Все (почти, видимо, кроме разных этнических глубинок типа кишлаков и аулов) граждане получили более-менее равные возможности.
Взрослые и дети жили в примерно одинаковых домах ,смешанных по социальному составу.
а дети соответственно -учились в примерно одинаковых школах, в смешанных по социальному составу классах.
Доступ в библиотеки. кружки ,спортивные секции и тд - у детей разных социальных слоев был примерно одинаковый.
Уровеь дохода у граждан разных социальных слоев тоже был примерно одинаковый.
*
Можно было ожидать ,что предоставленные возможности будут препятствовать скатыванию людей в маргинальный слой населения ,того ,что называется люмпен-пролетариат.
Однако в реальности этого не произошло.
В позднем СССР была внушительная прослойка до боли знакомая каждому учившемуся в советской школе - это дети из семей разного рода маргиналов (в тч судимых, алкоголиков и тд), часто в нескольких поколениях, которые шли по той же дорожке что и их родители.. Это те самые одноклассники у которых путь "украл -выпил - в тюрьму -романтика" была написана на лбу с 1 класса.
Пост разбирает причины попадания людей в эту самую категорию.
*
Среди наших одноклассников могли оказаться сын первого секретаря обкома, дочь школьной уборщицы, сын/дочь рабочих какого-нибудь там Электролитного завода/завода с/х техники, маляров/штукатуров, местного врача, инженера, учительницы из соседнего класса и пр.
Потому что распределение жилья, тем более ведомственного, проводилось по "производственной" разнарядке плюс процент от квартир каждого дома для муниципалитета (больницы/школы/пр.) и мы оказывались соседями, в детстве вместе играли/дружили во дворах или, наоборот, дрались и/или ненавидели друг друга, словом,
у нас всех (кроме выросших в столичных домах для привилегированных) с детского садика есть опыт трасс-сословных коммуникаций.
*
- дети людей с вузовским образованием пошли в вузы,
*
небольшая часть детей рабочих тоже в вузы,
*
остальные - в армию и после на завод,
*
дети из полулюмпенских семей (алкоголики, семьи нижнего класса без отца, та же незамужняя уборщица) крайне редко вылезали в норму,
чаще всего тот же самый алкоголь, приводы в детскую комнату милиции, к 16-18 годам криминальный опыт, затем тюрьма.
Вылезали они тогда, когда ими очень активно занимался чужой неравнодушный взрослый - тренер спортивной секции, не успевшая перегореть учительница, к.-н. молодой энтузиаст с шефского завода и пр.
*
*
по одним и тем же программам
у одних и тех же учителей
с одинаковыми требованиями
с совершенно разным результатом
часть из них потом шла в вузы, причём совершенно не из-за денег (в деньгах они теряли), но это был весьма невысокий процент.
Причём в разговорах было очевидно, что хорошо учились и были нацелены на вузы дети, чьи родители, простые (и непростые) работяги, нацеливали их на учёбу и требовали дома хороших отметок.
*
При этом дети из благополучных семей (двое родителей, не алкоголики, не имеющие судимостей) достигали цели гораздо легче.
Проблемой было уволить с работы, скажем, фрезеровщика-алкоголика: при наблюдающемся дефиците квалифицированных рабочих заменить его было некем. Т.е., это был рынок работника, а не рынок нанимателя.
И именно это не позволяло свалиться в полное люмпенское существование сотням тысяч (м.б. миллионам, не знаю) людей, которые бы при прочих равных условиях предпочли бы сидеть дома на минимальном социальном пособии и жрать самогон.
и что бредни о том, что универсальный базовый доход поможет нижним слоям получить профессию, дающую достойный заработок, хоть в сколько-то существенных статистически цифрах, к реальности отношения не имеют.
*
Но несомненно есть связь между добросовестной школой с серьёзными требованиями плюс демонстрируемым отношением государства и общества с установкой на уважение к учителю и требованиям школы - и результатами обучения; к примеру, то, что родители, даже безграмотные/асоциальные, считают сотрудничество со школой своей обязанностью.
у меня глаза лезут на лоб: граждане, вы что, начисто забыли своё детство/юность или у вас начисто отшибло способность к анализу опыта своей собственной жизни?
А не наоборот.
Journal information