*
Офицальная идеология важности/необходимости образования, звучавшая из каждого утюга "учиться, учиться и учиться".
Но в целом худо-бедно интересовались успехами чада в школе и поддерживали требования учителей, в т.ч. дисциплинарные.
Т.е., вызывая родителей в школу, учитель был уверен, что они поддержат его требования и попытаются сделать работу над ошибками.
С другой стороны, жалобами родителям обычно не злоупотребляли.
В школе после 3 класса преподавали учителя-предметники, получившие университеское или пед.институтское образование именно по данному профилю (обычно 2-м - к примеру, химия/биология.
Или математика/физика).
И преподавали они именно те предметы, которым обучались в институте.
После института продолжалась дрессура по методологии преподавания, бесконечная учёба и пр.
И пр.
Т.е., обучение в начальной школе комфортным не было, но азы доносились до самых тупых и отсталых в развитии первоклассников.
И преподы этих азов были квалифированными.
Мало того, они при необходимости занимались дополнительно с теми, кому это требовалось - в группах или индивидуально.
Школа предъявляла требования и добивалась результата именно в обучении. (Проблему социализации в школе не обсуждаю, сейчас только обучение)
И каждый из нас, думаю, знает людей (на сегодня уже весьма немолодых :)), которые этот шанс использовали.
Плюс были другие источники дополнительных занятий - школьные предметные кружки, Квант, заочная школа при МГУ (учителя помогали) и пр.
Тем не менее...
*
Из комментов
*
А вот середняков действительно лупили палкой по башке и обычно доводили до определенной кондиции.
Верхнюю часть стимулировали особым отношением учителей, спецшколами, и олимпиадами.
(а) в СССР было крайне мало развлечений отвлекающих от учебы,
(б) мальчиков привлекала возможность попасть в ВУЗ и откосить от армии,
и (в) учебные программы не были перегружены всякой ерундой давая возможность сконцентрироваться на важных вещах
Но и то хорошие результаты получались только в математике и физике. Все остальное было либо так себе (биология, химия), портилось из-за идеологии (литература, история), либо отсутствовало вообще (искусство и музыка).
*
*
Дело не только в том, что советская система нуждалась в грамотных солдатах.
К слову сказать, в качалу войны эта грамотность была отнюдь не повсеместной.
Культуртрегерство составляло принципиальную часть большевистской идеологии,
поэтому они не только добивались повсеместного образования, но и создавали повсюду сети кружков, домов пионеров и проч.
книги сильно субсидировались и стоили очень дешево.
*
Ещё - видимо, в России привилась-таки немецкая система образования, с логикой обучения и даже некоторым педантизмом.
СССР скопировал немецкую школу примерно начала 20 века и так и жил с этим делом до конца.
*
https://lapot.livejournal.com/252334.html
Journal information