marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

Как священнослужитель ушел из Церкви и стал атеистом. Интервью

Сегодняшник власти сделали ставку на православие как государственную идеологию.
Вкладывают огромные ресурсы в воцерковление населения.
Но сколько бы  тысяч храмов  они не строили -
остается одна проблема ,которую они никак не могут решить:
оказалось, что верить в Бога совсем не так интересно, как это  запрещали в советское время

*
Тр.: Почему Вы стали бывшим священником?
*
С.: Потому что после почти 20 лет жизни в Церкви постепенно и сознательно пришел к атеизму.
А когда осознал это, то тихо и мирно, без конфликтов, просто повесил рясу на гвоздик - и ушел. .
*
Тр.: Чем Вы занимались до своей службы в Церкви? По каким причинам Вы пришли в Церковь? Был ли это некий религиозный опыт, или влияние окружения, семьи? Что сподвигло пойти служить в монастырь? Почему решили получить богословское образование?
*
С.: Я был обычным советским мальчиком, выросшим в интеллигентной семье.
Запоем читал фантастику, увлекался астрономией.
Кстати, прозвучит странно, но как я сейчас считаю, увлеченность фантастикой, именно «серьёзной» советской и зарубежной фантастикой, с её упором на «последние вопросы бытия» уже была некой первой подготовительной ступенькой к религии.
Потому что в фантастике так или иначе отчетливо звучит полемика европейских народов со своим христианским прошлым.
*
Но если для писателей-фантастов середины 20-го века эта полемика была шагом ОТ религии, то для советского мальчишки это был наоборот шажок от наивного «бытового» советского атеизма к неким базовым первоосновам религиозной мысли.
Эти первоосновы звучат у всех, от Брэдбери до Лема.
*
Итак, я был с детства атеистом, но это был наивный атеизм, основанный на полном невежестве в вопросах религии. Окончил школу, поступил технический институт.
*
А потом грянула перестройка. Это была эпоха, когда у всей страны немного поехала крыша.
А также эпоха, когда вся страна запоем читала всё то, что нельзя было раньше.
Наверное, лет 10 непрерывно читала (и дочиталась).
*
В те времена даже либерально-западнические журналы всячески печатали русских религиозных мыслителей — это считалось прививкой от коммунизма и возвращением к «той России, которую мы потеряли».
Либеральный рупор перестройки «Огонёк» выходит с огромной статьей о Серафиме Саровском на два разворота — это всё равно как сейчас двухчасовая «проповедь батюшки» на Эхо Москвы.
*
Религиозные мыслители и современные апологеты открывают для меня совсем другую религиозную вселенную, о которой я и не подозревал — это, оказывается, не темные старушки с карикатурными попами, а целое сокровище изощренной мысли.
Мысли, дающей потрясающие ответы на те самые вопросы, которые меня так горячо волновали.
*
Короче, институт уже становится неинтересен.  Какое-то время работал в разных сферах деятельности.
*
Ну, а потом собственно церковь. Познакомился с батюшкой храма, расположенного недалеко от моего города. Крестился, воцерковился. Потом он предложил перейти на работу в храм и стать пономарем. Фактически, я стал жить в храме.. Дальше — больше. Семинария и монастырь.
*
Как видите, в те бурные времена не надо было никакого особого религиозного потрясения, мистического опыта, озарения и тому подобного.
Те времена сами по себе и были потрясением. И в церковной среде, в монастырских стенах я встречал уйму таких людей, как и я, прошедших примерно такой же дорожкой — и гораздо более умных, чем я.
*
Уже в наше время прочел у одного автора высказывание, которое как-то сразу запомнилось.
Не могу его сейчас найти, чтобы точно процитировать, поэтому процитирую примерно, по памяти:
*
«РПЦ должна быть по гроб благодарна «совку» за воспитание таких наивных и высоких духом людей.
Это сейчас монастыри получают контингент людей или с отклонениями или церковных карьеристов,
а тогда (во времена "перестройки" и в 90-е) люди с университетским образование и учеными степенями бросали всё и шли на бескорыстное "служение" исключительно ради религиозной истины».

*
Примерно так и было.
*
Последние несколько лет отслужил в Москве, после чего в начале 10-х отслужил свою последнюю литургию и ушел.
*
Вот, вкратце, все этапы большого пути.
*
Тр.: Что Вас радовало, разочаровывало, приносило счастье, когда Вы жили в монастыре? Может что-то повергало в шок?
С.: У меня в монастыре не было ничего, что «повергало бы в шок».
Отсутствовало пьянство (за все годы — считанные личные «грехопадения» некоторых монахов, почти что ничего).
Отсутствовала содомия — полностью.
Рассказывали про двух монахов, которые были только заподозрены в этом за несколько лет до меня — и были изгнаны.
Отсутствовало вопиющее неравенство, типа начальство в роскоши и ест от пуза, а иноки и послушники голодают — нет, и этого не было.
В монастыре, кстати, полностью отсутствовало мясо.
За 12 лет ни разу его не ел, только рыбу, да и то, когда разрешено уставом.
*
Много, очень много было искренних разговоров не о мирском, а о духовном.
*
Короче, всё было хорошо.
*
Можно было так жить до конца жизни и благополучно умереть под кадильный дым и песнопения отпевания?
Конечно можно.
Но... неинтересно.
Потому что за совокупные 20 лет я не видел НИЧЕГО, что неоспоримо свидетельствовало бы о том, что Нечто свыше во всем этом присутствует.
Ни-че-го.
*
Тр.: По каким причинам Вы покинули монастырь и вообще Церковь? Почему Вы утратили веру? С чем это было связано?
С.: Я вживую видел, как творятся мифы о чудесах, пророчествах и исцелениях — и перекочевывают в благочестивые брошюрки.
Как посредством особого языка и особого способа восприятия мира буквально любое событие внешнего и внутреннего мира трактуется как присутствие Божие, благословляющее или наказующее, «вразумляющее» присутствие.
При определенной «тренировке» действительно можно начать «видеть» действие Божие буквально на каждом шагу.
*
Но я не мог до конца преодолеть полученную когда-то «прививку» рационального мышления и критического научного способа мышления
— а самое главное, так и не смог найти вескую причину, ЗАЧЕМ мне эту прививку до конца преодолевать.
*
Сколько бы я сам не молился со всей искренностью, я всё равно помнил о том, что если интерпретация события легко укладывается, например, в схему когнитивного искажения,
а в схему «божественного» вмешательства укладывается с трудом и «насилием» над фактами,
то для объяснения этого события надо выбирать именно вариант когнитивного искажения,
просто потому что это простое и естественное объяснение, а «чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств».
*
Понимаете, когда я вижу православную кумушку, которая щебечет, что она «помолилась, и Бог помог ей славные пироги испечь»,
а потом она ими чрезмерно увлеклась за столом, и Бог «вразумил» её тяжестью в желудке
— я вижу, что всё это «божественное» щебетание всего лишь птичий язык определенной субкультуры,
а не реальное присутствие великого Иного Разума.
Это очень упрощенный, примитивный пример — но, как я смог в конце-концов почувствовать, он распространяется на ВСЁ.
Вплоть до сияющих высот богословия и изощренной мистики «богопознания»…
*
Была и другая линия переосмысления своей веры.
*
Когда как шило из мешка начинает торчать осознание того, что ты веруешь всего лишь в древние волшебные сказки скотоводов-кочевников Синайской пустыни, причем нередко дико жестокие и бесчеловечные сказки...
*
Как-то так.
*
Знаете, любому, кто всерьёз будет интересоваться современным православием, не только бытом, а именно столкновением древней веры и современного разума, я могу порекомендовать совершенно особую книжку.
Она так и не вышла в бумажном виде, да и пока что не выйдет в нашей стране, но она есть в интернете.
Это книга Елены Малышевой «Мы разлучаемся со сказками. История одного расцерковления».
*
Это не легкое чтение на один вечер, но оно того стоит.
Это настоящая «энциклопедия» духовного опыта нашего поколения — людей перестроечного «призыва» в Церковь.
Автор провела 30 лет в церковных стенах и тоже пришла к атеизму.
*
Тр.: У Вас были еще причины, по которым Вы стали склоняться к осмысленному атеизму? Может это были конкретные события во время пребывания на службе в Церкви? Или это было прочтение критической литературы, общение с конкретными людьми?
С.: Не было каких-то резких событий, было постепенное накопление сотен фактов, разрушавших сформировавшееся у меня некогда представление о реальности контактов людей с высшими силами.
И это ведь при том, что я, как и любой верующий, был склонен этим фактам усиленно противиться, противопоставлять им другие, вроде бы позитивные для веры факты.
*
Какие это факты?
Верующие очень склонны видеть разного рода чудеса — а ты видишь на десятках примеров, насколько это надуманно, как легко и бездумно это передается из уст в уста, насколько люди склонны к апофении — когнитивному искажению, заставляющему видеть закономерность в случайных событиях.
*
Верующие склонны видеть не только божественные действия, но и противоположные «бесовские» (причем последние даже гораздо чаще — они ведь пока гораздо «ближе» падшему и греховному человеку).
И ты видишь, что и это тоже надуманно.
Например, очень многих впечатляет феномен т.н. беснования, «отчиток», экзорцизма.
А я стал замечать за собой, что с годами всё больше оцениваю поведение «одержимых» с точки зрения простой человеческой психологии, а не мистики.
*
Это касается и переосмысления письменных религиозных источников.
Ну, например, я упоминал выше Серафима Саровского, чрезвычайно популярного святого, которого очень чтут не только церковные тетушки, но и учебники богословия .
И ты поначалу этому безоговорочно веришь.
Не видишь оснований не верить.
Но потом ты начинаешь разбираться, вчитываться во множество источников.
И выясняешь, насколько на самом деле ненадежны, сомнительны и недостоверны все эти свидетельства.
*
Это только один пример. Но постепенно накапливается критическая масса таких сомнений.
*
Люди верят в «старцев» и рассказывают про них чудеса.
А ты годами живешь рядом с известными старцами и не видишь никаких чудес.
Видишь просто самых обычных людей.
*
Понимаете, люди хотят верить.
Они упорно верят даже там, где, казалось бы, никакая вера в невозможное не должна выжить под напором отрезвляющих фактов.
Вот есть такое «чудо» — бесконтактный бой.
Он появился у нас в России в те же «благословенные» 90-е, на той же волне .
Вы только вообразите это: не легковерные тётушки, а здоровые молодые мужики годами учатся у «мастеров» несуществующему «боевому искусству»!
Казалось бы, КАК эта вера может существовать?
Ведь это не отвлеченная мистика, а самая что ни на есть грубая эмпирика,
ведь если ты изучаешь сказочную ерунду, то неизбежно получишь кулаком в нос, в случае любого реального поединка или самообороны.
Но нет.
Люди годами «учатся» у одержимых «учителей» и с пеной у рта готовы доказывать реальность своей «веры».
Только в последние годы всепроникающий интернет сделал свое дело — уж слишком много стало явных разоблачений, количество таких гуру пошло на убыль.
*
Тр.: Продолжаете ли Вы общаться с бывшими братьями и сестрами по вере? Повлиял ли на кого-нибудь Ваш уход из Церкви?
С.: Нет, сейчас почти совсем не общаюсь.
Повлиял ли на кого-нибудь мой уход из Церкви — нет, вряд ли.
Короче, всё это дало мне богатый опыт и пищу для размышлений.
*
https://zen.yandex.ru/media/trickster/byvshii-monah-rasskazal-pochemu-ushel-iz-cerkvi-i-stal-ateistom-interviu-5fa12278a5c3e80d312f0cbb
https://zen.yandex.ru/media/trickster/kak-sviascennoslujitel-ushel-iz-cerkvi-i-stal-ateistom-interviu-5f9c7689b09e797ceb22af4a
https://zen.yandex.ru/media/trickster/byvshii-monah-o-jizni-v-monastyre-interviu-5fa116c8aae3501efa6d40b8
*
Tags: религия, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • про инстинкты у человека

    На колу мочало, начинай сначала. . У человека нет инстинктов. . Сколько раз уже говорили - и всё равно у кого-то неприятные сюрпризы от этого факта.…

  • про благотворительность

    .Рассказ директора благотворительного фонда «Дом с маяком» Лиды Мониавы вызвал большой спор в соцсетях. Разбираем его Мониава…

  • не знаю правда или нет .но смешно

    Вспоминаю, как в бытность моей недолгой (всё-таки, надо было уметь ещё и петь) работы в хоре музыкального театра Станиславского и…

promo marss2 июнь 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 61 comments

Recent Posts from This Journal

  • про инстинкты у человека

    На колу мочало, начинай сначала. . У человека нет инстинктов. . Сколько раз уже говорили - и всё равно у кого-то неприятные сюрпризы от этого факта.…

  • про благотворительность

    .Рассказ директора благотворительного фонда «Дом с маяком» Лиды Мониавы вызвал большой спор в соцсетях. Разбираем его Мониава…

  • не знаю правда или нет .но смешно

    Вспоминаю, как в бытность моей недолгой (всё-таки, надо было уметь ещё и петь) работы в хоре музыкального театра Станиславского и…