.

А когда на селе возник кулак, вся общинность вообще закончилась, даже мысли о ней.
Большевики это прекрасно понимали,

*
Что довольно ожидаемо для народов, сформировавшихся в относительно скудных условиях и всё время страдающих от аграрного перенаселения. Сдохнет сосед - только привольнее будет
*
Коллективизм для сытых.
Когда хватает ресурсов и навыков планирования понять, что купить вскладчину мельницу выгоднее.
А когда надо из года в год выживать -  то тут не до коллективизма.

Если бы всем хватало хлеба, можно было бы и экономить силы.
Коллективная кухня хорошо работает, когда каждый может наесться, и ещё немного останется.
Но вышло так, что аграрная перенаселённость в центральной России к середине 19 века дошла до той стадии,
когда дели-не дели, больше калорий из имеющейся территории на имеющемся технологическом уровне выжать невозможно,
и их уже не хватает на всех.
А чтобы из этой петли выскочить, нужно было разом перенять новые технологии вместе с сельхозтехникой и способом ею управлять.
*
мир это сельская община, первоначально. за миром жизни нет, и живут за ним пёсьеголовцы.
*
Но кооперация-то кое-какая существовала.
Избы вроде как помогали друг другу строить, например.
Просто потому что иначе сруб не скатать.

ну просто иначе избу не построить в принципе.
А всё что можно было сделать врозь, делалось врозь.

вне абсолютно неизбежной кооперации - ноль.
Если можешь что-то сделать сам, делай сам.
*

деревни и села это всегда минимум жителей. и все деревни друг от друга отделялись
потому что деревня это специфический способ хозяйствования, где люди друг другу не особенно нужны.
Трактор в-одиночку изготовить невозможно,
а крестьянину чтобы засеять поле и собрать никто посторонний не нужен,
они только мешают,
чем больше односельчан, тем меньше достаётся каждому всего - земли, дров, сена и т.п.

*
Помещик Энгельгардт это хорошо описывает, все соседи друг другу всегда помогали.
Но при этом даже в богатой семье после смерти отца - все дети разбегались по разным избам, делили скот и землю, и жили в нищете, зато вели "свое" хозяйство.

Энгельгардт точно подметил - в артели собирались НЕ родственники, а главой брали вообще человека не из своей деревни. Потому что все родственники всегда были в раздорах из-за дележа наследства, а руководство будет всегда помогать своим.
*
Даже сельские школы долгое время воспринимались формой оброка, "ишь, барин прислал учителя, корми его тут, избу строй"

Да и содержание церковного прихода - вполне коллективистское предприятие
и содержание помещика.
А если не содержишь, придёт эцилоп и будет бить палкой по голове.
Такой коллективизм.

Какие например храмы построены селянами "вскладчину"? При ближайшем рассмотрении окажется, что строил его местные помещики или купцы.
*
причем с колхозами в 90ые та же штука - в основном растащили все сами крестьяне и потом сами же сидели без работы в своих деревнях
без урядника с палкой коллективизм в деревне не работает почему-то.
или пришёл агрохолдинг, или нищета и запустение
*
Общие праздники, танцы, посиделки, покосы большой семьей.
человек социальное животное, людям всё-таки нравится общаться с другими людьми.
*
я бы кстати отметил ещё, что русские ещё и христианами стали впервые в постсоветское время.
Потому что любой крестьянин не только индивидуалист, он ещё и язычник.

*
Русский "коллективизм" высасывали из пальца такие "ретроспективисты" как Зибер, Струве, Туган-Барановский, Янжул и пр. Идея понятна - натянуть как сову на глобус учение Маркса о смене общественно-экономических формаций на Россию, плюс опьянение концепцией историзма.
В результате "русская община" становилась то передовым форпостом капитализма на русский манер, то приобретала черты какой-то переходной стадии между коммунизмом и феодализмом через русский путь.
Короче, это всё были масштабные фантазёры, трезво на жизнь из которых могли, отчасти, смотреть единицы.

*
они лишь подхватили идеи народников 19-го века, которые о жизни народа узнавали из петербургских газет.
*
у народников была не идея, а, скорее, концепция. И под эту концепцию они подгоняли всё - это отрыжка ещё идеализма XVIII в., которая до России доползла с опозданием.
*
сли коротко, речь пойдёт о роли евреев в советской и вообще европейской культуре.
А именно о том, что запрет евреям в РИ обрабатывать землю привёл к неожиданному для запретителей эффекту - при довольно скромном количестве евреев относительно всего населения, все или почти все они были городскими жителями.
Штетл это в гораздо бОльшей степени город, чем русская деревня.
А именно горожане создают массовую культуру.
В России после революции оказалось, что выбор неширок - есть либо дворянская, "высокая" культура, либо совсем уж селянские частушки.
Поэтому, например, в советской России эстрадная музыка 20-30-х, это либо напрямую переводной с идиша клезмер, либо подражание ему.
И так произошло много в чём ещё.
Например, и русская сельская, и русская дворянская кухня плохо подходят для организации общепита. Поэтому когда возникла задача придумать блюда для столовых, вкусные, разнообразные и при этом недорогие - за основу взяли опять-таки опыт единственной многочисленной группы горожан, которые не являлись ни аристократами, ни вчерашними крестьянами - то есть евреев.
Отсюда появился обязательный в ассортименте любой столовой молочный суп с вермишелью, хала с маком и масса других "советских" блюд, которые на самом деле еврейские.
а это одна тема.
Почему например в 50-е культура и городской быт покатились туда, куда покатилась?
Потому что война разрушила города, горожане оказались частично эвакуированы, частично погибли.
Городская культура еврейских местечек Белоруссии и Украины была уничтожена физически, вместе с носителями.
А потом города перезаселили вчерашние крестьяне, которые не знали ни как город построить, чтобы в нём можно было комфортно жить, ни как себя в городе вести.
Построили гигантские бетонные избы в пустоте, и там завыли от тоски, не зная куда себя деть
*

Немалую роль сыграла война, переселившая огромное количество людей
и физически уничтожившая горожан и города русского "хартленда".
Село более живучее ко всяким катаклизмам.
А в городе должно прожить два поколения, прежде чем они станут горожанами.

А потом города перезаселили вчерашние крестьяне, которые не знали ни как город построить, чтобы в нём можно было комфортно жить, ни как себя в городе вести.
Построили гигантские бетонные избы в пустоте, и там завыли от тоски, не зная куда себя деть.

*
в 60- 70-е годы города наводнились приезжими из деревни в первом поколении.
Все эти сидящие на лестницах подростки с портвейном, драки районами, гопники, алкоголизм и т.п. - это селянин в городе, построенном селянами.
Без понимания, как устроен город и чем в нём люди занимаются кроме работы.

почему например идеология прогнила и с таким треском рухнула.
Потому что социализм - и вообще ОБЩЕСТВО, это то, что существует в городе.
Селянину от соседей вред один,
в селе нет обществнных пространств,
и идея коллективизма селянину чужда.
*


Собственно, так называемый "совок" 60-70х это просто победа деревни над городом.
причём не окончательная победа а просто один цикл
Наводнившие город селюки ни со сложной техникой обращаться не умели,
и культурный запрос имели специфический,
и многие городские вещи, от джинсов до музыки не понимали и презирали.
Даже с элементарными правилами человеческого общежития ещё не свыклись, от ссанья в лифтах и "ненавязчивого сервиса" до "это моё место, я всегда здесь машину ставлю".

Как следствие успех перестройки это эксплуатация желания отвоевания городской культуры у сельской в 80-е новыми горожанам в третьем поколении.
В том и дело, что город всегда побеждает, но очень медленно, 2-3 поколения.
*

в  60-80-х в Баку потянулись селюки и все это было завязано на ухудшевшейся экономической обстановке,
эти слои стали питательной средой для националистов, фашистов и сепаратистов.

В том и дело что селюки потянулись везде.
не столько селюки, сколько именно 1-2 городские поколения. Приехавшие в город и их дети. Сельских скреп уже нет, городских приличий ещё нет.
постселюки и недогорожане. Переходный процесс.
классика жанра же.
*
Именно проблема ещё в 1 и 2 поколении городских.
Многие люди переезжали, но с комплексом гостя который приехал погостить к родственнику, или типо на учебу временно тут .

Когда человек уже оторван от привычной работы, среды, времяпровождений. Но в новую среду ещё не встроился.
Так и не сформировалась городское самосознание.
 Основная проблема здесь в том что у многих по инерции бессознательно встроено, что они в городе временно, и не их дом,
а там в горах или где-то...
А значит можно делать что угодно и как по "кайфу"

*
Первое поколение, особенно если старт из бедной и необразованной сельской семьи, даже при переезде в город в юности до последних дней часто ощущает себя немного чужими и тянется в сельскую местность. Хотя бы иногда приехать и выдохнуть.
Второму уже проще, оно в городе много чего лишнего может себе позволить, особенно в молодости, но это уже их среда, им в деревне "ну такое", есть запрос на образованность и желание хотя бы казаться своим в интеллектуальной среде, особенно к зрелым годам.
А третье часто уже горожане до мозга костей, ненавидящие и бояющиеся "гопоту", и относящиеся к деревне как к другой планете.
И всё это за три поколения.

*
В частности, так называемые "конфликты с кавказцами" в 90-е и нулевые не имеют ни национальной, ни религиозной почвы на самом деле.
Это ровно то же самое, что происходило между русскими и русскими в 70-80е - просто одни городские, другие селюки.
И претензии ровно те же - для селян в городе "женщины ведут себя как проститутки", "мужчины слабаки и хлюпики",
а для горожан селяне - некультурные и дикие.
*
тут вопрос именно в наличии достаточно большой проблемной прослойки, которая на этом этапе статистически велика в любом обществе.
Русские рабочие главной волны урбанизации с 30 по 60-е были точно такими же, и точно так же среди них было много вполне адекватных и приличных людей. Как и в деревнях было очень по-разному, от алкоагротреша в одном селе и очередей в библиотеку в соседнем.
Но всё же в городах РСФСР рубежа 50-х и 60-х огрести на улице можно было без проблем,
на конфликт с милицией шли с полтычка, мгновенно собирали толпу в поддержку и не раз доходило до беспорядков с погромами.
Никаких "кавказцев с менталитетом", коренные русаки.
Это именно этап, который неизбежно приходит и неизбежно проходит.
*
Революция сделала главное - вытащила 100 миллионов русских из деревень в города.
не случись этого - были бы сейчас северной Индией. Москва и Питер с хрустом булок и остальная страна в состоянии железного века
*
Если бы в СССР существовала нормальная инфраструктура городской жизни. он простоял бы еще тысячу лет.
Задрал всех не социализм, а отсутствие элементарных бытовых удобств- выпить пива в приличной пивной.Из КРУЖЕК, а не из банок.
Не мытарствовать с покупкой югославских и венгерских стенок, а заказать в местной артели любую мебель (с чем УМНО боролись уголовными преследованиями).
Я бы ещё добавил - у людей с середины 70-х на руках стала скапливаться колоссальная денежная масса, которую некуда было тратить.
На западе на этой денежной массе была построена вся индустрия домашней электроники - игровые приставки, телефоны, компьютеры, игры и т.п.
У нас решили по старинке решить вопрос с помощью водки.
Это просто и понятно.
Есть масса карикатур из начала 80-х- директор магазина говорит, план продаж горит.
Ему зам отвечает - ничего, на водке выедем.
Государственная розничная торговля, дай ей волю, вообще ничего кроме водки не продавала бы.
В итоге к середине 80-х на западе получили кремниевую долину, у нас - антиалкогольную кампанию.
Развивается то, куда идут деньги.
Но для захвативших командные высоты селюков всё это было совершенно непостижимо.
С точки зрения крестьянина - есть еда в количестве не менее 3000 килокалорий на человека в день - ЧТО ЕЩЁ НАДО-ТО?
*

Сейчас русские впервые в своей истории стали горожанами. Это меняет примерно ВСЁ.
*


https://www.facebook.com/kopernik.sergey/posts/4564221380318356?comment_id=4564351256972035¬if_id=1604682339066537¬if_t=feedback_reaction_generic&ref=notif

https://www.facebook.com/Maga.Alexander/posts/3453120818076924

Tags: СССР, СССР идеология, крестьянский уклад
Subscribe

  • про ностальгию

    На концерт Ричи Блэкмора и Rainbow, я, разумеется, не пошел. Но случайно оказался – по делам – в этом районе как раз в тот момент,…

  • Прелесть современных технологий

    Прелесть современных технологий в том, что всё приносят к тебе домой, а ты отнести обратно то, что тебе принесли, не можешь. Лежишь ты в постели с…

  • про русский рэп

    на каком-нибудь мероприятии - например, дне рождении комбината - в провинциальном городке выступал молодой начинающий рэпер, и его выступление…

  • Экскурсия

    Уважаемые дамы и господа! Добро пожаловать в Истринско-Вырицкий дворцово-парковый ансамбль, выдающийся памятник русского зодчества начала XXI…

  • В. Брагин . "В стране дремучих трав"/ Ян Ларри "Приключения Карика и Вали"

    ..В 1948 году была издана достаточно известная детская фантастическая научно-популярная книга "В стране дремучих трав" авторства В.…

  • про тексты повышеной духовности

    о том, как работает возвышенный фольклор. Над вымыслом слезами обольюсь. Александр Пушкин Есть такой тип текстов, которым я не могу придумать…

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • про ностальгию

    На концерт Ричи Блэкмора и Rainbow, я, разумеется, не пошел. Но случайно оказался – по делам – в этом районе как раз в тот момент,…

  • Прелесть современных технологий

    Прелесть современных технологий в том, что всё приносят к тебе домой, а ты отнести обратно то, что тебе принесли, не можешь. Лежишь ты в постели с…

  • про русский рэп

    на каком-нибудь мероприятии - например, дне рождении комбината - в провинциальном городке выступал молодой начинающий рэпер, и его выступление…

  • Экскурсия

    Уважаемые дамы и господа! Добро пожаловать в Истринско-Вырицкий дворцово-парковый ансамбль, выдающийся памятник русского зодчества начала XXI…

  • В. Брагин . "В стране дремучих трав"/ Ян Ларри "Приключения Карика и Вали"

    ..В 1948 году была издана достаточно известная детская фантастическая научно-популярная книга "В стране дремучих трав" авторства В.…

  • про тексты повышеной духовности

    о том, как работает возвышенный фольклор. Над вымыслом слезами обольюсь. Александр Пушкин Есть такой тип текстов, которым я не могу придумать…