marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

про духовность и консерватизм

До 1917 года не только в РИ, но и во всем остальном мире представители homo sapiens делились на два вида: собственно, люди, и "субстрат".
Последний - как нетрудно догадаться, это безграмотная (уметь читать и подписываться - это не грамотность) масса, не оставляющая ни малейшего следа в истории.
И существующая только для того, чтобы "питать и поддерживать" реальных человеков.
(Для РИ в качестве последнего можно условно принять "образованные сословия".)
Так вот - у этих самых "человеков", включая бедные их слои (мелкие чиновники, народные учителя) - жизнь была, действительно, неплоха. А "субстрат"? Ну, а к чему о нем думать...
*
Что же касается страданий, которые испытывали при этом люди, то надо понимать, что до начала ХХ века основная их масса относилась к уже не раз упомянутому «субстрату».
Т.е., к исполнителям воли небольшого числа «избранных» - царей, аристократов, богачей. Которые, собственно, и могут рассматриваться, как «полноценные люди» периода классового разделения.
Поскольку именно они могли делать то, что, собственно, является «родовым признаком» человека (и разумного существа вообще) – а именно, планировать изменение реальности, исходя из своих потребностей, и заниматься «внедрением в жизнь» своих планов.
Поэтому только мысли и чувства этой самой ничтожной части человечества имели в это время значение.
Все же остальные…
Все же остальные вынуждены были жить в условиях «блокировки» своих высших интеллектуальных способностей. (Т.е., «недочеловечности».)
Ну да: если главное занятие раба – быть «говорящим орудием» в руках хозяина, то излишний ум ему только вреден.
Хотя бы потому, что «провоцирует» на самостоятельные поступки, которые приносят наказание.)
*
Разумеется, понятно, что это – крайний случай – однако подобные ограничения «висели» и на других подчиненных слоях.
В том смысле, что излишняя «живость мышления» приводила в них к столкновению с окружающей действительностью, ну, а затем…
А затем к ухудшению жизни и, очень часто, гибели.
(Ни одно крестьянское восстание или восстание других угнетенных слоев в «мире традиции» к победе не привело.)
*
Поэтому оптимальным существования для них была жизнь с  погружением сознания в «густой сироп» разнообразных мифов, легенд, традиций и т.п. вещей.
*
(Собственно, именно поэтому общество данного типа и именуется «традиционное».)
*

В таком положении, во-первых, было много меньше опасности выхода «на конфликт» с господином. (
Скажем, если он дочь крестьянина забрал себе для «права первой ночи», то последнему можно было не бросаться с топором на княжеских «баскаков» - с последующей гибелью – а убедить себя, что «так было всегда».)
А, во-вторых, это позволяло существенно снизить субъективный уровень страданий через уменьшение «порога чувствительности».
(Скажем, порка не воспринималась крепостными, как какое-то унижение – а только как физическая боль.)
*
Побочным эффектом от подобного состояния, кстати, выступал околонулевой уровень эмпатии,
*
.В том смысле, что только подобное «погруженное», «сумеречное» сознание могло без особых последствий воспринимать постоянно существующую в обществе Смерть.
Ну, в самом деле, как иначе жить при  практически гарантированной смерти детей, очень высокую смертности женщин при родах, наконец, при постоянно «висящей» перед глазами собственной смерти?
(Просто попил воды из лужи – ну, а откуда еще пить? – заболел дизентерией и умер.)
*
Такова была плата за указанную, немыслимую по  сегодняшним меркам, способность социума противостоять внешним возмущениям.
(Та же Черная Смерть, например, не привела к падению государств и краху религий при том, что вымерло тогда до трети населения Европы.)
Однако имелся тут и очевидный недостаток.
Состоящий в том, что указанное «сумеречное существование» подавляющего большинства приводило к очень низкому уровню научно-технического развития.
*
А точнее – практически к нулевому его состоянию: скажем, как во времена Одиссея пахали деревянной сохой на быках, так продолжали пахать где-то до второй половины XIX столетия.
(А где-то и до 1930-1960 годов века ХХ.)
Хотя тот же тяжелый конный плуг был изобретен еще в римское время.
(То есть, общество было неспособно принимать даже существующие инновации, не говоря уж об массовом производстве новых.)
*
Собственно, указанный момент и есть тот самый фактор, который навсегда блокирует указанную «традиционную модель».
В том смысле, что допустимый для нее уровень развития науки и техники означает неизбежный конкурентный проигрыш.
Причем не только в экономическом плане, но, что еще важнее, в плане военно-политическом – поскольку указанное состояние не позволяет производить современное и эффективное оружие.
Указанный момент, кстати, прекрасно наблюдается в случае с разнообразными «неотрадиционалистами», вроде запрещенного на территории РФ ИГИЛа. Которые прекрасно владеют «калашами», но на большее оказываются неспособны.
*
В общем, «традиционный путь» оказывается для человечества закрыт.
(Если, конечно, оно не упадет в результате глобальной катастрофы в новое Средневековье.
Причем, катастрофа должна быть именно глобальной:
если будет хоть один избежавший ее социум, результаты станут иными.)
*
https://www.facebook.com/qerrinax/posts/844681822750066
Tags: духовность и консерватизм
Subscribe

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments