marss2 (marss2) wrote,
marss2
marss2

Category:

это было навсегда, пока не кончилось

Если вам говорят, что идеал общественного устройства найден, и надо только так и никак иначе, значит, по мнению говорящих, не остается ничего иного, кроме как воспроизводить этот идеал.
.
Вы превращаете каждое завтра в вечное сегодня и наполняете этим сегодня каждое вчера – так, что больше ничего, кроме сегодня, не остаётся.
.
Здешним официальным лозунгом в Чехословакии эпохи "нормализации" было Se Sovětským svazem na věčné časy – "С Советским Союзом на вечные времена".
Правда, ироничные чехи присочинили лозунгу окончание a ani o vteřinu víc – "и ни секундой больше".
В итоге так и случилось.
.
Если нет будущего, то на самом деле нет и прошлого, на какие бы там "подвиги отцов и дедов"  и "можем повторить" ни ориентировалось такое общество.
.
История – штука живая, она всё время обновляется в зависимости от того, как мы смотрим на нее из сегодняшнего дня – что не означает насильственного и натужного отрицания фактов, скорее наоборот, их непрерывный поиск и анализ.
Реальная история – это вечное обсуждение.
.
Если всё навсегда хорошо и ясно, такая история тоже становится не нужна.
Поэтому прошлое высекается в граните и отливается в бронзе – навеки.
Без вариаций.
Без обсуждений.
Хотя на самом деле оно, конечно, колеблется вместе с генеральной линией партии или вождя – но замечать этого не следует, в некоторых случаях это даже опасно. "Океания всегда воевала с Евразией", вот уж кто действительно высек в граните, так это Оруэлл.
.
Итак, диктатура – это попытка торжества вечного сегодня.
Многие принимают это за "стабильность" и проникаются всей душой, но тут есть существенная разница.
Настоящее диктатуры требовательно, и эти требования всё время возрастают. Клясться в верности нужно всё истовее, а правил, за несоблюдение которых карают (и всё суровее), становится всё больше.
Потому что для поддержания вечного сегодня нужно пресекать любые попытки движения к чему-то, что от сегодня отличается.
.
Если в завтра не пускают, происходит революция.

Сама по себе она – болезнь, спазм, приступ, тут я вполне согласен с яростной критикой французской революции Бёрком.
Но любители вечного сегодня часто не оставляют иного выбора.
Обществу надоедают остановленные часы, и это естественно.
.
Возражения по поводу того, что итоги революций нередко бывают ужасны и ведут к состоянию еще худшему, чем было перед этим, "не канают" по двум простым причинам.
.
Во-первых, история – открытый процесс, и никто не знает, к каким именно результатам приведет та или иная революция.
Результаты "большой" французской революции XVIII – XIX веков сильно отличались от результатов российской революции начала ХХ века, а, скажем, "арабская весна" в трех соседних странах – Тунисе, Ливии и Египте – пошла тремя очень разными путями.
.
Во-вторых, революция – это не альтернатива, это яростный поиск выхода из безальтернативности, а этих выходов может быть (и всегда есть) больше одного. Они и есть альтернативы, и обычно их можно достичь и нереволюционным путем – но для этого нужно допустить существование хоть какого-то завтра, а это для диктатур невозможно.
.
Даже подавленная революция – признак жизни.
Даже неудавшаяся революция – намек на возможность будущего.
При этом никто не гарантирует, что будущее будет прекрасным или даже просто хорошим.
Никто в этой жизни не гарантирует вообще ничего,
Никто не знает, чем обернется революция.

https://www.facebook.com/jaroslav.simov/posts/10220681059198792
.
.
Tags: историческая политика, революции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marss2 june 25, 2014 01:11 1
Buy for 10 tokens
"Фак, как быстро пролетело лето. Так много всего запланировала, но ни черта не успела ". Оставлю это тут, чтобы в сентябре не писать Иногда я чувствую себя бесполезным, но затем вспоминаю, что дышу, вырабатывая при этом углекислый газ для растений. Как ввести гопника в замешательство:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments