marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

недостаток privacy в СССР: два автора об одном и том же

СССР, который я хоть по ранним впечатлениям, но помню лично - имел, при всех своих достоинствах, одну совершенно не выносимую для повседневной жизни черту.
Ее я прочувствовать успел вполне отчетливо.
Эта черта - отсутствие privacy.
*
То есть у человека (у всех поголовно) отсутствовало хоть малейшее пространство личной, частной жизни, про которое он мог бы уверенно и твердо сказать окружающим - "а это, извините, не ваше дело"
Так, чтобы поняли и осеклись.
Причем именно окружающим, а не власти.
Власть была далеко и занималась иным.
А вот бдительная общественность имела дело до всего: и до того как ты одет и пострижен, как поздно возвращаешься домой и с кем, а что у вас приготовлено на обед, а что ты читаешь и смотришь, а соответствует ли журналу здоровье ваша мочеполовая жизнь и т.д. Без малейшей отдушины, куда бы не мог сунуться хлопотливый взор общественности в любом ее выражении.
*
И все это с деревенской непосредственностью, с какой сосед мог зайти к соседу, заглянуть в нужник и поинтересоваться - эва оно че там у тебя, емана!
*
Видимо массовым переездом из деревень в города и был вызван этот феномен уничтожения прайвиси.
Но то, что терпимо и естественно на просторах села, в сгущении городской жизни становится невыносимым стрессом.
*
Поэтому главным лейтмотивом советской жизни стала эмиграция.
Мало у кого за рубеж, но каждый выдумывал себе свой путь побега
"Я эмигрировал в средневековую Русь!" элегантно сформулировал академик Панченко.
*
мечтали свалить. за границу все-таки немногие, это геморройно. проще в акоголизм.
Миллионы мужиков попроще эмигрировали в алкоголизм безо всяких объяснений.
И это был именно побег, глоток свободы - "Пью - на свои, не ваше дело!" едва ли не единственное прайвиси советского человека, ставшее даже строкой Высоцкого.
*
Молодежь эмигрировала в криминал - поздний СССР страна чуть ли не поголовного бессмысленного и нелепого хулиганства, но это тоже способ отвоевать минимум социального пространства.
И стремление уехать в Москву это как раз одна из форм "эмиграции".
*
Унылые рутинеры эмигрировали на дачу, где огородничали до самозабвения, имея свободу хоть в выборе формы грядок.
Я даже стилистику позднесоветского партийного руководства вижу побегом из дурдома:
кабинетные комсомольские трудоголики с риторикой Павки Корчагина - это была своего рода игра, иной мир с особыми правилами и ритуалами.
Начальство тоже пыталось как-то выживать в ситуации невыносимого социального давления.
*
И это давление шло из масс, страдали от него сами же массы. И ничего с этим поделать было нельзя. Ни через что, кроме как через полный крах, избавиться от этой одури было невозможно.
*
И развалив советскую социальность, человек встал, шатаясь от свободы, и заявил "Да ебитесь вы все конем! Делаю теперь все, что захочу!!!"
И начались 90-е.

.
Покойный Илья Кормильцев устами Вячеслава Бутусова очень точно и чётко описал всё это в песне "Скованные одной цепью".
У "Наутилусов" вообще в их творчестве красной нитью проходит предчувствие неотвратимой катастрофы и соответствующий ему декаданс.
.
песня скорее описывает ощущения в состоянии социального невроза, а не его причины.
тут скорее образ кухни в коммуналке, где все друг к другу в кастрюлю заглядывают и пальцы суют, чтобы попробовать. всех это достало и нервирует, но все сами это и делают. потому что таков габитус, а его не поменяешь, не разрушив прежнюю социальность.
атмосферу раздраженности всех на всех песня передает.
я о причинах.
...
когда мою одноклассницу, прическа которой не понравилась учительнице, поволокли в туалет за шкирку - отмывать завитые кудри хозяйственным мылом.
сейчас бы за такое за шкирку поволокли в Прокуратуру и учительницу, и директора школы. а тогда - такого прайвиси было регулярно, а его вероятность была ежеминутна, причем для всех.
в городе, где 9/10 населения - горожане в первом поколении. возможность вмешательства в "личную зону" была ежеминутной. описанная сцена была как раз стандартом отношений.
защиты от таких ситуаций не было никакой.
каждый доебывался до каждого и каждую минуту ждал что до него доебутся.
подобные сцены были высокорегулярными, а их вероятность ежеминутна.
общественная жизнь сводилась к синдрому вахтера, который был всеобщим, поголовным и взаимно-перекрестным.
это порождает социальный невроз и ответку.
этой ответкой и стали девяностые.
Именно поэтому самый паршивый возраст для советского человека — это 12-16 лет.
Когда всякое престарелое говно считало себя вправе сделать замечание, просто чтобы самоутвердиться.
И нельзя было это говно послать на хрен,
и в автобусе какое-нибудь престарелое говно могло с полным правом орать на молодую мать, которая по мнению говна не по стандарту укутала ребенка.
рядовая для того времени сценка... но молодежи доставалось больше всех.
видимо поэтому позднесоветская молодежь поголовно уходила в субкультуры или криминалитет.
и как только рухнула эта советская практика игнорирования прайвиси - субкультуры сдулись, криминалитет тоже сузился до узких профи.
..
это ситуация не Москвы, а провинции.
в Москве все-таки горожан в первом поколении было мало.
но и на Москву это не могло не сказываться косвенно. у нас например в деревнях заезжих маасквичей было принято бить.
....
привнесение  традиционного общества в городскую среду
В очень большой степени это результат коммуналок.
Всё было на виду, пространства очень мало, в одной комнате жило по 5 человек.
Какое уж там личное пространство?
Это то, чего не понимали деревенские жители, страшно завидовавшие городским.
В деревне ведь не только свой дом, там еще и участок вокруг дома тоже свой, ходи хоть в драном халате - ты дома,
а в городе вышел на лестничную площадку мусор выкинуть в мусоропровод - ты уже в общественном месте, это не твое.
Отсюда страшная любовь горожан к дачам - хоть 4 сотки, но мои,
здесь я хожу в чем хочу, делаю что хочу, сажаю что хочу.
...
европейские города - исторически это тоже теснота, похлещще коммуналок.
но там тысячи лет устанавливались отношения
- поэтому такой культ прайвиси. необходимый буфер и личный пузырь, позволяющих жить в тесноте.
а у нас разом ухнула вчерашняя деревня - да в коммуналки центров городов.
цепляясь и держась за деревенские привычки и доводя ими друг друга до остервенения в новой тесноте.
...
Просто форсированная индустриализация 30-х
(а в свете надвигающейся войны альтернативы ей не было, тут можно сколько угодно ругать Сталина, но иных разумных решений с учётом конкретных обстоятельств, а не сферических коней в вакууме, не было)
пригнала в город больше скотоподобной и подлой старой дерёвни, чем город был в состоянии переварить и ассимилировать.
А после войны открыли этой дерёвне дорогу наверх , и она стала задавать правила всем.
..
Скотоподобность и подлость относятся не специфически к русскому крестьянству, а к любому.
Желающим предлагается прочитать роман Эмиля Золя La Terre, где показано крестьянство французское, ничуть не менее говнистое и мерзкое.
..
в естественных условиях обитания оно не настолько уж и говнисто,
хотя Глеб Успенский описал его с социологической точностью.
но при перенесении габитуса крестьянского общества в города случилась социальная катастрофа.
впрочем, другого выбора и не было,  для индустриализации было отпущено слишком мало времени.
...
почти везде и всегда люди жили разреженно семейными группами
- сельское население. в таком случае нарушение прайвиси особо и не гнетет.
в скученных и тесных европейских городах понятие прайвиси и появилось - как необходимое средство избегания стресса.
но там оно вырабатывалось сотни лет.
а у нас деревня разом и массово ухнулась в города в одно-два поколения. и со своим габитусом.
.
СССР до самого конца оставался страной преимущественно крестьян или вчерашних крестьян.
А селюк - худшая разновидность человеческой породы.
В искусстве это, например, у Куросавы в " Семи самураях" очень доходчиво объясняется в одном ярком монологе.
Ну или вот у Горького во множестве текстов.
А современную Россию населяют какие-никакие но уже городские.

==================================
в позднем Союзе - двор .школа. армия, пионерлагерь, да та же деревня или малый город - там была жесткая система заположняков
которые надо было обязательно соблюдать.. И были хранители устоев, типа знаменитых бабок на лавочке у подъезда «От людей на деревне не спрятаться».
.
человек имел возможность быть таким, каким хотел. Но, конечно, всё имело свою цену
...

Отношение людей друг к другу

****
Интровертам в СССР было тяжеловато.
Детям обязательно надо было с кем-нибудь «крепко дружить».
Взрослым надо было быть вместе со своими товарищами, которые и помогали, и могли поручиться, если ты оступился.
В какой-то мере дружба была даже ценней любви.
Во всяком случае, технологически она точно была сложнее, поскольку у друзей обязанностей было больше, равно как и поводов к предательству, порой парадоксальных, которых тоже была уйма
Были песни, стихи и повести, где друзей искали, теряли и снова находили – бесконечный, в сущности, сюжет.
На страницах газет и журналов о дружбе спорили, её обсуждали.
Дружба преодолевала границы. В идеальном, радужном мире будущего в едином хороводе вокруг планеты, одетые в национальные костюмы, кружили-дружили целые народы.
***
Именно поэтому современных мам и бабушек очень пугает, когда их ребенок или внук из двадцатых годов 21-го века ни с кем не дружит.
Но на самом деле сегодня общество значительно атомизировалось – распалось, присутствие человека рядом с человеком нужно уже не 24 часа в сутки и даже не один час.
Иногда достаточно десяти минут.
Хорошо это или плохо?
Автору, например, как интроверту, очень хорошо в таком новом мире.
****
В целом же отношение друг к другу незнакомых советских людей – это удивительная смесь хамства и душевного тепла.
Вполне нормально воспринимается, если в продмаге продавец общается с вами так, как будто вы уже годы живёте вместе и испоганили ей всю жизнь.
***
И вместе с тем – вполне нормальным было покачать чужую коляску с орущим ребенком возле магазина.
Раньше оставлять на улице коляски с детьми было вполне обычным делом – младенец не спарится в одеяльце и чистым воздухом заодно подышит.
Матерящиеся школьники были уверены, что если не первый, то второй и уж точно третий встречный прохожий сделает им замечание.
Ничего страшного не было в том, чтобы дать своего ребёнка «напрокат» знакомым, которые стояли в очереди, где «дают в одни руки», о том как помочь донести сумки до дома незнакомой бабушке или девушке, случались диспуты в прессе.
**
В целом, люди, вышедшие из деревень и общежитий, побывавшие в пионерлагерях, а иногда в просто лагерях, жили совершенно открыто.
Речь даже не о слабой звукоизоляции в «хрущёвках» - она и сегодня жива, просто и без любопытствующих глаз всё было у всех на виду.
В какое-то время «откровенностью», кажется, лечили негативные стороны жизни.
Например, о разводе надо было сообщить в газете.
С практической точки зрения такое объявление давалось для того, чтобы этих людей больше не ассоциировали с семьёй, но на самом деле не так много у отдельной семьи было каких-то обязательств перед людьми и государством.
Кажется, это была больше воспитательная мера.
***
В конце концов, что может быть откровенней вашего бытового мусора?
Раньше сбор бытовых отходов проходил так – в определенное время во двор, отчаянно сигналя, въезжал мусоровоз, останавливался в углу двора, и к нему тянулась вереница людей с вёдрами – со всем своим лично недоеденным, испачканным, использованным.
Единение людей могло быть иногда внезапным и очень мощным.
Владимир Гребнев:
- Да, было: женщины в рейсовом автобусе, в «шестёрке», едут и песни поют. Запойте сейчас песню в автобусе, попробуйте.
****
Взаимопомощь была привычной.
.К тем, кто отрывался от коллектива (для них было специальное слово – «отщепенцы»), относились настороженно.
Если отрывались по причине нелюдимого характера – ничего страшного,
хуже было, когда в основе затворничества были материальные разногласия,
и совсем страшно, когда причиной была иная идеология или религия.
Тогда это было настолько редким и диким явлением, что было достойно упоминания в газете.
*
====================
Сейчас молодую женщину на собеседовании разденут догола,
но вы живите в иллюзии, что у вас есть приватность
с понатыкаными везде камерами, незащищенными мессенджерами, почтой, личными кабинетами, смартфонами и компами, которые вас слушают и электронными мед картами.

===============================

====================
https://tessey.livejournal.com/895315.html

http://tkgorod.ru/news/22589?fbclid=IwAR1CuXB3lhiXnJjRHOvVzaYtz6lxtAjJ1_sOMtvbxheepPDookHrgQNRdwI


Tags: СССР, СССР идеология
Subscribe

  • 26 августа день казни поэта Николая Гумилева

    Русская народная забава: раз в году ругать большевиков за то, что расстреляли поэта Гумилева. .. .Гумилёв — кажется, единственный из поэтов…

  • Сергей Довлатов

    Мне сорок пять лет. Все нормальные люди давно застрелились или хотя бы спились. А я даже курить и то чуть не бросил.(Филиал) *** - Тоска, -…

  • писатель -деревенщик Федор Абрамов

    Большинство рассказов Ф. Абрамова -- про уходящую русскую, естественно прежде всего архангельскую, деревню. . По времени их написания (60е в…

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments

  • 26 августа день казни поэта Николая Гумилева

    Русская народная забава: раз в году ругать большевиков за то, что расстреляли поэта Гумилева. .. .Гумилёв — кажется, единственный из поэтов…

  • Сергей Довлатов

    Мне сорок пять лет. Все нормальные люди давно застрелились или хотя бы спились. А я даже курить и то чуть не бросил.(Филиал) *** - Тоска, -…

  • писатель -деревенщик Федор Абрамов

    Большинство рассказов Ф. Абрамова -- про уходящую русскую, естественно прежде всего архангельскую, деревню. . По времени их написания (60е в…