marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Categories:

позднесоветская научно-техническая интеллигенция и ее влияние на культуру СССР

Феномен советских НИИ, как творческих лабораторий по формированию альтернативной советской культуры, возник в конце 50-х.
Именно тогда, когда в СССР начались космические запуски,
авторитет «очкариков в белых халатах» в советском обществе вообще и среди руководства КПСС стал расти
и к концу 60-х это явление достигло своего апогея.
И советские инженеры это ощутили.
И началось творчество масс.
*
Огромный виртуальный капитал, которым обладали НИИ – общественное признание – позволял размещать социальный заказ в среде официальных творцов.
Владимир Высоцкий был официальным советским актёром театра и кино.
Однако в историю советской культуры вошёл благодаря выполнению социального заказа НИИшной культуры.
Все его песни» – это НИИшная, а не официальная советская культура.
*
Говорят, актёр Сергей Юрский незадолго до смерти как-то посетовал, что в театрах мало публики.
На удивлённый вопрос – как так, ведь все залы переполнены – мэтр ответил: «Нет моей публики, той, которая ходила в театры в советское время».
Возможно он и сам не ощущал, какую именно публику он имел в виду.
А имел в виду он публику, взращённую НИИшной культурой.
Да, это была особая публика. Почти все комедии Эльдара Рязанова – это для неё, для НИИшной культуры.
В рамках этой культуры творили такие художники, как Шукшин, Тарковский и Шпаликов, чьи фигуры стоят сегодня у входа в здание ВГИК.

Научно-исследовательский институт (НИИ) – один из краеугольных камней советской культуры.
С утилитарной точки зрения основной функцией советских НИИ являлась разработка для промышленности новых изделий, отвечающих последнему слову науки и техники.
*
В реальности же, чаще всего, советские НИИ занимались изучением западных изделий, отвечающих последнего слову науки и техники; изучением и разработкой дорожной карты того, как, используя устаревшую советскую промышленность, создать насколько возможно более точный клон современного западного изделия.
*
И однако же, в контексте культуры и жизни советского социума самым главным продуктом советских НИИ были вовсе не устаревшие магнитофоны или, как вариант, передовые системы залпового огня.
Самый главный – и весьма востребованный социумом – продукт советских НИИ был вовсе не в сфере материального.
*
Для развития и расцвета культуры требуется:
а) развитая экономика, в которой имеются
б) люди с большими дарованиями
и в) люди с большими деньгами и досугом, которые
г) имеют общественное пространство для встреч и спокойного обмена мыслями, идеями, концепциями и т.д.
Каким же боком это всё применимо к советским НИИ?
*
Чем были советские НИИ с точки зрения того, что я говорил об условиях созревания и расцвета любой культуры?
Это были пресловутые парижские салоны, лондонские клубы и древнегреческие портики в одном флаконе.
В советских НИИ собирались самые образованные советские люди.
Безусловно, сам факт высшего образования ещё не говорит о высоком интеллекте и хорошем вкусе .
*
И однако же, посадите вместе на несколько часов людей образованных, да ещё не давайте им напиваться, и они просто вынужденно будут вести друг с другом достаточно интеллектуальную беседу. Окружение обязывает, так сказать.
А в советских НИИ часть рабочего времени отдавалась на разного рода чаепития или просто болтовню, стоя за кульманом.
А «болтовня» образованных людей – это и есть образующий культуру фактор.
*
Тонкий момент с возможностью оплаты.
Советские инженеры, собранные в НИИ, не могли оплачивать создание приятных им (а не власти) произведений искусства.
Но работу человека можно оплачивать как «живыми» деньгами, так и общественными суррогатами в виде почётных грамот, переходящих вымпелов и знамён, почётными званиями и т.п.
Иначе говоря, общественное признание и общественная похвала являются почти такой же валютой, как и казначейские билеты государственного банка.
*
Это общее свойство человеческой психики, а не только специфически советское явление.
Человек всегда считает, что есть реальная оплата его труда, а есть потенциальная оплата.
И между ним, как считает человек, есть дельта.
Эту дельту он конечно не прочь получить в виде звонких гульденов.
Но также подчас не против получить её и виртуальной валютой – общественным признанием.
И вот как раз советские НИИ обладали этой валютой.
Уж чего-чего, а этой валюты у советских инженеров было с избытком.
*
Итак, мы уже имеем несколько важных факторов для становления культуры, которыми обладали советские НИИ:
наличие достаточно большого количества образованных людей с достаточно развитым вкусом,
которые обладают местом для регулярных встреч и свободой обсуждать свои мысли и идеи во время этих встреч,
а также обладают и виртуальным капиталом для оплаты своего социального заказа за труд тех художников (в широком смысле), которые могли взяться за выполнение этого социального заказа.
Но каким образом НИИ могли разместить этот социальный заказ и где они могли взять этих потенциальных творцов?
А тоже часто из своей же среды.
Ведь в СССР в ВУЗы – а оттуда в НИИ – люди часто шли не по зову сердца, так сказать, а просто чтобы получить высшее образование, которое, возможно, затем конвертировать в какие-то другие занятия.
Приведу лишь несколько примеров.
Борис Гребенщиков – в 1977 году окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии.
*
Андрей Макаревич – хотя и был исключён с четвёртого курса МАРХИ, но некоторое время работал архитектором в Государственном институте проектирования театров и зрелищных сооружений, который по сути являлся тем же НИИ.
*
Были представители этой культуры – назову её НИИшной – которые непосредственно в НИИ не работали, но так или иначе входили в страту советской научной интеллигенции (хотя бы по тому факту, что заканчивали соответствующие вузы):
Юрий Визбор, Юлий Ким, Александр Розенбаум, Стругацкие и даже Аркадий Северный, который в 1965 году окончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес», что конечно не было НИИ в чистом виде, но было одной из «НИИподобных» структур .
*
И вот ведь как странно легла карта.
Никто иной, как Хрущёв, приложил массу сил и энергии для создания культуры советских НИИ.
И он же сразу с раздражением отметил, что в этой среде рождается «что-то не то».
*
Итак.
Феномен советских НИИ, как творческих лабораторий по формированию альтернативной советской культуры, возник в конце 50-х.
Именно тогда, когда в СССР начались космические запуски,
авторитет «очкариков в белых халатах» в советском обществе вообще и среди руководства КПСС стал расти
и к концу 60-х это явление достигло своего апогея.
И советские инженеры это ощутили.
И началось творчество масс.
*
Процесс шёл.
Через какое-то время советским НИИ уже не нужно было «растить кадры из своих», то есть формировать творцов исключительно из своей среды.
Огромный виртуальный капитал, которым обладали НИИ – общественное признание – позволял размещать социальный заказ в среде официальных творцов.
Владимир Высоцкий был официальным советским актёром театра и кино.
Однако в историю советской культуры вошёл благодаря выполнению социального заказа НИИшной культуры.
Все его песни» – это НИИшная, а не официальная советская культура.
*
Говорят, актёр Сергей Юрский незадолго до смерти как-то посетовал, что в театрах мало публики.
На удивлённый вопрос – как так, ведь все залы переполнены – мэтр ответил: «Нет моей публики, той, которая ходила в театры в советское время».
Возможно он и сам не ощущал, какую именно публику он имел в виду.
А имел в виду он публику, взращённую НИИшной культурой.
Да, это была особая публика.
Почти все комедии Эльдара Рязанова – это для неё, для НИИшной культуры.
В рамках этой культуры творили такие художники, как Шукшин, Тарковский и Шпаликов, чьи фигуры стоят сегодня у входа в здание ВГИК.
*
Это касается и всех деятелей официальной советской коммунистической культуры, которые стали востребованы культурой НИИшной.
Повторю, тот же Высоцкий был официальным советским актёром, но при этом обслуживал он интересы «заказчика из НИИ», а не из обкома.
И не стоит напрягаться по поводу слова «обслуживал».
Моцарт тоже обслуживал интересы заказчика.
Не то чтобы я ставлю на одну доску Моцарта и Высоцкого, но для понимания смысла слова сказанного, полагаю, довольно.
*
Что касается Тарковского, то тоже самое справедливо и для него.
Сам Тарковский, кстати, вряд ли считал себя представителем НИИшной культуры.
Он, я думаю, считал себя западноевропейцем.
И однако вызвала к жизни Тарковского именно советская НИИшная культура.
*
Почему же коммунистический официоз не уничтожил эту неофициальную НИИшную культур КСП, межстрочных смыслов и подпольных концертов?
По ряду причин.
Во-первых, формально, НИИшная культура, особенно в 60-е, апеллировала к тем ценностям, которые не противоречили и коммунистическому агитпропу.
Иногда они даже объединялись, скажем, в борьбе с фашизмом.
«Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма был вполне хорошо встречен коммунистическим официозом и получил широкий экран.
И только когда стало ясно, что НИИшная культура смотрела на этот фильм иначе и видела в нём иные смыслы, «Обыкновенный фашизм» по тихому из проката убрали.
Порой были явные атаки официоза в виде запрета концертов или выставок работ художников.
*
Но как всегда и всюду, чем мощнее становилась НИИшная культура, чем большее число людей она вовлекала в свою орбиту, тем опаснее становилась борьба с ней.
Ведь только полный болван не понимает, что если деятели культуры отвернутся от режима, то режим падёт.
Приходилось лавировать,.
*
Ну а что же в итоге случилось с советской НИИшной культурой?
А она умерла.
Причём умерла несколько ранее, чем умер СССР.
Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» – отличная иллюстрация смерти НИИшной культуры.
*
Причин тому множество, но главная – общая системная деградация СССР как такового.
НИИ потеряли ауру самого передового элемента советской системы, превратившись в унылые присутственные места с нищенской зарплатой.
В закрытых элитных клубах культура цветёт – в присутственных местах она умирает.
*
И на смену НИИшной культуре пришла культура МНС, которые говорили не о культуре (пусть и в советском смысле), а о дефицитных или западных товарах и личных делах.
*
Когда в 1965 году братья Стругацкие написали «Понедельник начинается в субботу» – это был, можно сказать, эталонный экземпляр советской НИИшной культуры.
Когда они же в 1982 году переиначили свою повесть в сценарий фильма «Чародеи» – это был уже эрзац для позднесоветской культуры МНС.
*
Как же относились советские люди к НИИшной культуре?
А как относились к культуре, скажем, французской аристократии, французские лавочники XVIII века?
Наверное признавали, что «это великолепно», но вряд ли ощущали её нерв и по настоящему ею восхищались.
Поэтому и советская НИИшная культура была востребована всей массой советского населения по разному.
Скажем, некоторые песни Высоцкого потребляли все.
Вряд ли был хоть один советский человек, который бы не слушал с радостными возгласами песню «Ой, Вань, смотри какие клоуны».
Но вот «Баллада о борьбе» Высоцкого трогала уже далеко не всех.
*
Иные воспринимали НИИшную культуру во всём её многообразии с раздражением.
Это и сегодня заметно.
Например, две экранизации романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» были сняты комедийным мастером официальной советской культуры Леонидом Гайдаем и одним из видных представителей НИИшной культуры Марком Захаровым.
*
Тот, кому не нравилась НИИшная культура заявит, что экранизация Гайдая – однозначно лучше, а тонкая работа Захарова «совсем плохая».
Почему?
Он не сможет ответить и начнёт говорить ерунду (типа того, что «Миронов хуже сыграл» и прочий бред).
Но суть в том, что такой человек подсознательно ощущает чуждость для себя НИИшной культуры.
Она ему непонятна и поэтому она ему неприятна.
Почему варвары, ворвавшись в Рим, уничтожали статуи?
Да вот поэтому же. Раздражили чем-то непонятным, каким-то своим недешефриируемым месседжем (извиняюсь за выражение).
*
И последний момент.
Сегодня часто некие граждане, которые считают себя эстетически развитыми, жеманничают в комментариях «вот в СССР фильмы снимали, а сегодня что, гадость одна.
Куда всё это делось?
Почему актёры и режиссёры больше не умеют ТАК снимать и играть?»
А ответ очень просто: то, что они считали хорошим советским кино – это были фильмы советской НИИшной культуры.
Но она умерла. А мёртвую культуру воспроизвести нельзя, как нельзя сегодня, например, создать трогающий за душу Парфенон.
Технически не сложно – но это будет мёртвая подделка.
Сегодня играют и снимают в рамках другой культуры.
И это, увы, чужая культура, поэтому многие подделки под неё так же неорганичны, как подделка под советскую НИИшную культуру.
Это умерло, всё. Было и не стало.
*
Советская НИИшная культура был создана в рамках системы советских НИИ.
Это и был самый главный продукт советских НИИ.
Но когда советских НИИ не стало, не стало и самой этой культуры.
Вернее она осталась только в виде «окаменелостей» – фильмов Шпаликова, Тарковского, Шукшина, Рязанова, картин Попкова и Брускина, песен Визбора, Высоцкого и Макаревича (до того как он превратился в ВИА), романов братьев Стругацких и пр.
То есть она вошла в мемориальную фазу.
И это самое значительное, что оставили нам советские НИИ.
Ну и конечно ракеты Сергея Павловича Королёва, да.
Которые тоже по праву следует отнести к советской НИИшной культуре ибо с ракеты всё и началось.
*
Полностью здесь
*
https://germanych.livejournal.com/373863.html
*
https://germanych.livejournal.com/373718.html
Tags: СССР, СССР интелигенция
Subscribe

promo zsbooka 21:01, вчера 15
Buy for 20 tokens
По поводу нынешних последних выборов даже писать ничего не хотел – настолько опустела страна в политическом смысле… И дело не только в том, что посадили-таки Навального и обезглавили/запугали весь его электорат (максимально протестный в данный момент), и не только в том, что старые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments