marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

поздний СССР и маргинальные слои населения часть 3

В "советской" части обсужданса я забыл остановиться на 2 важных пунктах:
*
Офицальная идеология важности/необходимости образования, звучавшая из каждого утюга "учиться, учиться и учиться".
Это не значит, что население поддерживало идею - не меньше половины (намного больше на самом деле) идею не разделяли, считали глупостью и баловством.
Но в целом худо-бедно интересовались успехами чада в школе и поддерживали требования учителей, в т.ч. дисциплинарные.
Т.е., вызывая родителей в школу, учитель был уверен, что они поддержат его требования и попытаются  сделать работу над ошибками.
С другой стороны, жалобами родителям обычно не злоупотребляли.
Т.е., в целом философия общества поддерживала требования школы и авторитет учителя.
*
Вторая часть первого пункта - подготовка школьных преподавателей.
В школе после 3 класса преподавали учителя-предметники, получившие университеское или пед.институтское образование именно по данному профилю (обычно 2-м - к примеру, химия/биология.
Или математика/физика).
И преподавали они именно те предметы, которым обучались в институте.
После института продолжалась дрессура по методологии преподавания, бесконечная учёба и пр.
*
Преподы начальной школы тоже  не занимались самодеятельностью - их натаскивали на методики начального обучения так, что самая набитая дура в дальней деревне худо-бедно могла объяснить  детям про у васи одно яблоко, а у маши - два.
И пр.
Т.е., обучение в начальной школе комфортным не было, но азы  доносились до самых тупых и отсталых в развитии первоклассников.
И преподы этих азов были квалифированными.
Мало того, они при необходимости занимались дополнительно с теми, кому это требовалось - в группах или индивидуально.
Школа предъявляла требования и добивалась результата именно в обучении. (Проблему социализации в школе не обсуждаю, сейчас только обучение)
*
Таким образом, дети из люмпенских (и нелюмпенских семей с родителями без образования совсем, т.е., родители не могли помочь в домашней работе) получали возможность удержаться на равных (или почти) с остальными учениками, не получая клеймо непроходимых двоечников с самого начала.
И каждый из нас, думаю, знает людей (на сегодня уже весьма немолодых :)), которые этот шанс  использовали.
*

И в результате вполне приличный уровень базового начального и 8-летнего образования давался в любых медвежьих углах - за исключением маленьких деревенских школ, где попросту не хватало детей, а значит и учителей, для полноценного учебного процесса (это не значит, что все этим воспользовались, понятно. :))
*
Второе - способные/одарённые дети в "простых" школах обычно пользовались повышенным вниманием учителей, с ними занимались доплнительно, скажем, для олимпиад, учителя как правило уделяли им больше внимания.
Плюс были другие источники дополнительных занятий - школьные предметные кружки, Квант, заочная школа при МГУ (учителя помогали) и пр.
Кроме того, было несколько школ-интернатов при университетах для талантливых детей, и (попроще) спец. школы.
*
Т.е., у школьных социальных лифтов были 3 составляющие:
1) уважительное отношение общества к школе и учителям плюс система подготовки преподавателей
2) методология как вытаскивания низов, так и поддержки детей со способностями вне зависимости от социального слоя
3) социально смешанные классы, дававшие приличный  средний уровень класса и создававшие "правильную" учебную атмосферу.
*
Понятно, что во многом это не было благотворительностью гос. системы: она нуждалась в элементарной грамотности всех призывников в армию и в подготовке кадров для инженерных специальностей  в институтах (в первую очередь, для оборонки) и поддержке фундаментальных наук, на которых стоит развитие военной техники. :))
Тем не менее...
*


Из комментов
*
Низы никто в советской школе не вытаскивал. Их научить ничему особенно не пытались.
А вот середняков действительно лупили палкой по башке и обычно доводили до определенной кондиции.
Верхнюю часть стимулировали особым отношением учителей, спецшколами, и олимпиадами.
*
Относительно хорошие результаты достигались потому, что
(а) в СССР было крайне мало развлечений отвлекающих от учебы,
(б) мальчиков привлекала возможность попасть в ВУЗ и откосить от армии,
и (в) учебные программы не были перегружены всякой ерундой давая возможность сконцентрироваться на важных вещах
Но и то хорошие результаты получались только в математике и физике. Все остальное было либо так себе (биология, химия), портилось из-за идеологии (литература, история), либо отсутствовало вообще (искусство и музыка).
*
Я в первую очередь о начальной школе - там не думали о вузах. Там просто учитель доводил до минимально приемлимого уровня практически всех. Это при классах в 30-35 человек.
У предметников (т.е., с 4 класса) расслоение, конечно, шло быстрее - если ребёнок не хочет учиться, ничего не поделаешь.
По меньшей мере, в этой атмосфере была возможность учиться тем, кто хотел.
Гос-во и было заинтересовано в первую чередь в математике и физике - оборонка.
*
Дело не только в том, что советская система нуждалась в грамотных солдатах.
К слову сказать, в качалу войны эта грамотность была отнюдь не повсеместной.
Культуртрегерство составляло принципиальную часть большевистской идеологии,
поэтому они не только добивались повсеместного образования, но и создавали повсюду сети кружков, домов пионеров и проч.
книги сильно субсидировались и стоили очень дешево.
*
Ещё - видимо, в России привилась-таки немецкая система образования, с логикой обучения и даже некоторым педантизмом.
СССР  скопировал немецкую школу примерно начала 20 века и так и жил с этим делом до конца.
*

https://lapot.livejournal.com/252334.html
Tags: СССР, СССР идеология, СССР маргиналы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • точка зрения на позднесоветскую пионерию

    вот к этому https://marss2.livejournal.com/4636797.html . (с) Нататья Холмогорова . Все обсуждают пионерию, скажу и я. . В мое время (вступила в…

  • про вранье

    Или вот тоже, один человек сделал головокружительную военную карьеру. В 2016, когда я знакомился с ним и двумя бутылками водки, он рассказывал, мол,…

  • про безумный мир

    Всё началось с 8.8.8. Это был первый тест пожалуй. Очень осторожный такой... Можно? О, можно, оказывается! Гегемон не защитил своего союзника, сдал…

  • про роль личности в истории

    В России, в том числе и среди образованных людей, широко распространён ошибочный и антиматериалистический взгляд на историю. . Состоит он в том, что…

  • 1917, большевики и революция

    Паки и паки повторяю: революция происходит лишь тогда, когда она не может не произойти. . Иностранный коммунист из "Бронзовой птицы"…

  • Samantha fox

    под катом Samantha fox .

promo marss2 june 25, 2014 01:11 2
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments