marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

организационная сторона деятельности прихода РПЦ

*
В настоящее время российские власти  решили сделать своей идейной опорой православие.
В РПЦ были вложены очень большие государственные ресурсы,  см. те самые  строящиеся 3 храма в сутки, попы везде от вузов до армии,
Размах  официального продвижения духовных скрЭп в массы  невероятный
На это дело власть  выделяет большие деньги.
Но до низовых священиков, которые  реально работают с прихожанами - эти деньги не доходят.
Большие деньги  оседают на верху у  церковного начальства. которое с прихожанами не соприкасаются.
Соответственно. у рядовых священиков нет   мотивации  как то  особо любить  действующую власть.
И так же у них  нет причины для рвениия в агитации  прихожан за режим.
*
(с) рассказ анонимного священника с церковного сайта "Ахилла"
*
Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?
*
Тут, как и у многих, все банально: «Любовная лодка разбилась о быт!»
Если бы я продолжал оставаться в сфере «потребления религиозных услуг», раз в неделю ходящим в храм исповедаться-причаститься, а свои печали запивая святой водичкой, то, может, моя неофитская наивность так бы и не рассеялась.
Но я, как священник, оказался в сфере «производства» этих услуг с возможностью видеть значительную часть (далеко не всю) внутренней кухни.
*
Что изменилось для тебя за последние 8 лет власти Патриарха Кирилла?
*
Появилось ощущение того, что стало гораздо меньше свободы (при патриархе Алексии она, конечно, носила часто анархический характер, в соседстве с самодурством епископов, но хотя бы за высказанное личное мнение так не преследовали).
Увеличилось давление атмосферного столба властной вертикали.
Вспоминаю приезд в нашу епархию патриарха Кирилла на освящение собора.
 Несколько раз со всех приходов были большие денежные сборы, страшная нервозность, вприпрыжку бегавшие благочинные, ор епископа с брызжущей слюной на подчиненных, и страх, страх, страх.
Но я вовсе не сторонник разделения якобы прекрасного патриаршества Алексия и ужасного понтификата Кирилла.
Все это один процесс, с прогрессирующими теми же болезнями.
Заточенность церковной жизни на храмостроительство и обрядоверие, стремление возродить те церковные модели жизни, которые когда-то и привели Россию к краху, мне кажется, никакого иного результата дать не могут.
Безумный авторитаризм, помноженный на безумную коррупцию.
*
Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?
*
Ни разу. Что так брали конвертики «ангелы света», что эдак.
Это самоклонирование иерархии никак не способствует развитию церковной жизни, ложась разве что большим финансовым бременем на приходы.
Православие само по себе очень дорогая штука,
а уж содержание все возрастающего количества епископов,
большинство из которых хочет жить как «Христос во славе» с их бесконечными митрами, саккосами, посохами и панагиями, резиденциями, трапезами и машинами представительского класса,
сжирает львиную долю тех денег, которые могли бы пойти на развитие воскресных школ и прочее.
Каждый новый епископ еще, как правило, строит такой кафедральный собор, который никогда сам себя не сможет содержать без крупных спонсоров и помощи местной власти.

Никаких же реальных реформ патриархом так и не было проведено.
Помните его знаменитое распоряжение о том, что при каждом приходе должен быть свой штатный миссионер, штатный катехизатор, молодежный, социальный работник с «зарплатой, на которую можно жить»?
Это вообще сам по себе образец невероятного лицемерия и цинизма церковной власти, выкачивающей с приходов основную часть дохода.
На местах в отчетах мы бодро отписались о том, что теперь у нас все эти люди есть и живут они счастливо.
И так по поводу каждого начинания, идущего сверху.
*
Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?
*
Епархии все больше, мне кажется, начинают уподобляться сатрапиям с их наместниками-деспотами, которые чаще всего озабочены лишь сбором дани.
Все остальное – это чистая туфта и формалистика.
Приходы потихоньку хиреют, кого можно взять из них на священство?
Провинциальные семинарии – та еще притча во языцех.
На курсе хорошо если 3-5 человек учится.
Ну, а на уровне архиерейской власти при таких бесконтрольных дармовых деньгах и власти идет разложение.
Происходят до того немыслимые вещи, вплоть до уголовного характера, в которые я бы никогда не поверил, что это вообще возможно, если бы точно не знал этого.
*
Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, с братьями-священниками, с архиереем?
*
В общем-то никаких, кроме формально-служебных (чему я и рад, потому что эти отношения в реальности весьма токсичны).
Все духовенство в нашей провинциальной епархии разобщено, каждый сидит на своем приходе , с мистическим трепетом вслушиваясь в раскаты грома в епархиальном управлении.
Кто находится в немилости, а кто в фаворе, кого переведут, кого повысят, кому дадут награду, а на кого ляжет опала – все это составляет, кроме приходских забот, основную часть размышлений типичного священника.
Поповская среда часто насыщена интригами, слухами и сплетнями и  невероятно душна и скучна.
Общеепархиальное собрание провинциального духовенства каждый раз на меня производит очень тягостное впечатление.
На лицах – всегда пугливо-напряженное выражение с попытками изобразить невероятную заинтересованность и радость по поводу речей архиерея.
И, конечно, на очередное заявление о повышении епархиальных сборов, внутренне спрашивая себя: «Како будет сие, идеже спонсоров не знаю»,
*
Каковы отношения между священниками в твоей епархии?
*
Ответил в предыдущем вопросе.
Добавлю, что показателем этих отношений является беззащитность священника перед произволом архиерея.
На епархиальном собрании все, если надо, проголосуют «за» (с  единогласным поднятием рук, «кто против-воздержался-единогласно») решение самого честного церковного суда в мире.
Бывают редкие исключения, когда все-таки личная дружба и уважение в ком-то превозмогают, но «безумству храбрых поем мы песню» про себя, и таковой оказывается на карандаше и в немилости до следующей расправы.
*
Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
*
По-разному.
Социальное и имущественное неравенство и его несправедливость среди духовенства не позволяют вообще говорить о его каком-то внутреннем единстве.
В одном благочинии может быть образованнейший священник с дипломом МГУ в глухой деревне, доедающий последнюю корку хлеба,
и рядом в городе — настоятель из сторожей, который всей семьей летает отдыхать на Кипр.
Обыденная жизнь священника довольно серая.
Сама церковная жизнь сегодня проходит глубоко на обочине общественной.
Тут в череде однообразных дней без особых перспектив развития прихода остается или уйти во «внутреннюю эмиграцию», занявшись какими-то интересными вещами для себя, или пуститься во все тяжкие.
*
Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии – это реальность или фикция?
*
Фикция, об этом и говорить нечего.
Приходы часто сводят сегодня концы с концами в первую очередь из-за епархиальных поборов, расходов на содержания храма, штата и священников (так по крайней мере у нас).
Вместо реальной работы — куча отчетов, да участие или организация мероприятий для галочки (главное — предоставить фотографии, где ты какой-нибудь бабушке вручаешь открытку или стоишь рядом со студентами местного бывшего ПТУ – и этого достаточно).
Три часа общения с неверующим тебе не даст ни копейки, а три часа махания кадилом как минимум принесут несколько тысяч.
Даже если священник служит «не ради хлеба куса», то такой роскоши он себе не может позволить из-за постоянной необходимости содержать приход и выполнять «обязательства перед епархией», как именуют денежные поборы сверху.
*
Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?
*
Приходская жизнь малорадостна.
Чаще всего на нее у священника, загруженного требами, участием в бессмысленных светских мероприятиях, бумажной волокитой и хозяйственными делами, не остается времени.
Да и особого желания по душам общаться с теми верующими, в которые заражены псевдоцерковным бредом и телепропагандой, лично у меня не возникает. При этом у меня есть личные добрые отношения и дружба с теми прихожанами, которые мне  симпатичны и интересны.
Большинство прихожан обращается к вере чаще всего через какую-то личную беду, ища опоры и утешения,
либо по выходе на пенсию находит вот такую социальную среду, где старики хотя бы внешне не одиноки
– и все это тоже накладывает отпечаток неблагополучности и безрадостности.
Характер и система церковных отношений оставляет мало места для людей  образованных.
Молодежи с ее энергией просто не остается места.
Чаще всего это какие-то блаженные, «как мешком прихлопнутые», весьма странные люди.
Конечно, есть единицы и из них, но в основном это женщины и бабушки, которые еще ко причастию приводят и приносят младенцев и детей.
Большинством прихожан,  как раз сегодняшняя система церковных отношений наиболее востребована.
От прихожанина необходима создаваемая им массовость и его кошелек,
Больше от тебя ничего не требуется,.
Удобно и священнику: отчитываться за свои решения и финансы перед прихожанами не нужно.
*
Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет – как с этим обстоит?
*
Зарплата в среднем в нашем благочинии у штатных священников около 20 т.р., официально в ведомости раньше у меня стояло где-то около тысячи, а потом я даже в ведомости перестал расписываться, получаю наличкой.
В соседнем благочинии у священников зарплата тысяч 10, остальное добирается через выездные требы, тут уж как повезет, но в последнее время везет все меньше и меньше.
Где-то священники вообще вынуждены чуть ли не «бомбить» по вечерам.
За последнюю пару лет пожертвования в среднем упали на половину, в то же время епархиальные сборы выросли.
В результате денег на приходе остается, чтобы едва-едва свести концы с концами.
Растет количество приходов-задолжников перед епархией.
Дело в том, что у нашего, да и, похоже, не только у нашего, епископа своеобразное воззрение на соотношение священнического служения и количества пожертвований.
Если денег мало, значит священник плохо работает с людьми, он плохой миссионер, плохой молитвенник, раз к нему мало ходит на службы и мало заказывают треб.
«Если не справляетесь, снимайте крест и уходите, поставим нового настоятеля, незаменимых людей у нас нет!» — как-то раз довелось мне довелось слышать на епсобрании.
*
Если отмотать назад – пошел бы опять в священники?
*
Наверное, все-таки да, но при определенных условиях, без которых — нет.
В священстве сходятся все мои жизненные поиски (конечно, не в том формате, который есть сегодня в РПЦ), но при этом я бы не пошел, как раньше, в добровольное рабство.
Без наличия своего личного жилья, востребованной в миру профессии, образования – в общем, всего, что тебе дает независимость, идти сегодня в священство – чистое безумие.
Моя мечта – заниматься преподаванием, исследовательской научной работой.
Вместо этого мое служение проходит на захолустном приходе с десятком бабушек, где, кроме махания кадилом, больше ничего не надо.
*
Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?
*
Желание-то спорадически появляется, когда накипает.
 Мечта, конечно, быть заштатным «фрилансером», когда бы ты мог только служить литургию, а жить и зарабатывать вне церковной сферы.
Переход в иную православную юрисдикцию мне кажется бессмысленным, подозреваю, что болячки общие, а иные деноминации меня просто не интересуют.
*
От чего больше всего устаешь?
*
От бессмыслицы церковной жизни и служения.
Ты копаешь огород, садишь его, устаешь, но это плодотворная усталость, ты видишь результат своего труда.
А от крещения и отпевания, поставленных на поток,
от безумных великопостных служб в полупустом храме, в смысл которых мало кто может вникнуть,
от тупой бессмысленной отчетности с приписками, на которую ты тратишь дни и знаешь, что ее даже читать никто не будет,
от участия в светских мероприятиях, где ты в роли свадебного генерала должен поздравить «тружеников сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности»,
никакого результата нет
(кроме финансового, но это того и не стоит: основную часть придется опять же бессмысленно потратить или отдать наверх).
*
Каким видится будущее  РПЦ: ближайшее, лет через 10?
*
Будущее  РПЦ связано напрямую с судьбой современной политической системы.
Потому что такое уродливое кособокое здание на песке выстроить и удерживать стало возможно лишь при поддержке государственной власти.
Сама по себе церковная система  не окупаема, не способна содержать  свои большие соборы,
нищие приходы хиреют, а жиреющее священноначалие нравственно разлагается.
Эта жизнь не по средствам, как пир во время чумы, все равно закончится.
Как только закончится господдержка, этот мыльный пузырь сразу лопнет, причем с ужасным треском.
*
Как только дадут ход делам с преступлениями настоятелей и епископов, будет присуждена первая выплата пострадавшему, суды будут завалены всем этим неимоверным компроматом, что копится годами.
*
В интернет хлынет то аудио и видео с утехами «ангелов света», которые просто похоронят всякий авторитет.
Увидеть какое-нибудь «его высокопреосвященство» в общении с молодыми чинодралами — зрелище не для слабонервных.
*
Я уж не говорю о финансовых махинациях.
Огромное количество наших храмов строится на коррупционные деньги щедрых не без своей выгоды депутатов и градоначальников.
А уж распоряжение деньгами настоятелей и епископов…
*
Плюс еще если откроются архивы КГБ.
*
Церковная система сегодня без государственной поддержки не может существовать так же, как последняя без нефти.
Дело не просто в том, что расходы превышают доходы.
Церковное руководство выстроило именно паразитическую модель, когда без притока извне ресурсов она не может существовать.
*
Для краха не нужно никаких гонений, просто предоставить те же условия, как для каких-нибудь общин протестантов.
Тебя не будут звать на мероприятия, радио и телевидение, вещать о тебе из каждого утюга, предоставлять клубы — за аренду помещений нужно будет платить.
И мы просто исчезнем внешне, потому что никаких своих церковных конкурентных СМИ нет, реальных организаций в обществе нет и т.д.
Но радует это мало, потому как под обломками меня первого и погребет.
*
https://ahilla.ru/etot-mylnyj-puzyr-lopnet-s-uzhasnym-treskom/
Tags: церковь
Subscribe

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment